Ирод великий художественный фильм, ирод великий биография, ирод великий жены, ирод великий могила

03-02-2024

Ирод I Великий
ивр. הוֹרדוֹס‎, лат. Herodus
29-й Царь Иудеи
37 или 36 до н. э. — 4 или 1 до н. э.[1] или 1 н. э.
Предшественник: Антигон II
Преемник: Ирод Архелай
 
Вероисповедание: Иудаизм
Рождение: 74, 73 до н. э. или 71 до н. э.
Похоронен: Иродион
Династия: Иродиады
Отец: Антипатр Идумеянин
Супруга: 1) Дорис
2) Мариамна I
3) Мариамна II
4) Мальфака
5) Клеопатра
6) Паллас
7) Федра
8) Элпис
Дети: сыновья: Антипа, Александр, Аристобулус IV, Ирод Филипп I, Ирод Архелай, Ирод Антипа, Ирод Филипп II, Ирод и Фазаил
дочери: Салампсо, Кипра, Олимпиада, Роксана и Саломея
О других персоналиях с этим именем см. Ирод

И́род I Великий (ивр. הוֹרְדוֹס‎, Хо́рдос, Хо́рдус; др.-греч. Ἡρῴδης; лат. Herodus, Хе́родус; в русском языке — Ирод от традиционной среднегреческой передачи) (ок. 73—74 гг. до н. э. — 4 до н. э.; по другим данным, 1 до н. э.[1][2] или 1 н. э.[3]) — идумеянин, сын Антипатра, римского прокуратора Иудеи. Царь Иудеи (40 — 4 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов.

Содержание

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому Иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство.

Воцарение

Политическую карьеру Ирод начал в 48 году до н. э. как 25-летний губернатор (тетрарх) Галилеи (ИД кн.14, гл. 9:2), где прославился разгромом банды Иезекии (отца Иуды Галилеянина). Разгром и казнь «галилейских разбойников» вызвала одобрение у римских наместников Сирии и осуждение у консервативных иудеев, что позволяет сделать вывод, что банда Иезекии была армией повстанцев.

Нашествие парфян в 40 году до н. э. вынудило Ирода оставить Галилею и бежать на юг сначала в Иерусалим, затем в Идумею, откуда он через Египет (где он удостоился аудиенции у царицы Клеопатры — ИД кн.14, гл. 14:2) отплыл на корабле в Рим. Там он, заручившись поддержкой Марка Антония, был представлен римскому сенату и «избран» новым царем Иудеи.

Из Италии Ирод в 39 году до н. э. прибыл в Птолемаиду, где при поддержке римских властей собрал войско из наемников и еврейских беженцев для противостояния парфянской экспансии и освобождения Иерусалима (ИД кн.14, гл. 15:1). После поражения парфян римляне усилили наемную армию Ирода 11-ю регулярными легионами под предводительством Сосия, которым и удалось в 37 году до н. э. взять Иерусалим (где тогда правил ставленник парфян иудейский царь Антигон). Ещё во время осады, чтобы повысить свои шансы на престол, Ирод женился на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, стремясь тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Хасмонеев.

Воцарившись, Ирод расправился с 45-ю активными сторонниками Антигона и позаботился, чтобы низверженного и плененного последнего иудейского царя-хасмонея казнили в Антиохии.

«Чёрным годом» для Ирода стал 31 год до н. э., когда после Сражения при Акциуме Марк Антоний потерпел поражение, в Иудею вторглись южные племена, а в самом Иерусалиме произошло крупное землетрясение, унесшее 30 тыс. жизней (ИД кн.15, гл. 5:1-2). Однако Ирод с честью вышел из затруднительной ситуации: он наладил контакт с новым римским цезарем Октавианом Августом, изгнал арабов и развернул широкомасштабное строительство по всей стране.

