Исход

01-05-2023

Исход (ивр. יְצִיאַת מִצְרַיִם‎, Yetsi’at Mitzrayim, Y'ṣiʾath Miṣrayim, /jəʦiˈɑt miʦˈrajɪm/ (в современном произношении) «выход из Египта») — события, описываемые в Пятикнижии (главным образом в книге Исход), связанные с массовым выходом евреев (израильтян) из Египта под предводительством Моисея.

Библеисты обычно датируют Исход XV—XIII вв. до н. э., в основном связывая с фараонами XVIII и XIX династий: Эхнатоном, Рамсесом II, Мернептахом.

Содержание

Изложение событий в Пятикнижии

Предыстория

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля (прародитель евреев) вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет (Быт.46:6) благодаря тому, что его отпрыск Иосиф Прекрасный сделал успешную карьеру при дворе фараона и даже породнился с местной аристократией. Земля же египетская, в которой они стали жить, называлась Гесем. В Египте численность израильтян стремительно растет (Исх.1:7) и их начинают привлекать к строительным работам (Исх.1:11).

Согласно Библии израильтяне пребывали в египетском плену 400 лет (Быт.15:13) или 430 лет (Исх.12:40).

Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, становятся крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности молодого народа, им было издано повеление, сначала тайно, а потом и открыто, убивать родившихся мальчиков из племени израильтян (Исх.1:15-22). В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Подготовка к исходу и сам исход

Моисей и Аарон перед фараоном

Моисей был чудом спасён от гибели, благодаря тому, что младенцем он был положен в просмолённую его матерью Иохаведой (Йохевед) корзину, которая по водам Нила попадает в руки дочери фараона Батьи. Моисей был воспитан при царском дворе и в качестве усыновлённого сына дочери фараона получил наилучшее из возможных в то время образование. Богато одарённый от природы, он не забыл своего происхождения от угнетаемого народа. Он не порвал и связи с ним, а напротив того, из роскошных палат дворца фараона ему было ясно видно унижение и рабство, в котором находился его народ.

Евреи покидают Египет. Д. Робертс

Однажды, в порыве негодования, Моисей убивает египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал раба-израильтянина. Моисей зарыл египтянина в песке, стараясь скрыть следы своего невольного преступления, однако слух об этом успел распространиться, и ему грозила смертная казнь. Вследствие этого он вынужден был бежать из Египта на гористый, малодоступный Синайский полуостров, в землю Мадиамскую, где он в течение 40 лет вёл тихую пастушескую жизнь.

Когда приходит время, Моисей получает от Бога повеление вернуться в Египет, чтобы вывести оттуда свой народ из плена рабства и поставить их на служение Богу, назвавшему Себя именем «Иегова», что значит «Сущий».

Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и пророка Божия, Моисей именем Бога требует от фараона отпустить его народ, демонстрируя чудеса, призванные убедить фараона и его приближённых в божественности его требования. Эти чудеса получили название десяти казней египетских из-за того, что каждое продемонстрированное Моисеем чудо сопровождалось страшными бедствиями для египтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник Песах (от פסח — миновал). Согласно Пятикнижию, ангел смерти казнил всех египетских первенцев и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Спасение еврейских первенцев ознаменовало начало Исхода из Египта. Армия фараона настигла евреев у Черного, или Красного, моря, где совершается ещё одно чудо: воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона (Исх.14:28).

Переход через Чермное море
«Переход через Чермное море», миниатюра из византийской псалтыри X века.  
Таким видел переход через Чермное море изограф, расписавший в 1641 г. ярославскую церковь Николы Надеина  

Странствия евреев по пустыне

Бог послал израильтянам отравленных перепелов.
Моисей открывает родник в скале.

На другом берегу Красного моря израильтяне вступили в пустыню Сур (Исх.15:22) или Ефам (Чис.33:8), где нашли источник горькой воды Мерру. Затем они вошли в оазис Элим (Исх.15:27), после чего оказались в пустыне Син (Исх.16:1).

Израильтяне роптали, что страдают от голода и жалели что ушли из сытного Египта. Тогда Бог послал им токсичных перепелов, и съевшие их умерли (11:35), место это назвали «Могилы прихоти/жаждущих» (Киброт-Гаттаава (англ.)русск.). После чего Бог стал посылать им для пищи манну небесную, которую они ели 40 лет (Исх.16:35).

