История Краматорска

03-10-2023

История Краматорска.

Содержание

Предыстория

Согласно археологическим сведениям, на территории современного Краматорска и его ближайших пригородов люди селились еще в глубокой древности. На северо-западной окраине Краматорска найдены каменоломни и мастерские по обработке кремня эпохи неолита, которые продолжали существовать и в период ранней меди. В пригородах Краматорска исследовано также курганное захоронение металлурга-литейщика эпохи бронзы.

Во второй половине XVIII началось массовое заселение территории, которую в настоящее время занимает город. Занятие здешних земель по праву вольной заимки начали, в первую очередь, представители старшины Изюмского слободского и Бахмутского конного казачьих полков: полковой хорунжий Изюмского слободского полка Степан Юрьевич Адамов, хорунжие Бахмутского конного полка Степан Сергеевич Таранов и Иван-меньший Прокофьевич Шабельский. Официальное право на территорию получил хорунжий Степан Таранов 2 августа 1752 года.

1753 — основана слобода Белянская (нынешние посёлки Прокатчиков и Почтовый)

1758 — начато заселение Шабельковки.

1775 — хутор Шабельковка стал слободой.

Между 1782 и 1786 — основано село Ясная Гора.

1783 — территория переходит из Воронежской губернии в состав Екатеринославского наместничества.

1784 — первое упоминание о селе около речки Ближняя Беленькая.

1785 — основана слобода Красноторье

1788 — в Шабельковке построена первая в районе церковь — деревянная во имя Николая Угодника.

1790 — в селе Белянском построена церковь Святого Архидиякона Стефана.

1799 — территория включена в Изюмский уезд Слободско-Украинской (позже переименована в Харьковскую) губернии. Село Белянское становится волостным центром.

1850 — основана Малотарановка.

Основание города

В 1868 году на строящейся Курско-Харьково-Азовской железной дороге у реки Казённый Торец появилась железнодорожная полустанция Краматорская. Цель ее строительства - устройство разъезда для пропуска встречных поездов. 1 декабря 1878 года по инициативе Саввы Мамонтова к полустанции примкнула ветка Донецкой Каменноугольной железной дороги. Благодаря этому Краматорская превратилась в полноценную узловую товаро-пассажирскую станцию. В районе вокзала возник и стал вырастать поселок с таким же, как и у станции, названием - Краматорская. В начале XX ст. поселок назывался Краматоровка, в 20-х и нач. 30-х гг. - Краматорская.

История города

XIX век

В 1878 году администрацией Донецкой каменноугольной железной дороги на станции Краматорская была открыта временная больница.

В 1879 году начато строительство каменного здания вокзала.

К 1885 году относится первое документальное упоминание названия Краматоровка применительно к станции Краматорская.

Дополнение. Более ранние упоминания названия Краматоровка содержатся в изданиях :

1881. Доклад по вопросу об усилении провозоспособности сети железных дорог, с.99.

1884. Тилло, А. Свод нивелировок железных дорог, с.15.

В 1885 году возле станции был построен завод Эдгара Адельмана (позднее — «В. В. Штерцер и Ко»), который вырабатывал известь, алебастр и огнеупоры.

В 1896 году фирмой «В.Фицнер и К.Гампер» начато сооружение машиностроительного завода. Завод начал выпускать несложное оборудование для железных дорог и небольших шахт. В 1898 году на заводе Краматорского металлургического Общества построили доменную печь, чтобы обеспечить машиностроительное производство металлом, и началось производство чугуна.

В марте 1897 открыто первое почтовое отделение в поселке на месте нынешнего инженерного корпуса СКМЗ. Отсюда происходит название района Почтовый.

В 1897 открыта первая аптека.

В ноябре 1898 открыт телеграф.

Первая половина XX века

Население посёлка в начале XX века составляло более 12 тысяч человек. Тут работали заводская больница, две школы, училище.

В 1909 году на машиностроительном заводе был введен в строй мартеновский и прокатный цехи.

В 1909 году в Краматорске начала функционировать междугородная телефонная станция.

В 1912 году основано Краматорское спортивное общество (КСО), был построен стадион и появилась футбольная команда.

В 1910-е гг. году в одном из зданий завода Краматорского металлургического Общества открылся кинематограф "Эра".

В 1911 году производство чугуна на машиностроительном заводе достигло 9,7 млн. пудов, а стали — 3,7 млн. пудов. Завод начал специализироваться на выпуске оборудования для металлургических заводов и угольных шахт. В цехах завода ремонтировались также паровозы.

В 1912 году начал действо­вать цементный завод «Пушка» русско-бельгийского общества (его первая продукция была предназначена для строительства Санкт-Петербургского оружейного завода, отсюда и название).

1913 — На Большой улице Базарного поселка построен кинотеатр «Триумф». — Открыт первый парк (ныне парк Ленина).

Март 1917 — наводнение в долине Торца.

21 марта 1917 — в кинотеатре «Триумф» был избран Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов из 17 человек, в том числе 11 — большевики.

18 июня 1917 — стачка 10 тысяч человек.

27 апреля 1918 — посёлок занят немецкими войсками.

25 октября 1918 — немцы оставили Краматорскую под ударами Красной армии.

Ноябрь 1918 — посёлок захвачен красновцами.

