20-05-2023
Израильский разделительный барьер (ивр. גדר ההפרדה, разделительный забор) — пограничное сооружение Израиля. Оно отделяет Израиль от Западного берега реки Иордан (исторические Иудея и Самария).
Общая длина пограничного барьера составляет 703 километра. Состоит на 90 % из забора (с 60-метровой полосой отчуждения) и на 10 % из стены (высотой до 8 метров)[1]. В более чем на 20 % своей протяженности барьер не совпадает с «зелёной линией», а вдаётся на территорию, которую палестинцы считают своей, и «отгораживает» к израильской стороне более 10 % площади Западного Берега.
Основными целями строительства забора являлись[2]:
Строительство началось в 2003 году, когда премьер-министром Израиля являлся Ариэль Шарон. Было запланировано закончить строительство летом 2005 года, но из-за различных жалоб в Верховный суд Израиля работы ещё не завершены.
В районах, ограниченных сооружением, более чем наполовину снизилось количество террористических актов и попыток проникновения на израильскую территорию[3]. Однако критики разделительного барьера утверждают, что под предлогом обеспечения безопасности, Израиль стремится в одностороннем порядке и без переговоров установить выгодные для себя границы между Израилем и будущим Палестинским государством. Генеральная ассамблея ООН призвала Израиль прекратить возведение барьера, а Международный суд в Гааге в консультативном заключении признал строительство нарушающим международное право[4]
Содержание |
Идея создания физического барьера между израильским и палестинским населением была впервые предложена в 1992 году тогдашним премьер-министром Израиля Ицхаком Рабиным, после убийства террористом из Газы 15-летней Хелены Рапп в Иерусалиме, Рабин заявил, что Израиль должен «отделить Газу от Тель-Авива», с тем чтобы свести к минимуму трения между народами[5].
Во время переговоров в Осло, после вспышки насилия в октябре 1994 года, включая теракты в Иерусалиме и Тель-Авиве и похищения Н. Ваксмана, Рабин объявил о своей позиции, согласно которой «мы должны принять решение о разделении как философии. Там должна быть четкая граница. Без демаркации линии будет только поглощение Израилем 1,8 млн арабов, что просто принесет большую поддержку для Хамаса»[5].
Первый участок стены (как бетонных плит), построенный в качестве барьера, был установлен в 1994 году. Этот участок следовал вдоль границы деревней Бат Хефер и Тулькарем[6].
После теракта на перекрестке Шарон, недалеко от города Нетания, Рабин высказал более конкретные цели:
|
По заявлению правительства Израиля, возведённое Израилем сооружение должно защитить мирное население от непрекращающихся проникновений террористов-смертников на территорию Израиля.
С сентября 2000 года (начало 2-й интифады) сотни израильтян стали жертвами терактов. Правительство заявило, что приняло решение возводить защитное сооружение, поскольку защита своих граждан является обязанностью государства. Согласно МИД Израиля [7], правительство Израиля исходило из значительного уменьшения числа терактов в результате существования разделительных сооружений, поскольку почти все теракты были совершены с территории Западного берега, а не с сектора Газа, который уже был отделён от территории Израиля защитным забором.
По данным МИД Израиля, во время терактов, совершённых смертниками из Западного берега, в 2003 года в районах с забором было убито 46 человек и ранено 221. В районах без забора в тот же период составило 89 убитых и 411 раненых. За первое полугодие 2004 года в районах без забора в итоге терактов было убито 19 человек и 102 ранено, в то время как в районах с забором не было погибших от терактов[8].
Согласно данным Шабака, за 2004 год[9][10] и официальной израильской статистике, количество терактов со стороны смертников в результате строительства барьера значительно уменьшилось. Согласно этим данным, потери Израиля от действий террористов в 2004 году были на 33 и 80 % меньше, чем соответственно в 2003 и в 2002 годах[2].
Согласно общей статистике террористических актов смертниками против граждан Израиля, с возведением стены взрывы полностью сошли на нет и по сути терроризм побежден: 2005 — 8 взрывов, 2006 — 3 взрыва, 2007 — 1 взрыв, 2008 — 1 взрыв, 2009 — по 2010 взрывов не было, 2011 — 1 взрыв.
