История лютеранства

19-06-2023

Содержание

Лютеранская Реформация

Начало лютеранской Реформации в Германии

Считается, что лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти. Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. Вскоре в 1520 Католическая церковь объявила его еретиком, а император — преступником (Вормсский эдикт 1521). Однако протест монаха неожиданно нашел отклик среди немецких князей. Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в тюрингском замке Вартбург, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык. Позднее уже целый ряд лютеранских князей заявили о себе на имперском сейме в Шпеере в 1529 и получили название протестантов. Однако в том же году в результате Марбургского диспута обнаружились противоречия внутри протестантского лагеря между лютеранами и кальвинистами. В 1530 лютеране сформулировали Аугсбургское исповедание, которое было отклонено императором Карлом V на заседании рейхстага. Тогда лютеранские князья Саксонии и Гессена в 1531 году образуют Шмалькальденский союз, что провоцирует Шмалькальденскую войну. В 1548 следует Аугсбургское временное постановление — временное перемирие с католиками.

Лютеранская Реформация в Скандинавии и странах Балтии

Тем временем в 1527 году король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции, частью которой являлась Финляндия.

В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию.

В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).

В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике, когда последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер отрекся от католицизма и основал герцогство Курляндии. В том же году шведское лютеранство пустило свои корни в Эстонии.

Полемика с кальвинистами и создание «Формулы Согласия»

Параллельно борьбе с «папистами» внутри лютеранства вспыхивает спор между гнесиолютеранами и филиппистами (названных так от имени Филиппа Меланхтона) по вопросу об отношении к кальвинистам. Спор заканчивается написанием в 1580 Книги Согласия, которая кладет начало конфессиональному лютеранству, а период недолгого мира получает название «лютеранской ортодоксии», однако её сухость вскоре вызывает реакцию в лице пиетизма.

Контрреформация

Завершившийся в 1563 году Тридентский собор Католической церкви осудил лютеранство и превратил Реформацию в раскол.

Религиозные войны XVII века

XVII век ознаменовался религиозными войнами с католиками, одна из которых привела к ничьей (Тридцатилетняя война), а вторая способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии (Польско-шведская война). В обеих войнах героическим защитником лютеранства проявил себя король Густав II Адольф.

Пиетизм и движения веры

Дальнейшее противостояние лютеран и реформатов в Германии

В 1640 году курфюрстом Бранденбурга стал Фридрих Вильгельм I. Сын кальвинистской принцессы Елизаветы Шарлотты Пфальцской, он получил образование в Нидерландах. Став правителем, Фридрих Вильгельм поощрял иммиграцию на подвластные ему земли гугенотов, преследования которых возобновились во Франции в XVII веке (в итоге к началу XVIII они составляли четверть населения Берлина). Курфюрст пытался и законодательно примирить лютеран с реформатами, для чего он в том числе издал Эдикт о толерантности (de:Toleranzedikt (Brandenburg)). С другой стороны, начались преследования ревностных лютеран, например известный гимнограф Пауль Герхардт был отстранён от своей должности в столичной церкви и отправлен в провинцию.

Преемники Фридриха Вильгельма продолжили его курс, и в 1817 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III окончательно объединил реформатов и лютеран в рамках Прусской унии, что вызвало формирование движения старолютеран и эмиграции их из Германии, в том числе в Северную Америку и Россию.

В самой же Германии уния постепенно распространялась на территории, вновь включаемые в состав Германской империи. Современная Евангелическая Церковь Германии, крупнейшее объединение протестантских деноминаций в ФРГ, является унионистским объединением лютеран и реформатов.

Рационализм и появление либерального богословия

Заокеанские миссии

В XVIII веке проповедник Бартоломей Цигенбальг начинает лютеранскую проповедь в Индии. Чуть позже в Северную Америку отправляется Генрих Мюленберг и в 1748 году организует Пенсильванский министериум, первую лютеранскую конгрегацию в Новом Свете.

В XIX веке немецкие иммигранты активно создают общины в Миссури (1847) и Висконсине (1850), а также в Африку (Намибия)

Лютеранские церкви в Южной Африке

В Южной Африке возникновение лютеранских церквей связано с миссионерской деятельностью германских и скандинавских пасторов, берущей свое начало еще в 1737 г., когда сюда прибыл Г. Шмидт — представитель церкви Моравских братьев. Но по-настоящему активное распространение лютеранства начинается лишь в XIX в., когда здесь начинают свою работу миссионерские общества, представлявшие лютеранские церкви Германии, Швейцарии, Дании и Скандинавии.

Кроме миссионерской деятельности среди африканцев и «цветных», другим важнейшим источником формирования лютеранских общин являлась эмиграция на Юг Африки выходцев из Северной Германии и Скандинавии. Организационное оформление лютеранских миссий происходит в конце XIX — первой трети XX вв. В это время возникают лютеранские конференции и синоды по региональному и этническому принципу, принадлежности к определенной миссионерской организации. К середине XX в. здесь уже насчитывалось 13 лютеранских и моравских синодов, представлявших собой уже независимые церкви. В 1975 г. на основе объединения четырех автономных лютеранских церквей была образована Евангелическая лютеранская церковь в Южной Африке (ЕЛКСА), которая по сей день остается крупнейшей из лютеранских церквей ЮАР. По своему этнорасовому составу она является, прежде всего, церковью африканцев (составляют 87 % прихожан по данным переписи 2001 г.).

Создаваемые в прошлом лютеранскими миссионерами религиозные общины в большинстве своем были организованы по расовому признаку. Официально лютеране еще в 1963 г. открыто осудили политику апартхейда, однако лютеранские церкви, образовавшиеся на основе приходов европейских эмигрантов, остаются и по сей день по преимуществу белыми по составу. В некоторых из них службы до сих пор продолжают проводиться на немецком языке. Церковная организация африканских и белых лютеранских церквей также имеет свои специфические черты. Для первых характерно наличие строгой иерархической структуры, в то время как в церквях, объединяющих по преимуществу белых, реальное управление сосредоточено в руках самих религиозных конгрегаций, а синод выполняет общую координацию их деятельности. В последние годы наблюдается значительный отток прихожан из лютеранских церквей. С 2003 по 2005 гг. ЕЛКСА потеряла 23,4 % своих прихожан и их число сократилось до 589 тыс. чл. (2005). Второй по величине среди лютеран является Моравская церковь (Моравские братья) с количеством прихо-жан чуть более 100 тыс. чл. (2005). Другие лютеранские церкви Южной Африки насчитывают от 2-4 тыс. чл. до 20-40 тыс. чл.

XX век

Агитация «Немецких христиан» в Берлине

Тенденции к объединению вне наличия догматического единства активно развивались и в XX веке. Впрочем, стоит заметить, что формы этого были весьма различны: так после прихода к власти в Германии нацистов, часть протестантов объединилась в Имперскую Церковь, другая сформировало антифашистское движение — Исповедующую Церковь.

Лютеране же стоят у истоков экуменизма — первая Всеобщая христианская конференция была организована и проведена в Стокгольме в 1925 архиепископом Швеции Натаном Сёдерблюмом. В настоящее время лютеране наряду с англиканами составляют актив Всемирного Совета Церквей.

В 1992 ряд либеральных евангелическо-лютеранских церквей, имеющих или ранее имевших государственный статус, подписали в Порво унию с англиканскими церквями.

Ссылки

  • История лютеранства

История лютеранства.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47