Западный обряд в православии

21-09-2023

За́падный обря́д в правосла́вии; Правосла́вие за́падного обря́даканонические православные общины и группы, практикующие модифицированные формы исторических западных литургических обрядов. С половины XX века существуют в Русской Зарубежной Церкви, в Североамериканской Архиепископии Антиохийской Церкви и во Франции.

Содержание

Предыстория

До Великого раскола в 1054 единая кафолическая Церковь объединяла в себе многообразие литургических форм. После раскола употребление западных обрядов в Восточной греческой Церкви пресеклось.

Современное возрождение западной литургической практики восходит к деятельности немецкого католического священника Юлиуса Йозефа Овербека (Julius Joseph Overbeck), перешедшего в православие в 1865 году при содействии российского посольского священника Евгения Попова, который принял его как мирянина[1]. Овербек направил прошение в Святейший Синод о дозволении основать в Англии православную Церковь западного обряда. Митрополит Филарет не принял определённого решения, но не исключал такого замысла. В 1869 году он подал прошение, подписанное 122-я просителями, в основном трактарианцами. В 1870 году он был приглашён в Санкт-Петербург, дабы лично представить своё дело, для оценки которого Синод создал комиссию. Комиссия одобрила представленную Овербеком редакцию западной литургии[2].

В августе 1879 Овербек имел аудиенцию у Константинопольского патриарха Иоакима III и также заручился его принципиальной поддержкой проекта. Но замыслы Овербека не воплотились в действительность.

В 1870-е1890-е активным поборником присоединения «старокатоликов» к православию при сохранении их обряда был генерал А.А. Киреев (18381910).

Первой общиной западного обряда стал бывший епископальный приход во главе с Жозефом Вилаттом (фр. Joseph René Vilatte) в Грин-Бее (Висконсин), принятый в православие в 1890 году российским епископом в Северной Америке Владимиром (Соколовским-Автономовым); но существовал недолго, так как Виллат вскоре был рукоположён в сиро-яковитского епископа.

Во Франции

16 июня 1936 года в ответ на просьбу группы Луи-Шарля Винэра (Louis-Charles (Irénée) Winnaert) Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) издал указ, поручавший желающих присоединиться к православию с сохранением западного богослужения попечению митрополита Виленского Елевферия (Богоявленского), управляющего Западно-Европейскими приходами Русской Церкви. Группа была принята под названием l’Eglise Orthodoxe Occidentale («Западная Православная Церковь») и вскоре оказалась в окормлении Евграфа Ковалевского (впоследствии епископ Сен-Денийский Иоанн-Нектарий) под названием (с 1948 года) Французская православная церковь (англ.)русск. (l’Église Orthodoxe de France) или «Кафолическая православная церковь Франции» (l’Église Catholique Orthodoxe de France или ECOF). Ковалевский в 1946 году начал развивать в ней Галликанский обряд. В 1948 году, после значительных исследований, архимандритом Алексием (ван дер Менсбрюгге) (с 1 ноября 1960 викарный епископ Медонский (Meudon)) была издана реставрированная Римская месса под названием La Liturgie Orthodoxe de Rit Occidental.

С 1959 по 1966 год Ковалевский и его община были в каноническом подчинении РПЦЗ, в которой он получил епископскую хиротонию в 1964 году. В тот период Церковь Франции пользовалась активной поддержкой со стороны Иоанна (Максимовича); его кончина в 1966 году стала серьёзным ударом по движению западного обряда. Преемник Ковалевского Жиль Бертран-Арди (Gilles Bertrand-Hardy) в 1972 был принят в Румынский Патриархат в румынском посольстве в Париже и был рукоположён во епископа с именем Герман (Germain de Saint-Denis). Из-за канонических разногласий в 1993 году ECOF большей частью покинула Румынский патриархат, уйдя таким образом в раскол. Для тех приходов, которые пожелали остаться в Румынском патриархате (несколько во Франции и один в Швейцарии), был создан особый деканат галликанского обряда, во главе которого был поставлен священник Григорий (Бертран-Харди). 3 апреля 1997 года Ассамблея православных французских епископов во Франции специальным постановлением выразила отрицательное отношение к ECOF.

В 2001 году после скандала, вызванного открытием факта брачного статуса епископа Германа в 1995 году, 10 приходов откололись от ECOF и образовали Union des Associations Cultuelles Orthodoxes de Rite Occidental (UACORO). В скором времени Союз UACORO начал искать соединения с Православной Церковью. Один из приходов в Страсбурге присоединился к Корсунской епархии Московского Патриархата. В 2004 году UACORO начал переговоры с Сербским Патриархатом[3]. 20 марта 2005 года епископ Афанасий (Евтич), председатель комиссии при Священном Синоде Сербской Церкви по переговорам с UACORO, призвал всех верующих Союза к незамедлительному обращению в Православную Церковь (любой юрисдикции)[4]. 15 июня Синод Сербской Церкви постановил, что члены UACORO могут быть приняты в общение только в индивидуальном порядке, но не как каноническая общность, а также при условии полного признания богослужебной традиции Православной Церкви, в частности Божественной литургии[5][6]. В 2006 году многие члены UACORO в индивидуальном порядке (как духовенство, так и миряне) были приняты в Западноевропейскую епархию Сербского Патриархата[7]. В декабре того же года была учреждена l’Église Orthodoxe des Gaules, находящаяся в схизме.

