Зая-Пандита

31-08-2023

Зая-пандита Намхай Гьяцо
калм. Зая Пандит Оһтрһун Дала
Памятник Зая-Пандите(Элиста, Калмыкия)
геше-рабджампа
Церковь: школа гелуг
 
Рождение: 1599 год(1599)
Джунгария
Смерть: сентябрь 1662
Отец: Байбагас (приёмный)
Принятие монашества: 1616

За́я-Панди́та или За́я-Панди́та Намкхай Чжамцо (калм. Зая Пандит Оһтрһун Дала; монг. Заяа Бандида Огторгуйн Далай (Намхайжамц); ок. 1599— сентябрь 1662) — калмыцкий и ойратский деятель буддизма школы гелуг, создатель алфавита «ясное письмо», переводчик сутр и других текстов, поэт, учёный и просветитель, видный политический деятель Центральной Азии середины XVII века.

Содержание

Биография

Ранние годы и образование

Зая-пандита, при рождении носивший имя Шархбуг, был приемным сыном хошоутского хана Байбагаса, пятым сыном в семье.[1] В 17 лет, приняв обеты банди и монашеское имя Намхайжамц, через Кукунор прибыл в Тибет.[2] В течение 22 лет изучал теорию и практику буддизма, из них 10 лет обучался цаниду в дацане лхасского монастыря Дрепунг; одним из его главных учителей был Панчен-лама IV. За особые успехи получил звание пандиты, а также учёную степень геше-рабджампы. Был приближённым Далай-Ламы V.

Религиозная и политическая деятельность

В.В. Верещагин. Калмыцкая молельня (1869-1870)

В 1639 году по указанию Панчен-ламы, Далай-ламы и настоятеля Гандена Зая-пандита вернулся на родину в Джунгарию, где развернул бурную миссионерскую деятельность по пропаганде буддизма, разъезжая по стране, посещая владения многих нойонов, выступая в качестве арбитра при спорах и конфликтах, основывая монастыри.[3] В 1640 году принял активное участие в организованном Эрдэни-Батуром съезде, на котором был утвержден свод монголо-ойратских законов — Степное Уложение. После этого в 1642 году Зая-пандиту пригласили к себе для проповеди монгольские Дзасагту-хан, Тушэту-хан и Сэцэн-хан.[1]

Весной 1645 года по случаю болезни сына Дайчина Даян-Эрки Зая-пандита прибыл к торгоутам, а затем про приглашению других торгоутских тайшей и нойонов посетил их вместе со своими учениками, проповедуя буддизм.[4] В 1646 году Зая-пандита разрешил переходящий в войну спор между Хундлэн-убаши, Очирт-тайджи и Эрдэни-Батуром. В 1647 году Зая-пандита первый раз посетил калмыцкие улусы Нижнего Поволжья, а в 1650 году вернулся в Тибет. В 1656 году пресёк вражду между тайджи Лувсаном, Огжодовом, Тугалом и Мэргэном.[1] В 1660 году вновь посетил Поволжье, и через два года скончался от паралича на обратном пути в Тибет.

Разработка «ясного письма» и переводческая деятельность

В 1648 году, зимуя у Авлая-тайджи на реке Чу, Зая-пандита по инициативе Авлая и Эрдэни-Батура, а также по просьбе других ойратских нойонов, создал новый ойратский алфавит «ясное письмо» на основе старомонгольской письменности.[2] Перевёл с тибетского языка на ойратский примерно 170 произведений: от буддийских канонических книг из Ганджура и Данджура до философских и медицинских трактатов, сборников легенд и т. д.

Наиболее известный намтар (житие) Зая-Пандиты под названием "Лунный свет: История рабджам Зая-Пандиты" был написан его учеником Ратнабхадрой (1690).

Источники

  • Раднабхадра. Лунный свет: История рабджам Зая-пандиты. Серия: Памятники культуры Востока. Издательство: Санкт-Петербург, 1999 г. 176 стр. ISBN 5-85803-095-5. Тираж: 500 экз.

Литература

  • Бадмаев А. В. Зая-Пандита. — Элиста, 1968.
  • Голстунский К. Ф. [Биография Зая-Пандиты] // Монголо-ойратские законы 1640 г. — СПб, 1880. С. 121—130.
  • Ринчэн. Ойратские переводы с кит[айского] // Rocznik Orientalistyczny. — Warszawa, 1966. V. 30. Z. I. P. 59—73.

См. также

Примечания

  1. ↑ РАБЖАМБА ЗАЯ БАНДИДА НАМХАЙЖАМЦ «ОГТОРГУЙ ДАЛАЙ»- ЫН НОМЫН ӨРГӨӨ БАЙГУУЛНА
  2. ↑ Заяа Бандида Намхайжамц
  3. Ойратские просветители Нейджи-тойн, Зая-Пандита и их деятельность
  4. Ойраты-калмыки: века и поколения. — Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998.

Зая-Пандита.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47