Лидер террористической организации «Исламский Джихад» также подтвердил что забор безопасности усложняет проникновение террористов-смертников[11].
Согласно другим публикациям, разделительный барьер очень легко преодолеть в случае желания, так 700—1000 жителей только одной палестинской деревни перебираются через него нелегально еженедельно в Израиль с целью найти там работу [12].
Большинство преграды (на протяжении больше 700 км) состоит из металлического забора с колючей проволокой, траншеи, забора с датчиками движения, песчаной полосы для наблюдения за следами, асфальтированной патрульной дорожки и дополнительной колючей проволоки на израильской стороне. На обеих сторонах забора, на ширине 70 м, посторонним вход воспрещён. На небольшом отрезке вблизи Иерусалима (на протяжённости больше 25 км) возведена железобетонная стена высотой 8 м.
Возведение стены вызывает бурный протест со стороны палестинцев. Стена частично отходит от «Зелёной линии» и проходит по палестинской территории. Она в некоторых местах разделяет палестинские деревни на две части, затрудняет проход крестьян к своим полям.
В результате строительства барьера:
По мнению израильской организации Бецелем:
При утверждении контуров разделительного барьера практически полностью игнорировались серьёзные нарушения прав человека в отношении местного палестинского населения. При выборе трассы руководствовались совершенно посторонними соображениями, никоим образом не связанными с вопросом безопасности израильских граждан. Главным фактором при строительстве барьера являлось стремление включить в территорию к западу от барьера как можно больше еврейских поселений, с тем чтобы облегчить процесс их присоединения к Израилю.
Международный суд ООН 9 июля 2004 года назвал отклонение трассы от Зелёной линии нелегальным [15] и нарушением Женевской конвенции [16][17].
Обозреватель The Washington Post Чарльз Краутхаммер (англ.) отмечает, что рассмотрение дел в этом суде требует обоюдного согласия сторон. А поскольку Израиль такого согласия не давал, то данное разбирательство вообще находится вне юрисдикции этого арбитражного суда. Краутхаммер утверждает, что факт неподсудности данного случая Международному суду признан не только США, но также Европейским Союзом и Россией.[18]
Аналогичные сооружения со схожими целями созданы во многих конфликтных регионах. Так, Турция построила стену против проникновения курдских террористов на территории приграничного района, оспариваемого Сирией. На 1500 километров протянулось индийская стена, разделяющая Кашмир, причём Пакистан утверждает, что это сооружение нарушает международное законодательство, в одностороннем порядке демаркируя спорную границу. Власти Йемена заявляют, что 600-километровая стена, построенная Саудовской Аравией, противоречит соглашениям, заключённым в 2000 году, а Испания, по утверждениям Марокко, удерживает часть марокканской территории, окружив стеной город Сеута на севере Африки.[19][20]
Разделительные стены построены между Северной Кореей и Южной Кореей, в Западной Сахаре (между Марокко и САДР), между Ботсваной и Зимбабве, между Саудовской Аравией и Ираком. Узбекистан отделился стеной от Таджикистана. Объединённые Арабские Эмираты строят забор на границе с Оманом, а Кувейт 215-километровую стену вдоль границы с Ираком. На Кипре разделены стеной турецкая и греческая части острова. Таиланд отделяется забором от Малайзии. Пакистан построил барьер на границе с Афганистаном, длиной в 2400 километров. США строят защитную стену на границе с Мексикой. Католическое и протестантское население Северной Ирландии отделено стеной друг от друга[21].
Для защиты от контрабандистов и нелегальных мигрантов Греция на границе с Турцией начала строительство стены высотой 2,5 м и длиной в 10 км. Сооружение снабжается двойным рядом колючей проволоки, а также камерами видеонаблюдения[22].
Самой знаменитой из подобных стен была Берлинская стена, существовавшая с 1961 по 1989-1990 годы.
Израильский разделительный барьер.