В третий месяц израильтяне достигли горы Синай (Исх.19:11), на которой Бог дал Моисею откровение 10 заповедей и заключил завет с сынами Израилевыми. Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена Скиния (походный Храм), по воле Всевышнего колено Левия (левиты) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены коэны — потомки Аарона, брата Моисея, призванные осуществлять само священнослужение. Целый год Израиль жил при горе Синай (Чис.1:1). Тогда была произведена перепись беженцев, согласно которой среди них насчиталось 603 550 взрослых мужчин способных воевать (Чис.1:46).

Затем израильтяне двинулись в пустыню Фаран (Чис.13:1), откуда они уже могли видеть Ханаан, но не решались вступить на его территорию. Посему израильтяне вернулись на юг к берегу Красного моря (Чис.14:25) в пустыню Син (Чис.20:1), а их пребывание в пустыне затянулось на 40 лет.

Спустя некоторое время Моисей решил вести израильтян в Ханаан не напрямую, а обходным путем через Идумею и Моав. Идумеи отказались пропускать израильтян через свою территорию и те прошли по берегу Красного моря через гору Ор (Чис.21:4), где умер сподвижник Моисея Аарон. Обогнув с востока Моав израильтяне столкнулись с амореями и, победив их, вышли к восточному берегу реки Иордан (Чис.26:63; Чис.33:48). Там с вершины горы Нево Моисей окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина Иисуса Навина, умирает, так и не вступив в Ханаан.

Два различных маршрута Исхода

Вероятный путь Исхода. Чёрным цветом показана традиционная версия пути; синим и зелёным другие версии.

Относительно пути из Кадес-Варни к плато Моав в Библии имеются две различные версии.[1]

  1. Согласно одной (Чис.33), израильтяне, прибыв в Кадес-Варни через Ецион-Гавер, повернули на восток к Пунону в Едоме (Чис.33:42); пройдя затем через плато Моав, они достигли «степей Моавитских у Иордана, против Иерихона» (Чис.33:43-48).
  2. Согласно другой версии, израильтяне, пройдя от Кадес-Варни к Едому, просили у местного царя разрешения пересечь его земли (Чис.20:14-17); получив отказ, они миновали Эдом и Моав (Чис.21:4; Суд. 11:18) и достигли восточной границы Моава (по-видимому, пройдя через Ецион-Гавер). Там они нанесли поражение царю аморреев Сихону и царю Башана Огу (Чис.21:21-35) и только после этого «остановились в степях Моава, при Иордане, против Иерихона» (Чис.22:1).

Среди исследователей принято мнение, что эти две версии отражают происшедшие в разные времена передвижения различных племенных объединений израильтян («колен Лии» и «колен Рахили»). Первая версия повествует о движении одной группы племен, которое могло произойти не позднее конца XIV в. — начала XIII в. до н. э., когда за-иорданские царства находились в процессе образования и не могли силой воспрепятствовать проходу израильтян. Вторая же версия описывает скитания другой группы, которая столкнулась с уже консолидировавшимися царствами, способными преградить кочевым племенам путь в свои земли.

Эта гипотеза позволяет в некоторой мере согласовать между собой обе даты Исхода — XIV в. до н. э. (царствование Аменхотепа-Эхнатона) и XIII в. до н. э. (царствование Рамсеса II). Указанная в Библии цифра шестьсот тысяч взрослых мужчин, вышедших из Египта (Исх.12:37), по-видимому, представляет собой фольклорно-типологическое число, обозначающее необозримое множество.[2]

Хронология Исхода

 История Израиля

Земля Обетованная

Колена Израилевы

Исход

Завоевание Ханаана

Эпоха Судей


История древнего Израиля и Иудеи

Израильское царство

Иудейское царство

Вавилонский плен

Эпоха Второго Храма


Античный период

Правление Птолемеев и Селевкидов

Хасмонейское царство

Царство Ирода I


История Палестины

Иудея под властью Рима

Византийская провинция

Арабский период

Иерусалимское королевство

Правление мамлюков

Палестина в Османской империи

Британский мандат в Палестине


Современный Израиль

Сионизм

Создание Государства Израиль


Также

История еврейского народа


Портал «Израиль»

Согласно традиционной точке зрения, Исход произошел в XV в. до н. э. В Библии сказано, что Сыны Израиля вышли из Египта за 480 лет (~ 5 веков) до начала строительства Храма Соломона в Иерусалиме (3Цар.6:1). Большинство исследователей сходятся в том, что Храм Соломона был построен в X в. до н. э.. Прибавляем к этой дате 5 столетий и получаем XV в. до н. э..