Царь-строитель

Важнейшим делом Ирода Великого была реконструкция Второго Храма (Храма Зоровавеля), который несмотря на это не стал называться Храмом Ирода, а сохранил своё название и по-прежнему считался Вторым Храмом, а не Третьим. Строительство началось в 22 году до н. э. и продолжалось 9 лет. На время работ службы в Храме не прекращались. В 2009 году археологи обнаружили каменоломни, где добывался материал для строительства Храма[4].

В пригороде Иерусалима Ирод построил амфитеатр, раскопанный израильскими учёными[5]. На арене этого амфитеатра раз [в год?] в честь цезаря проводились международные гладиаторские бои, состязания борцов и гимнастов, скачки (ИД кн.15, гл.8:1). Тем самым Ирод выступил проводником эллинизации в Иудее, что вызывало возмущение консервативных элементов еврейского общества, которые даже покушались на жизнь царя. Помимо амфитеатра в самом Иерусалиме Ирод возвёл дворец и цитадель Антонию. В честь своего умершего брата Фазаэля Ирод построил мавзолей с башней, по высоте не уступавшей Фаросскому маяку (ИД кн.16, гл.5:2).

Ирод также построил средиземноморский порт Цезарея с театром на месте Стратоновой Башни. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию, где Ирод построил жильё для своих солдат. Перестроены Газа и Массада, основан Иродион и Есевон (на территории современной Иордании).

Масштабы строительства царя Ирода выходили за пределы территории Иудеи. В качестве благодарности за гостеприимство он построил пифийский храм на острове Родос. В Антиохии за собственный счёт вымостил площадь города (ИД кн.16, гл.5:3).

Борьба с голодом

Примерно в 25 году до н. э. Иудейское царство постиг неурожай и последующий за ним голод. Ситуация усугублялась тем, что казна была истощена широкомасштабным строительством минувших лет. Тогда Ирод собрал в своем дворце всё золото и обменял его в Египте на хлеб (ИД кн.15, гл.9:2). Оперативная и эффективная борьба с голодом снискала Ироду народную любовь и обезоружила его врагов.

Конец царствования

«Избиение младенцев» (Маттео ди Джованни, 1488 год)

Последние годы правления Ирода отмечены особой подозрительностью, мстительностью и жестокостью. Если раньше опасность исходила только от консервативных элементов, то теперь он начал подозревать в заговорах свое ближайшее окружение, включая родственников. Так, по доносу он приказал казнить своих собственных сыновей Александра и Аристобула (повешены в Самарии), а также Антипатра. Наиболее известным и, вероятно, наиболее масштабным эпизодом, иллюстрирующим жестокость Ирода, является избиение младенцев.

Смерть

Ирод дожил до преклонного возраста, процарствовав Иерусалимом 34 года (ИД кн.17, гл.8:1) и прожив 70 лет. Однако перед смертью он жестоко страдал от болей в животе. После безуспешных попыток вылечиться, он примирился со своей смертью, жалея, что после смерти заслужит осуждение своих подданных. Ирод выплатил жалование своим преданным воинам. Царство он разделил между своими сыновьями: Иродом Архелаем (Идумея, Иудея и Самария), Иродом Антипой (Галилея и Перея) и Иродом Филиппом (Итурея, Трахонитида с прилежащими областями).

Архелай устроил своему отцу пышные похороны: тело умершего было положено на золотое ложе и покрыто порфирой. В процессии участвовал почетный караул из гальских, германских и фракийских воинов. Согласно воле почившего его тело было предано земле в Иродионе, где его могила была обнаружена археологами в 2007 году[6]. Траур по Ироду продолжался семь дней.

Дата его смерти

Ряд историков[1][2][7] подвергает сомнению принятую хронологию и указывает, что такая хронология основана на расширительном толковании трудов историка Иосифа Флавия. Он использует «консульские списки», то есть указывает, что определённое событие произошло во время правления определённых римских консулов.

Согласно такой хронологии, Ирод был назначен царём в 40 году до н. э., однако, по данным другого историка, Аппиана, это событие имело место в 39 году до н. э.