Приходы ECOF используют литургию Св. Германа, представляющую собой переработку Галликанского обряда с элементами византийского, кельтского и мозарабского обрядов. Согласно исследованию епископа Афанасия (Евтича) обряд, практикуемый ECOF, нельзя назвать западным в полном смысле этого слова[6].

В Северной Америке

В составе Антиохийской Православной Церкви

В мае 1958 года Антиохийский Патриарх Александр III дозволил митрополиту Антонию (Баширу) учредить приходы западного обряда, что он исполнил в августе 1958 года. В отличие от Указа митрополита Сергия 1936 года, указ митрополита Антония не допускал свободного биритуализма для мирян и духовенства.

В 1961 году в на основании указа митрополита Антония в Антиохийскую Архиепископию было принято Общество (the Society of Clerks Secular of St Basil) во главе с Александром Тёрнером (Alexander Turner), который по переходе в православие стал священником.

В 1977 году в Антиохийское викаритатство западного обряда был принят епископальный приход в Детройте, который первым начинает использовать обряд на основе англиканского, одобренный в 1904 году Тихоном во время его пребывания в Америке, и поэтому частно называемый Литургией св. Тихона. Литургия Св. Тихона практикуется большинством приходов викариатства. Другие приходы используют литургию св. Григория (адаптированная Тридентская месса).

К 2004 насчитывалось 20 приходов. В 1995 викариатство было разделено на 3 деканата.

На конец 2009 — начало 2010 года число приходов викариатства западного обряда Антиохийского патриархата в США достигало уже 33, также под управлением викариатства находилось ещё 3 прихода в Австралии и Новой Зеландии[8].

В составе Русской Православной Церкви заграницей

На середину 2010 года в составе Русской Православной Церкви за рубежом было 9 общин, служащих по восстановленному Сарумскому обряду. 13 ноября 2008 года было принято решение, что все общины западного обряда в РПЦЗ находятся в прямом подчинении митрополита Илариона (Капрала).

В середине 2010 года из «Православной церкви Франции» (ECOF) был принят о. Аллин Смит (Allyne Smith) (известный публицист), и его приход св. Иоанна Чудотворца (Дес Мойнс, штат Айова), в приходе продолжает использоваться галликанская литургия.

В ноябре 2010 года стало известно, что в РПЦЗ принята целая неканоническая юрисдикция, насчитывающая десять приходов, Братство св. Григория Великого. В братстве используют обряд, принятый в Крайстминстерском монастыре. И, таким образом, к 1 января 2011 года в составе РПЦЗ имеется уже 20 приходов, использующих западный обряд.

17 мая 2011 года приходы западного обряда были выделены в отдельный викариат, епископ Иероним (Шо) был назначен помощником первоиерарха РПЦЗ по управлению этими общинами[9].

В Австралии

Литература

  1. Fr David Abramtsov. A Brief History of Western Orthodoxy
  2. К. Жуньеви. Попытка создания галликанской церкви: Католическая Православная Церковь Франции (ECOF).

Примечания

  1. David F. Abramtsov. The Western Rite and the Eastern Church: Dr. J. Julius Overbeck and His Scheme for the Re-Establishment of the Orthodox Church in the West. // Докторская диссертация, University of Pittsburgh, 1961, стр. 5.
  2. Собраніе мненій и отзывовъ Филарета, митрополита московскаго и коломенскаго, по учебнымъ и церковно-государственнымъ вопросамъ под ред. Архиепископа Саввы, Т. V, ч. 2, Москва, 1888, стр. 711-713.
  3. Сообщение комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви по вопросу о присоединении французских приходов западного обряда
  4. Епископ Афанасий (Евтич) призывает французских верующих западного обряда к возвращению в лоно Церкви
  5. Lettre du Saint-Synode de l’Église orthodoxe serbe concernant les conditions de réception des membres de l’UACORO dans l’Église orthodoxe
  6. ↑ Une nouvelle étape des discussions de l’Église serbe avec l’UACORO
  7. Réception de deux prêtres de l’UACORO au sein de l’Église orthodoxe serbe
  8. Иерархия церквей | Приходы викариата западного обряда Антиохийской церкви
  9. Иерархия церквей | Приходы западного обряда в Русской православной церкви За границей

Ссылки

  • Православные церкви западных обрядов
  • Западное православие (англ.)
  • Официальный сайт l'ECOF (фр.)
  • Официальный сайт L'Église orthodoxe des Gaules (фр.)
  • Неофициальный сайт православия Западного обряда (англ.)
  • Антиохийская Архиепископия в Северной Америке. Западный обряд. (англ.)
  • Галликанский обряд в православной церкви // Православная энциклопедия. Том X. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — С. 368-372. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-016-1

Западный обряд в православии.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47