Иоанн (Шаховской)

20-10-2023

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 23 августа 1902(19020823), Москва — 30 мая 1989, Санта-Барбара, Калифорния, США) — епископ Православной церкви в Америке, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Проповедник, писатель, поэт.

Содержание

Семья, детство, юность

Родился в аристократической семье. Род Шаховских восходил к Рюрику через святого равноапостольного великого князя Владимира по линии святого князя Федора Смоленского-Ярославского. Отец, землевладелец, несмотря на это пахавший вместе с крестьянами землю в своём имении в Тульской губернии. Мать — правнучка архитектора Карло Росси. Сестра — Зинаида (19062001) — писательница, мемуаристка, известный журналист.

Учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге, в школе Левицкой в Царском Селе, в 19151917 — в императорском Александровском лицее.

Анатолий Краснов-Левитин так описывает судьбу юного князя Шаховского в период революции и гражданской войны:

1917 год перевернул все вверх дном. Князь едет к себе в деревню, в Тульскую губернию. И здесь все вверх дном. Бунт, мятежи. Княгиню с сыном увозят в тюрьму, заложницей остается одиннадцатилетняя сестра княжна Зина. А у княгини с сыном с этого времени начинается бурный период в их биографии. Их сажали и освобождали, и опять сажали. Мальчику Димитрию в это время пришлось испытать столько, сколько ни одному из его предков после времени татарского ига. И отрок-князь проявляет в это время незаурядные способности: достаточно сказать, что в 17 лет ему пришлось побывать в логове зверя, у Дзержинского и у Менжинского, хлопотать за родную мать, которая в это время была в Бутырках и, конечно, каждую минуту ожидала расстрела. И совершилось чудо: княгиню освободили.

(Впрочем, 17 лет Дмитрию Шаховскому исполнилось, когда он уже находился на Юге России, так что во время указанных событий он был ещё младше).

С 1918 был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина, в боях под Царицыным получил контузию. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот.

В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия; 1926). В 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями, публиковал стихи.

Монах и священник

В 1926 был пострижен в монашество в Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

В 1926 году учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.

С 8 декабря 1926 — иеродиакон (рукоположён митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже). С 1927 жил в Сербии, находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), был рукоположён во иеромонаха 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) в сербском городе Белая Церковь. В апреле-сентябре 1927 — помощник настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, в сентябре 1927—1930 — настоятель этого храма и законоучитель корпуса. Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе, в 1928—1930, одновременно, директор Православно-миссионерского издательства в этом городе.

В 1930 году вновь переехал в Париж, где перешёл в юрисдикцию Константинопольской ЦерквиЗападноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 19311932 был разъездным священником во Франции, в 1931—1932 — первым настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

Служение в Германии

1 апреля 1932 был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. Митрополит Евлогий вспоминал об этом времени, что

приход возглавил о. Иоанн Шаховской, человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный миссионерский проповедник. Он привлёк сердца; приход ожил и процвёл.

Сам архиепископ Иоанн вспоминал об этом периоде своей жизни:

Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население.

С 18 мая 1935 — игумен. С 26 мая 1936 — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с 2 мая 1937 — архимандрит. Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство. В 1937 был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франсиско Франко во время гражданской войны в Испании. Деятельность «евлогианских» приходов в Германии вызывала негативное отношение со стороны нацистских властей, считавших их недостаточно лояльными и предпочитавших контактировать с РПЦЗ. Однако он отказался вновь менять юрисдикцию, хотя и был вынужден в 1942 войти в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ как представитель приходов, оставшихся в ведении владыки Евлогия.

Одним из самых противоречивых решений Иоанна (Шаховского) стало его первоначальное отношение к нападению нацистской Германии на Советский Союз. Не будучи сторонником нацистов, он, как и часть эмиграции, был подвержен иллюзиям, видя в начавшейся войне шанс на свержение большевистского режима. Выступая в выходившей в Германии газете «Новое Слово» 29 июня 1941 он писал:

Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая на землю силы исполнить свое предназначение. Право на операцию свержения 3-го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась. Неизбежны страдания, ею вызываемые. Но невозможно было провидению долее ожидать свержения 3-го Интернационала рукою сосланных и связанных на всех местах русских людей… Понадобилась профессиональная, военная, испытанная в самых ответственных боях железно точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля, она их собьёт, если русские люди не собьют их сами. [1]

Позднее архимандрит Иоанн не делал подобных заявлений. Во время войны он занимался миссионерской деятельностью среди советских военнопленных. В этот период его издательство было ликвидировано нацистами, а выпущенные им книги — конфискованы.

