03-10-2023
История Краматорска.
Содержание |
Согласно археологическим сведениям, на территории современного Краматорска и его ближайших пригородов люди селились еще в глубокой древности. На северо-западной окраине Краматорска найдены каменоломни и мастерские по обработке кремня эпохи неолита, которые продолжали существовать и в период ранней меди. В пригородах Краматорска исследовано также курганное захоронение металлурга-литейщика эпохи бронзы.
Во второй половине XVIII началось массовое заселение территории, которую в настоящее время занимает город. Занятие здешних земель по праву вольной заимки начали, в первую очередь, представители старшины Изюмского слободского и Бахмутского конного казачьих полков: полковой хорунжий Изюмского слободского полка Степан Юрьевич Адамов, хорунжие Бахмутского конного полка Степан Сергеевич Таранов и Иван-меньший Прокофьевич Шабельский. Официальное право на территорию получил хорунжий Степан Таранов 2 августа 1752 года.
1753 — основана слобода Белянская (нынешние посёлки Прокатчиков и Почтовый)
1758 — начато заселение Шабельковки.
1775 — хутор Шабельковка стал слободой.
Между 1782 и 1786 — основано село Ясная Гора.
1783 — территория переходит из Воронежской губернии в состав Екатеринославского наместничества.
1784 — первое упоминание о селе около речки Ближняя Беленькая.
1785 — основана слобода Красноторье
1788 — в Шабельковке построена первая в районе церковь — деревянная во имя Николая Угодника.
1790 — в селе Белянском построена церковь Святого Архидиякона Стефана.
1799 — территория включена в Изюмский уезд Слободско-Украинской (позже переименована в Харьковскую) губернии. Село Белянское становится волостным центром.
1850 — основана Малотарановка.
В 1868 году на строящейся Курско-Харьково-Азовской железной дороге у реки Казённый Торец появилась железнодорожная полустанция Краматорская. Цель ее строительства - устройство разъезда для пропуска встречных поездов. 1 декабря 1878 года по инициативе Саввы Мамонтова к полустанции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги. Благодаря этому Краматорская превратилась в полноценную узловую товаро-пассажирскую станцию. В районе вокзала возник и стал вырастать поселок с таким же, как и у станции, названием - Краматорская. В начале XX ст. поселок назывался Краматоровка, в 20-х и нач. 30-х гг. - Краматорская.
В 1878 году администрацией Донецкой каменноугольной железной дороги на станции Краматорская была открыта временная больница.
В 1879 году начато строительство каменного здания вокзала.
К 1885 году относится первое документальное упоминание названия Краматоровка применительно к станции Краматорская.
Дополнение. Более ранние упоминания названия Краматоровка содержатся в изданиях :
1881. Доклад по вопросу об усилении провозоспособности сети железных дорог, с.99.
1884. Тилло, А. Свод нивелировок железных дорог, с.15.
В 1885 году возле станции был построен завод Эдгара Адельмана (позднее — «В. В. Штерцер и Ко»), который вырабатывал известь, алебастр и огнеупоры.
В 1896 году фирмой «В.Фицнер и К.Гампер» начато сооружение машиностроительного завода. Завод начал выпускать несложное оборудование для железных дорог и небольших шахт. В 1898 году на заводе Краматорского металлургического Общества построили доменную печь, чтобы обеспечить машиностроительное производство металлом, и началось производство чугуна.
В марте 1897 открыто первое почтовое отделение в поселке на месте нынешнего инженерного корпуса СКМЗ. Отсюда происходит название района Почтовый.
В 1897 открыта первая аптека.
В ноябре 1898 открыт телеграф.
Население посёлка в начале XX века составляло более 12 тысяч человек. Тут работали заводская больница, две школы, училище.
В 1909 году на машиностроительном заводе был введен в строй мартеновский и прокатный цехи.
В 1909 году в Краматорске начала функционировать междугородная телефонная станция.
В 1912 году основано Краматорское спортивное общество (КСО), был построен стадион и появилась футбольная команда.
В 1910-е гг. году в одном из зданий завода Краматорского металлургического Общества открылся кинематограф "Эра".
В 1911 году производство чугуна на машиностроительном заводе достигло 9,7 млн. пудов, а стали — 3,7 млн. пудов. Завод начал специализироваться на выпуске оборудования для металлургических заводов и угольных шахт. В цехах завода ремонтировались также паровозы.
В 1912 году начал действовать цементный завод «Пушка» русско-бельгийского общества (его первая продукция была предназначена для строительства Санкт-Петербургского оружейного завода, отсюда и название).
1913 — На Большой улице Базарного поселка построен кинотеатр «Триумф». — Открыт первый парк (ныне парк Ленина).
Март 1917 — наводнение в долине Торца.
21 марта 1917 — в кинотеатре «Триумф» был избран Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов из 17 человек, в том числе 11 — большевики.
18 июня 1917 — стачка 10 тысяч человек.
27 апреля 1918 — посёлок занят немецкими войсками.
25 октября 1918 — немцы оставили Краматорскую под ударами Красной армии.
Ноябрь 1918 — посёлок захвачен красновцами.
25 декабря 1918 — красновцы выбиты из посёлка красноармейцами.