Однако с точки зрения исторической школы Исход мог иметь место в XIII в. до н. э., поскольку именно тогда в египетских документах (стела Мернептаха) впервые появляется имя «Израиль». Также раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э. Также в религии Моисея прослеживают параллели с монотеизмом Эхнатона. В пользу поздней датировки говорит и тот факт, что израильтяне вышли из Египта через Красное море потому, что сухопутное сообщение с Ханааном было перекрыто филистимлянами (Быт.13:17), которые появляются не раньше XIII в. до н. э. Однако, в оригинале речь идёт не о Красном, а о Чермном море.

Библия (Исх.1:8-11) повествует что при Исходе: «восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», и приказал евреям построить для египтян в округе Гесем города Пифом и Раамсес (1278 год до н. э., новая столица Египта, заменившая Аварис — находящуюся в 1 км от него столицу Египта XV династии гиксосов). Название города Раамсес логично, если перед этим правил Рамсес II (умер в 1213 году до н. э.) и новая столица и царский дворец восславлял долгое время его правления, и подтверждает что события было в эпоху Рамсесов XIX (или XX династии). Моисей жил в царском дворце (в столице Аварис), где и убил надсмотрщика. Из этого города евреи и пошли на восток в Сокхоф (Исх.12:37). Указанное в Библии число ушедших «600 тыс. евреев» (не считая женщин, детей и скот) превышало население Авариса почти в три раза, что заставляет обратить внимание на Папирус Ипувера, описывающий гражданскую войну египтян с «азиатами» (гиксосами) и предположительно «десять казней египетских».

Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 г. до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 г. до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов. Однако не следует забывать, что гиксосы воевали с фараонами, например с Яхмосом; и гражданская война была закономерна, если фараон повелел лишить статуса столицы гиксоский Аварис, заставив их строить новую столицу Раамсес, и ушедшие 600 тыс.евреев превышали население Авариса почти в 3 раза.

Историчность исхода

Проблема исторической достоверности Исхода — одного из кардинальных вопросов современной библеистики и еврейской истории — остаётся спорной. Единственным источником сведений об этом событии является библейское повествование. Учёные долгое время не сомневались, что Исход — это историческое событие. Однако начиная со второй половины XIX века некоторые исследователи Библии, например Велльгаузен, начали отрицать историчность Исхода и даже само пребывание евреев в Египте. Всё же большинство других исследователей признаёт историческую достоверность ядра библейского рассказа об этом событии. Один из наиболее убедительных доводов заключается в том, что никакой народ не создал бы легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривал бы такое порабощение (т.е. национальное унижение) как предпосылку его консолидации, — если только он на самом деле не пережил подобной травмы[2].

Существует гипотеза, что евреи ниоткуда не приходили в Ханаан, а жили там всегда[3]. Датировки записи истории Исхода также различаются. Существует версия о VII веке до н. э., во времена царя Иосии. Это был своего рода политический манифест, с целью сплотить израильтян в борьбе против Египта. Противостояние царя Иосии и фараона Нехо было метафорически описано как борьба Моисея и египетского фараона[4].

Альтернативные версии

Существует значительное число альтернативных теорий хронологии Исхода, в разной степени согласующихся как с религиозной, так и с современной археологической точкой зрения.

Гипотеза Великовского

Иммануил Великовский предположил[источник не указан 421 день], что традиционная хронология древних цивилизаций (основанная, по его утверждению, на ошибках ранних египтологов и не подвергавшаяся ревизии в свете позднейших открытий), содержит повторенный дважды период примерно в 600 лет, в результате чего исторические события и фигуры выступают дважды под разными именами. Объясняя таким образом отсутствие синкретизма (соответствия по времени) между египетскими и библейскими (ветхозаветными) источниками, он предложил альтернативную реконструкцию истории, что позволило ему согласовать некоторые до того не объясненные факты. В частности, он считал гиксов/гиксосов аравийскими племенами (библейские амалекитяне), вторгшимися в Египет сразу вслед за Исходом евреев, а филистимлян и «народы моря» (в значительно более позднее время) — персидскими завоевателями и греческими наемниками, соответственно; отождествил Египетскую правительницу Хатшепсут с библейской царицей Савской, а её преемника на Египетском троне Тутмоса III, покорившего Сирию и Палестину (между концом XVI и серединой XV вв. до н. э.) — с библейским фараоном Шишаком (Шешонк, фараон XII ливийской династии, после 950 г. до н. э.), разграбившим Иерусалимский храм.