Таким же образом Иосиф относит захват Иродом Иерусалима к 37 году до н. э., но он также утверждает, что это произошло через 27 лет после завоевания города Помпеем (63 год до н. э.).[8]

Это бедствие постигло Иерусалим в консульство Марка Агриппы и Каниния Галла, в третий месяц сто восемьдесят пятой олимпиады, и опять-таки в день поста, как бы для повторения постигшего иудеев несчастья при Помпее: двадцать семь лет тому назад, в этот же самый день, город был взят последним.

Ссылка на данное событие указывает на то, что Ирод захватил Иерусалим в 36 году до н. э.

Иосиф утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян».[9] Это может указывать на то, что дата его смерти — 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э.

Затем он умер, спустя пять дней после казни Антипатра, процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона и тридцать семь лет после провозглашения своего царем со стороны римлян.

Историки также обращают внимание на то, что для описанных событий недостаточно 29 дней между частичным затмением 4 года до н. э. и последующей Пасхой, потребовалось бы как минимум 10 недель. Но 10 января 1 года до н. э., за 12,5 недель до Пасхи, произошло полное лунное затмение, которое наблюдалось в Палестине[2].

Согласно книге Константина Захаряна «Рождественская летопись» (55 лет анналистической истории — 42 г. до н. э.-14 г. н. э. — код христианского летоисчисления и дуалистическое Таинство Рождества Христова)[3] Ирод умер никак не в 4 году до н. э. и не в 1 году до н. э., а весной 1 года н. э. Дата его смерти смещена из-за ошибок Иосифа Флавия, согласно которому римляне назначили Ирода царем в 40 году до н. э., тогда как в действительности это имело место в 37 году до н. э., после чего Ирод завоевал с помощью римлян Иерусалим и казнил Антигона не в 37 году до н. э., а в 34 году до н. э. Соответственно, Ирод умер через 37 лет после его назначения царем римлянами и через 34 года после завоевания Иерусалима, то есть в 1 году н. э. Перед его смертью произошло лунное затмение, однако не 12-13 марта 4 году до н. э. и не 9—10 января 1 года до н. э., а 29 декабря 1 года до н. э. Чтобы убедиться в этом воочию, надо проследить весь жизненный путь Ирода, чему, в частности, посвящена книга «Рождественская летопись»[3].

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя. Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя — порочного, коварного и жестокого[10].

Примечания

  1. ↑ W. E. Filmer. The chronology of the reign of Herod the Grean//J Theol Studies, 1966; XVII: 283—298. (англ.)
  2. ↑ Craig Chester. The Star of Bethlehem. — Imprimis. — Hillsdale college. — December 1996. (англ.)
  3. ↑ Константин Захарян. Рождественская летопись. 2007
  4. В Израиле обнаружена каменоломня времён царя Ирода
  5. Археологи обнаружили театр царя Ирода
  6. Могила царя Ирода обнаружена археологами
  7. Josephus on Herod’s Death
  8. Иудейские древности, книга 14, 487, 488 [16:4]
  9. Иудейские древности, книга 17, 190, 191 [8:1]
  10. статья «Ирод (Великий)», Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

См. также

Литература

  • Иудейские древности, полный текст в 20-ти книгах.

Ссылки

  • Ирод I — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Статья об Ироде Великом и открытии его могилы на Иродионе
  • Археологические раскопки Дортмундского Университета в долине Иордана в 2007 году
  • Ирод Великий (по кн. Иосиф Флавий. Иудейская война)
  • Иродиады

Ирод великий художественный фильм, ирод великий биография, ирод великий жены, ирод великий могила.

Файл:DemirHisar (3).jpg, Мария Вальдек-Пирмонтская, Файл:Bundesarchiv Bild 101I-146-1547-17, Hellmuth Stieff.jpg, Файл:MuzZone logo old.png.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47