16-10-2023
Школа-интернат — образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей.
Слово «интернат» произошло от лат. internus (внутренний)
По контингенту:
По образовательной программе:
Обозначаются номером типа по следующему списку:
На конец 2004 года в России насчитывалось 692 школы-интерната общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. — детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей)[1].
По просьбе родителей (лиц, их заменяющих) директор школы-интерната может отпускать воспитанников домой на время каникул, в воскресные и праздничные дни, а по уважительным причинам — и в другие дни.
За содержание воспитанников в школе-интернате с родителей (лиц, их заменяющих) взимается плата в установленном порядке.
Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарём[неизвестный термин], предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарём.
После окончания школы-интерната, детей, оставшихся без попечения родителей, в принудительном порядке направляют для дальнейшего обучения к месту закреплённого за ним жилья, которое суд в обязательном порядке закрепляет при его наличии на момент лишения родителей прав, что делает невозможным продажу и иные действия родителей по отношению к недвижимости в отсутствие ребёнка, которого возвращают фактически в ту семью, из которой его забрали в детстве. И помимо всего чаще дети приезжают по месту закрепления, либо к развалинам, либо там живут родственники ведущие аморальный образ жизни. Эта практика показывает, что ребёнок не выносит моральных ценностей из обучения в школе-интернате, возвращаясь в атмосферу безразличия и пустоты в не сложившейся семье.
Дети-сироты (полные сироты) вправе самостоятельно выбирать дальнейший путь и город обучения внутри страны без ограничений; но ввиду отсутствия опыта у ребёнка и нежелания тратить время и силы для его устройства в других городах, районах и республиках у социальных педагогов, дети по указанию вышеупомянутых социальных педагогов остаются в том же городе, в котором окончили школу-интернат, или по желанию ребёнка направляются для продолжения обучения к месту рождения.
В некоторых школах-интернатах детей после окончания обучения категорически отказываются допускать в «родную» школу-интернат и лишают возможности видеться со своими друзьями, отказывают в помощи и моральной поддержке, оставляя ребёнка наедине со своими проблемами. В других школах-интернатах — наоборот, первые полгода активно помогают «встать на ноги», допускают в школу-интернат, дают полезные советы, выделяют порции питания в общей столовой, помогают материально «из своего кармана».
По статистическим данным различных источников, 70 % воспитанников школ-интернатов во время обучения или после окончания школы-интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы; дети 50 % воспитанников школ-интернатов впоследствии также попадают в школу-интернат по разным причинам.
При поступлении на дальнейшее обучение в ПТУ детям-сиротам не предоставляется льгот на обучение по желаемой специальности. Например если сирота хочет быть автомехаником, его поступление запросто «завалят» тестами, и предложат специальность «там, где останется место», например токарем. Этот факт естественно отбивает у сироты любое желание продолжать обучаться, родителей, которые могут стимулировать обучение поощрениями или угрозами наказания у сироты нет, по сути 15-17 летний подросток после выпуска из школы-интерната сам себе хозяин и может запросто решить, что обучаться дальше он не будет, перестанет посещать учебное заведение и никто не будет предлагать ему альтернативных выходов, отделы опеки и попечительства во многих регионах России вообще бездействуют. Но зачастую, когда такие молодые люди попадают на скамью подсудимых, педагоги говорят «Ну что тебе мешало учиться, ну ты бы подошел поговорил, мы бы тебя перевели на другой курс»… На практике можно услышать только «Учись хоть на кого-нибудь пока за тебя государство платит, на курсе автомехаников нет мест, мы ничего не можем сделать»…
Дети-сироты, выпускники школ-интернатов, оставшиеся один на один с неродной стихией и привыкшие жить в коллективе, не приспособлены жить в одиночку, отсюда статистика преступности и суицида.
Интернат.