Связь с атонизмом

В 1939 году в своей работе «Моисей и монотеизм» Зигмунд Фрейд связал учение Моисея с религией, принятой в Египте во время правления фараона Эхнатона. Эта религия имела черты монотеизма. Она основывалась на поклонении только одному божеству из древнеегипетского пантеона — богу Атону. Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала этой религии в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 г. до н. э. Идея Фрейда нашла поддержу у Джозефа Кэмпбелла, а современный египтолог Ахмет Осман (англ. Ahmed Osman) даже предположил, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо.

Всё же большинство[кто?] современных египтологов не соглашаются отнести период Моисея к периоду, последовавшему за отменой религиозных реформ Эхнатона.[источник не указан 209 дней]

Физические обоснования чудес

Вулканическая теория

«Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь» (Исх.13:21-22)

Значительный ряд физических явлений во время Исхода может трактоваться как явления сопутствующие извержению вулканов. Библия фактически прямо говорит об этом (если признать, что «гора Синай» — это вулкан):

И Господь произвёл гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую; и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения её. И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал (Исх.9:23-25)

Господь же шёл пред ними днём в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп облачный днем и столп огненный ночью от лица народа (Исх.13:21-22, 1:33)

Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась, и звук трубный становился сильнее и сильнее. (Исх.19:18)

И взошёл Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало её облако шесть дней. Вид же славы Господней на вершине горы был … как огонь поядающий. (Исх.24:15-16)

Египет и Синай не являются вулканическими зонами, единственные значимые кандидаты это:

Вулкан Санторин

Одним из возможных объяснений событий, изложенных в Библии, некоторые учёные[5][6][7] считают извержение вулкана Санторин в 1645—1500 гг. до н. э., примерно этими столетиями датируют и Исход. Извержение уничтожило минойскую цивилизацию Крита и вызвало гигантское цунами высотой предположительно 100 м[8], которое не могло не достигнуть дельты Нила. По мощности извержение имело 7 баллов, что сопоставимо с извержением Тамбора и в 3 раза сильнее извержения Кракатау — что должно было оставить следы в летописях Древнего мира. Облако пепла простиралось на юго-восток в сторону Египта на 200—1000 км, и гипотетически могло «затмить Солнце» как описано в казнях египетских. С цунами связываются необычные явления природы во время десяти казней египетских и рассечение вод Красного моря во время перехода через него сынов Израиля.

Критика

Однако, если считать что «Чермное море» (15:4) Библии — это Красное море, непонятно, каким образом цунами в Средиземном море могло сказаться на уровне Красного моря, в то время с ним не соединявшегося. Кроме того, шлейф Санторина вряд ли мог быть виден из Египта. Библия описывает, что Моисей вёл евреев к горе Бога извергающей дым и пламя, и колебавшей землю под ногами, после чего Моисей поднимается на грохочущую гору; однако к острову Тира не существует сухопутного пути.

Вулкан Алаль Бадр

Другой вулкан рассматриваемый учёными[9] — Алаль Бадр, на территории современной Саудовской Аравии — ближайшей к Египту вулканической зоне. Вулкан подходит по ряду критериев, наиболее мощный — его извержение могло быть видно издалека, располагается восточнее Синая, откуда и дул ураганный ветер (14:21). В той местности жило и племя исповедующее веру в Йеве (Яхве).

  • «Неопалимая купина» по экспериментам учёных[9] может являться кустом акации аравийской, растущей на склонах вулканических кратеров. Эксперимент показал, что в пламени газовой горелки при температуре выше 1000 градусов горение ветвей куста невидимо. Куст медленно обугливается, «горит, но не сгорает», как описано в Библии. Куст мог расти возле невидимого источника горючих вулканических газов, и неожиданно вспыхнуть, произведя впечатление на пророка Моисея.
  • В Библии (1:2) говорится о 11 днях пути от Кадес-Варни (англ.)русск. (место на востоке Синайского п-ова) до Хорива (горы Синай), что примерно равно 660 км — расстоянию до Алаль Бадр.

Расхождение вод

Сотрудники Национального центра атмосферных исследований США (англ.)русск. и Колорадского университета Карл Дрюс и Вейкинг Хан подтвердили на компьютерном моделировании[10][11][12][13], что ураганный ветер мог временно разделить на две части озеро Манзала, где вероятно происходили события Исхода (Исх.14:21). Учёные проверяли древние версии о локализации события на озёрах дельты Нила, учитывая что буквальный перевод гидронима «Чермном море» (15:4) — «море камышей» и на Красном море камыш не растёт.