Январь 1919 — избран Краматорский райисполком.
5 февраля 1919 года — посёлок становится частью Украины в составе Донецкой губернии (официальный выход из состава РСФСР — 17 февраля 1919 (день ликвидации Донецко-Криворожской республики)).
1 декабря 1919 — установлена советская власть.
7 марта 1923 поселок Краматоровск стал районным центром Бахмутского (с 21 августа 1923 Артёмовского) округа. В состав района входят сельсоветы: Андреевский, Белянский, Дмитриевский, Золото-Колодезянский, Ивановский, Красноторский, Лидинский, Михайловский, Перво-Марьевский, Петровский, Райский, Семёновский, Сергеевский, Шабельковский и Ясногоровский.
В 1925 году возобновил работу машиностроительный завод.
1 августа 1925 Донецкая губерния ликвидирована.
К 1926 году доменный и мартеновский цехи завода превзошли довоенный уровень производства.
В 1926 году Краматорская отнесен к категории посёлков городского типа.
В 1927 году начала выходить первая печатная газета «Краматорская Домна», 19 сентября 1930 года переименованная в «Краматорскую правду».
За годы индустриализации проведена техническая реконструкция предприятий.
В 1928 году Краматорской построен шиферный завод.
В 1929 году заложен Новокраматорский завод тяжелого машиностроения (НКМЗ). В 1929 построен водопровод.
В 1930 году на базе вечернего машиностроительного техникума создан Краматорский машиностроительный институт.
2 сентября 1930 Артёмовский округ ликвидирован.
3 февраля 1931 Александровский район упразднён, часть его территории передана Краматорскому району.
1931 — построен первый дом в Соцгороде
С 27 февраля 1932 Краматорская в составе Харьковской области.
20 июня 1932 началось наводнение в долине Торца.
17 июля 1932 году Краматорск получил статус города областного подчинения Донецкой области.
В 1932 году на базе Краматорского машиностроительного и металлургического заводов (КГММЗ) созданы Старокраматорский машиностроительный завод (СКМЗ) и Краматорский металлургический завод (КМЗ).
4 октября 1933 из подчинения Краматорского городского совета исключены сельские советы: Золото-Колодезянский и Лидиевский (присоеденены к Александровскому району); Михайловский, Дмитриевский, Перво-Марьевский, Сергеевский, Андреевский и Карло-Либкнехтовский (к Славянскому району); Райский и Семёновский (к Константиновскому горсовету); включены в городскую черту Ивановский и Петровский сельские советы; Беленьковский, Ясногоровский, Красноторский и Шабельковский сельсоветы преобразованы в поселковые советы.
В 1934 году пущена первая очередь Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ). Одновременно с Новокраматорским машиностроительным заводом построен новый городок машиностроителей.
1 мая 1937 года в городе появился трамвай — вступила в строй первая трамвайная линия.
В сентябре 1937 года основан Краматорский машиностроительный техникум — единственное в то время техническое учебное заведение в городе.
С 3 июня 1938 Краматорск в составе Сталинской области.
В 1940 году на местных заводах трудилось более 30 тысяч рабочих, 5 тысяч инженеров и техников.
2 октября 1941 - первая бомбардировка города.
28 октября 1941 года — начало оккупации Краматорска немецкими войсками.
Массовый расстрел горожан проводился в карьере Меловой горы (здесь концлагерь был организован 1 ноября, всего расстреляно 3,5 тысячи человек), в Красном Яру возле Красногорки и в каменном и глинистом карьере на Ивановке. Бургомистром был назначен коллаборационист В. Шопен.
5 февраля 1943 года контрнаступлением советским войскам удалось выбить гитлеровцев из города.
28 февраля 1943 года фашисты вновь захватили город.
6 сентября 1943 года Краматорск был вновь освобождён советскими войсками.
7 сентября 1943 освобождена Меловая гора.
Уникальные фотографии - Краматорск во время войны глазами немецких оккупантов.
В послевоенные годы в Краматорске проводилось восстановление разрушенных предприятий, было построено более 10 новых промышленных объектов.
1943, 22 ноября: открыт первый детский дом.
1959: в город пришло телевидение — введён в эксплуатацию телеретранслятор.
С 9 ноября 1961 Краматорск в Донецкой области.
1962: заложен завод литья и поковок (ныне — ОАО «Энергомашспецсталь»).
Июнь 1964 — крупное наводнение вследствие прорыва плотины на р. Маячке.
1965: окончено строительство Дворца культуры и техники НКМЗ.
1967, 5 ноября: открыт городской музей.
1968: Краматорск торжественно отметил свое 100-летие.
1969: основан электроламповый завод «Альфа».
1972: вступил в строй комбинат панельного домостроения.
1976: выпустил первую партию своей продукции завод «Кондиционер».
март 1985 — наводнение в Старом городе
1990: 17 декабря начала работу первая негосударственная телерадиокомпания "СКЭТ" (Студия Краматорского эфирного телевидения).
1997: началась ретрансляция программ FM-радио «Европа Плюс Донбасс», а в 1998 начала вещание первая негосударственная радиостанция («Радио Бит»).
История Краматорска.