12-10-2023
Эйдети́зм (от др.-греч. εἶδος — образ, внешний вид; также «фотографическая память») — особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления. В этот образ могут и зачастую входят также насыщенные образы по иным руслам восприятия (слуховые, тактильные, двигательные, вкусовые, обонятельные и т. д.) В том или ином виде и степени эйдетизм присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких проявлениях встречается довольно редко.
Среди тех, кто первым описал эйдетизм, — сербский учёный В. Урбанчич (1907). В 1920-х в Германии психологом Э. Йеншем совместно с учениками были проведены фундаментальные исследования эйдетизма.
В психологии — воспроизведение во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы. Эйдетические образы отличаются от обычных тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Физиологическая основа эйдетических образов — остаточное возбуждение анализатора.
Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[1].
1. Яркие эйдетические образы по своей наглядности и подробности почти не уступают, а порой и буквально затмевают образ восприятия (то есть то, что в действительности происходит вокруг человека). Понятно, что, к примеру, при переходе дороги с напряжённым движением и в целом ряде подобных случаев это создаёт эйдетику большие сложности, а порой и прямую опасность для жизни его самого и близких [2].
2. Яркий эйдетический образ — это один из способов весьма существенного влияния на ход физиологических явлений в теле самого эйдетика, а порой и его окружения. Александр Лурия, в частности, описывает возможности Шерешевского существенно влиять на изменение частоты сердечно-сосудистых сокращений своего сердца, температуру руки и пр. Понятно, что, как и любое мощное орудие, в умелых руках подобное влияние может стать и нередко становится исцеляющим, а в неумелых, при беспорядочных чувствах и мышлении, способно принести не менее значимый вред прежде всего самому его обладателю.
В то же время уже в течение веков открыты и используются способы пробуждения и тренировки эйдетических способностей. Наиболее широкоизвестным примером являются многие направления йоги, сюда же относятся ряд направлений шаманизма, целительства, изобретательской деятельности, художественного и литературного творчества и пр. Отметим, что при нарушении правила тщательного отбора способных к овладению эйдетизмом, постепенного и посильного обучения их грамотному вызыванию образа и, что не менее важно, своевременному освобождению от него (мысленному растворению, угасанию образа и пр.) имели место случаи нервного перенапряжения и других накладок, порой с тяжёлыми последствиями.
Так И. Шульц описал неоднократные случаи шизофрении с попытками самоубийств, возникшие в итоге неумелых, но настойчивых попыток вызвать эйдетические образы. М. Зощенко описал ряд подобных случаев в писательской среде в своей книге «Перед восходом солнца».
Любопытно, что в качестве лечения И. Шульц предложил вновь вызывать эйдетические образы, только делать это грамотно. Этот подход изложен, в частности, в довоенной работе одного из сотрудников Шульца К.Томаса[3]. Подход оказался успешным.
На основе этого подхода ныне разработаны более подробные методики насколько возможно безопасного пробуждения, использования и тренировки эйдетического восприятия, памяти и мышления, применяемые в Московской школе эйдетики, Школе быстрого чтения О. А. Андреева и ряде других более закрытых школ.
Зрительная память.