Анализ археологических данных, снимков, сделанных спутником, и географических карт позволил Дрюсу и его коллегам с большой точностью вычислить, какой была глубина этого водоема 3 000 лет назад. Восточный ветер, в течение 12-ти часов (Исх.14:21) дующий со скоростью 100 км/час, вероятно, мог отогнать одну часть озера к западному берегу, отодвинув другую часть вод на юг, к Нилу. Такое разделение вод позволило бы перейти озеро по широкому «проходу» (3-4 км в длину и 5 км в ширину) с илистыми берегами, образовавшемуся на его дне. «Проход» мог продержаться около четырёх часов, затем воды сомкнулись снова.

Другая группа учёных[9], при участии океанографа Дорон Нофа (англ. Doron Nof) в лаборатории смоделировала и показала в эксперименте на местности, что «расхождение вод» могло случится из-за ураганного ветра (в эксперименте — 160 км/ч) на месте современного пляжа на севере Красного моря, где в эпоху Моисея уровень воды был на 180 метров выше. Также эта группа учёных научно обосновала и связала в логичную последовательность «Десять казней египетских».

Критика

Если вода сгонно-нагонным образом отходит при скорости ветра 100—160 км/ч (ураган 1 категории)… Могут ли при таком ураганном ветре по возникшему проходу пройти люди, учитывая вязкий ил и песок, острые камни, и водные потоки местами бьющие сильнейшим напором через проход?.. И могли ли при таком ветре продолжать преследование египтяне, учитывая что у них были лошади и колесницы?..

Десять казней египетских

См. также

Примечания

  1. История Исхода
  2. ↑ Исход — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. «Раскопанная Библия», гл. 4 «Кем были древние израильтяне?»
  4. «Раскопанная Библия», гл. 2 «А был ли Исход?»
  5. Новости The Daily Telegraph: Biblical plagues really happened say scientists (англ.)
  6. Новости Lenta.ru. Библейским Казням египетским нашлось научное объяснение
  7. Новости@mail.ru Биологи нашли объяснение египетским казням
  8. Остров Санторини
  9. ↑ смотреть online
    Фильм иллюстрирует мнение следующих экспертов: Dr. Peter Williams из Кембриджского университета, Colin Humphreys, директор Департамента здравоохранения Нью-Йорка (англ.)русск. эпидемолог Джон Марр (нем.)русск., океанограф Doron Nof профессор Университета штата Флорида.
  10. Отчет об исследовании приводится на сайте «Университетского объединения атмосферных исследований» (англ.)
  11. Dynamics of Wind Setdown at Suez and the Eastern Nile Delta — plosone.org, 30 августа 2010 (англ.)
  12. Ученые поняли, почему воды расступились перед Моисеем, «передвинув» Чермное море — NEWSru.co.il, 22 сентября 2010
  13. Пророка Моисея протестировали на компьютере

Литература

  • Holer. De transitu israelitarum per mare Rubrum. Иена, 1759
  • Raumer. Zug der Israeliten aus Aegypten nach Kanaan. Лпц., 1837
  • Brugsch-Bey. L’Exode et les monuménts égyptiens. 1875
  • G. Ebers. Durch Gosen zum Sinai. 1872
  • специальное исследование проф. Ф. Г. Елеонского, «История народа израильского в Египте» (1884 г., неоконч.),
  • несколько глав в I т. «Библейской ист.» А. П. Лопухина;
  • «Комментарии» Спикера (комментарий на И. принадлежит Ролинсону);
  • Г. Властов. Летопись

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Исход
  • География Исхода
  • Исход — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Исход // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Я. Изакс. «Наш народ». Исход из Египта
  • Й. Сакс. Уроки Торы. «Один или много исходов?» Концепция Исхода в хасидизме
  • Исраель Финкельштейн, Нил Ашер Зильберман. Глава 2. А был ли Исход? // Раскопанная Библия. Новая точка зрения археологии на древний Израиль и происхождение его священных текстов
  • Исход народа Моисея: 'Казни египетские' — вулканическая зима. Маршрут Исхода
  • Философия права Пятикнижия (сб. статей под ред. А.А. Гусейнова и Е.Б. Рашковского, сост. П.Д. Баренбойм). – М., Лум, 2012.

Исход.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47