Архиерей в США

В феврале 1945 года переехал в Париж, а в начале 1946 — в США. Покинул клир Западноевропейского экзархата и принят в юрисдикцию схизматической Северо-Американской митрополии (в 1970 признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке). В 1946—1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — епископ Бруклинский, викарий митрополита Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии, был противником присоединения митрополии к Московской Патриархии.

С 1950 — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей. В 1975 временно ушёл на покой по болезни, с 1978 постоянно находился на покое.

С 1948 периодически, с 1951 регулярно, а с 1953 еженедельно вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

По словам Анатолия Краснова-Левитина,

архиепископ не только духовное лицо, проповедник. Он писатель, и писатель известный. Его книги читают и эмигранты, попадают они и в Россию. Владыка всегда выбирает очень актуальные темы. Такова его книга о Льве Николаевиче Толстом. Таковы его книги, появившиеся за последнее время, в которых Владыка откликается на все актуальные вопросы нашего времени. При этом надо отметить одну характерную черту Владыки Иоанна: он никогда не опускается до вульгарной полемики, с личными выпадами, с грубостями в адрес идейных противников. Он всегда сохраняет корректный, доброжелательный тон. Владыка, разумеется, всегда пишет как православный епископ. Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства. И наряду с этим, широта: он может всегда понять противника, и, чувствуется, его уважает и питает к нему христианские чувства. Таковы же его воспоминания. Никакого пристрастия, никаких опрометчивых суждений.

Скончался на покое в Санта-Барбаре. Был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан Франциско.

Поэтическое творчество

Владыка Иоанн занимался литературным творчеством — прозаическим и поэтическим — под псевдонимом Странник, был автором многочисленных стихотворных произведений.

Баллада о крохах

…И псы едят крохи, которые падают со стола… (Мф. 15, 27)

Крошку белую со стола
Мне сама любовь принесла.
Я хожу под столом вокруг,
Нет ни слов у меня, ни рук.
За столом сидят господа,
Перед ними большая еда.
А я под столом всё хожу,
Крошку малую нахожу.
Есть у пса своя благодать -
Крошки малые собирать!
Я лишь пёс, но я пёс с душой,
Мне не нужно крошки большой,
Мне не нужно больших наград,
Жизнь идёт светлей, веселей,
Каждой крошке своей я рад.
И над всею жизнью моей
Крошки Неба летят, летят.

Иночество

Ничего я больше не хочу, -
Только дай мне, Господи, свечу,
Этот малый, тихий огонёк,
Чтоб его до смерти я берёг.
А когда, средь раннего утра,
Мне в Твой Дом идти придёт пора,
В тишине Своей, не пред людьми,
Сам из рук моих свечу возьми.

Труды

  • Слава Воскресению. Белая Церковь, 1928.
  • Церковь и мир. Белая церковь, 1928.
  • Белое иночество. Берлин, 1932.
  • Путь на север. Берлин: За церковь, 1938. 80 с.
  • Философия православного пастырства. Берлин, 1938. (Переиздания: СПб., 1996; М., 2007).
  • Толстой и Церковь. Берлин: За Церковь, 1939
  • Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950.
  • Время веры. Нью-Йорк, 1954.
  • Записи о любви к Богу и человеку. Нью-Йорк, 1959.
  • Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960.
  • Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962.
  • Листья древа. Нью-Йорк, 1963.
  • Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965.
  • Книга лирики. Париж, 1966.
  • Диалог с церковной Россией. Париж, 1967.
  • Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью-Йорк: Новый журнал, 1968.
  • Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк, 1972.
  • Избранная лирика. Стокгольм, 1974.
  • К истории русской интеллигенции. Революция Толстого. Париж, 1975.
  • Биография юности: Установление единства. Париж, 1977.
  • Переписка с Кленовским. Париж, 1981.
  • Вера и достоверность. Париж, 1982.
  • Удивительная земля. Париж, 1983.
  • Избранное. Петрозаводск, 1992.
  • Апокалипсис мелкого греха. СПб., 1997.
  • Беседы с русским народом (По материалам книги «Время веры»). М., 1998.
  • Избранное: В 2-х тт. Нижний Новгород, 1999.
  • О тайне человеческой жизни. М., 1999.
  • Установление единства. М., 2006.
  • Статьи

Библиография

  • Нивьер, Антуан. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995: Биографический справочник. М.-Париж, 2007. С. 231—233.
  • Варакина, Е. Р. Картина мира в лирике Г.Иванова и архиепископа Иоанна (Шаховского). М., МАКС Пресс, 2010, 199 с.

Ссылки

  • Биография
  • Биографическая справка
  • Ангел тихий
  • Анатолий Краснов-Левитин о Иоанне (Шаховском)
  • О высказывании архимандрита Иоанна (Шаховского) о начале Великой Отечественной войны
  • Воспоминания митрополита Евлогия
  • Переписка между вл. Иоанном Шаховским и о. Александром Менем

Иоанн (Шаховской).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47