Зедльмайр, Ганс

15-10-2023

Ганс Зедльмайр
Hans Sedlmayr
Дата рождения:

18 января 1896(1896-01-18)

Место рождения:

Хорнштайн

Дата смерти:

9 июля 1984(1984-07-09) (88 лет)

Место смерти:

Зальцбург

Научная сфера:

искусствоведение

Альма-матер:

Венский университет

Научный руководитель:

Макс Дворжак

Ганс Зедльмайр (Hans Sedlmayr, 18 января 1896, Хорнштайн — 9 июля 1984, Зальцбург) — австрийский историк искусства.

Биография

Родился 18 января 1896 года в австрийском городе Хорнштайн в семье агронома. Во время Первой мировой войны служил артиллеристом, в составе австро-венгерского экспедиционного корпуса участвовал в боевых действиях в Сирии. Вернувшись с фронта, изучал архитектуру в Высшей технической школе, затем — историю искусства в Венском университете под руководством Макса Дворжака иЮлиуса фон Шлоссера. В это время определилась сквозная тема исследований Зедльмайра — история барочной архитектуры в Австрии и Италии, прежде всего творчество Фишера фон Эрлаха и Борромини. После защиты габилитационной диссертации в 1933 году он получил место приват-доцента в Высшей технической школе, а три года спустя возглавил кафедру истории искусства Венского университета. Вскоре после окончания Второй мировой войны Зедльмайра как члена нацистской партии отстранили от преподавания, и вскоре он был вынужден перебраться в Баварию. Там в 1951 году он возглавил кафедру истории искусства в Мюнхенском университете. В послевоенный период Зедльмайр продолжает начатое ещё в 1930-х годах изучение готической архитектуры, итогом которого явилась монография «Возникновение собора» (1950). Другим направлением его творчества стало написание «критической трилогии» («Утрата середины» (1948), «Революция современного искусства» (1955), «Смерть света» (1964)), цикла очерков по истории европейского искусства XVIII—XX веков. С 1965 года и до последних лет жизни Зедльмайр жил в Зальцбурге, преподавая историю искусства в университете. Умер в Зальцбурге 9 июля 1984 года.

Публикации

  • Die Architektur Borrominis. Berlin, 1930.
  • Verlust der Mitte. Salzburg, 1948.
  • Die Entstehung der Kathedrale. Zürich, 1950.
  • Die Revolution der modernen Kunst. Hamburg, 1955.
  • Johan Bernhard Fischer von Erlach. Wien, 1956.
  • Kunst und Warheit. Zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. Hamburg, 1958.
  • Der Tod des Lichtes. Übergängene Perspektiven zur modernen Kunst. Salzburg, 1964.
  • Epochen und Werke. Gesammelte Schriften zur Kunstgeschichte. Wien — München, 1959—1983. Bd. 1 — 3.
  • Зедльмайр Г. Искусство и истина. Теория и метод истории искусства / Пер. Ю. Н. Попова. СПб., 2000.
  • Зедльмайр Х. Утрата середины / Пер С. С. Ванеяна. М., 2008.

Литература

  • Граблёва А. Н. Феноменологическая эстетика Ганса Зедльмайра // Современная буржуазная эстетика. Критические очерки. М., 1978. С. 165—192.
  • Тасалов В. И. Ганс Зедльмайр. Дилемма хаоса и порядка в постмодернизме 50-х—70-х гг. // Искусствознание Запада об искусстве XX в. М., 1988. С. 43—71.
  • Бибихин В. В. Ганс Зедльмайр: искусство видеть // Он же. Новый Ренессанс. М., 1998. С. 78—99.
  • Ванеян С. С. Между гештальтом и теофанией. Структурный анализ и история духа в творчестве Ханса Зедльмайра // Искусствознание. 1999. № 1. С. 506—552.
  • Ванеян С. С. Пустующий трон. Критическое искусствознание Ханса Зедльмайра. М., 2004.

Зедльмайр, Ганс.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47