25 декабря 1918 — красновцы выбиты из посёлка красноармейцами.

Январь 1919 — избран Краматорский райисполком.

5 февраля 1919 года — посёлок становится частью Украины в составе Донецкой губернии (официальный выход из состава РСФСР — 17 февраля 1919 (день ликвидации Донецко-Криворожской республики)).

1 декабря 1919 — установлена советская власть.

7 марта 1923 поселок Краматоровск стал районным центром Бахмутского (с 21 августа 1923 Артёмовского) округа. В состав района входят сельсоветы: Андреевский, Белянский, Дмитриевский, Золото-Колодезянский, Ивановский, Красноторский, Лидинский, Михайловский, Перво-Марьевский, Петровский, Райский, Семёновский, Сергеевский, Шабельковский и Ясногоровский.

В 1925 году возобновил работу машиностроительный завод.

1 августа 1925 Донецкая губерния ликвидирована.

К 1926 году доменный и мартеновский цехи завода превзошли довоенный уровень производства.

В 1926 году Краматорская отнесен к категории посёлков городского типа.

В 1927 году начала выходить первая печатная газета «Краматорская Домна», 19 сентября 1930 года переименованная в «Краматорскую правду».

За годы индустриализации проведена техническая реконструкция предприятий.

В 1928 году Краматорской построен шиферный завод.

В 1929 году заложен Новокраматорский завод тяжелого машиностроения (НКМЗ). В 1929 построен водопровод.

В 1930 году на базе вечернего машиностроительного техникума создан Краматорский машиностроительный институт.

2 сентября 1930 Артёмовский округ ликвидирован.

3 февраля 1931 Александровский район упразднён, часть его территории передана Краматорскому району.

1931 — построен первый дом в Соцгороде

С 27 февраля 1932 Краматорская в составе Харьковской области.

20 июня 1932 началось наводнение в долине Торца.

17 июля 1932 году Краматорск получил статус города областного подчинения Донецкой области.

В 1932 году на базе Краматорского машиностроительного и металлургического заводов (КГММЗ) созданы Старо­краматорский машиностроительный завод (СКМЗ) и Краматорский металлургический завод (КМЗ).

4 октября 1933 из подчинения Краматорского городского совета исключены сельские советы: Золото-Колодезянский и Лидиевский (присоеденены к Александровскому району); Михайловский, Дмитриевский, Перво-Марьевский, Сергеевский, Андреевский и Карло-Либкнехтовский (к Славянскому району); Райский и СемёновскийКонстантиновскому горсовету); включены в городскую черту Ивановский и Петровский сельские советы; Беленьковский, Ясногоровский, Красноторский и Шабельковский сельсоветы преобразованы в поселковые советы.

В 1934 году пущена первая очередь Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ). Одновременно с Новокраматорским машиностроительным заводом построен новый городок машиностроителей.

1 мая 1937 года в городе появился трамвай — вступила в строй первая трамвайная линия.

В сентябре 1937 года основан Краматорский машиностроительный техникум — единственное в то время техническое учебное заведение в городе.

С 3 июня 1938 Краматорск в составе Сталинской области.

В 1940 году на местных заводах трудилось более 30 тысяч рабочих, 5 тысяч инженеров и техников.

Великая отечественная война

2 октября 1941 - первая бомбардировка города.

28 октября 1941 года — начало оккупации Краматорска немецкими войсками.

Массовый расстрел горожан проводился в карьере Меловой горы (здесь концлагерь был организован 1 ноября, всего расстреляно 3,5 тысячи человек), в Красном Яру возле Красногорки и в каменном и глинистом карьере на Ивановке. Бургомистром был назначен коллаборационист В. Шопен.

5 февраля 1943 года контрнаступлением советским войскам удалось выбить гитлеровцев из города.

28 февраля 1943 года фашисты вновь захватили город.

6 сентября 1943 года Краматорск был вновь освобождён советскими войсками.

7 сентября 1943 освобождена Меловая гора.

Уникальные фотографии - Краматорск во время войны глазами немецких оккупантов.

Послевоенные годы и вторая половина XX века

В послевоенные годы в Краматорске проводилось восстановление разрушенных предприятий, было построено более 10 новых промышленных объектов.

1943, 22 ноября: открыт первый детский дом.

1959: в город пришло телевидение — введён в эксплуатацию телеретранслятор.

С 9 ноября 1961 Краматорск в Донецкой области.

1962: заложен завод литья и поковок (ныне — ОАО «Энергомашспецсталь»).

Июнь 1964 — крупное наводнение вследствие прорыва плотины на р. Маячке.

1965: окончено строительство Дворца культуры и техники НКМЗ.

1967, 5 ноября: открыт городской музей.

1968: Краматорск торжественно отметил свое 100-летие.

1969: основан электроламповый завод «Альфа».

1972: вступил в строй комбинат панельного домостроения.

1976: выпустил первую партию своей продукции завод «Кондиционер».

март 1985 — наводнение в Старом городе

1990: 17 декабря начала работу первая негосударственная телерадиокомпания "СКЭТ" (Студия Краматорского эфирного телевидения).

1997: началась ретрансляция программ FM-радио «Европа Плюс Донбасс», а в 1998 начала вещание первая негосударственная радиостанция («Радио Бит»).

История Краматорска.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47