Кальвизий, Зет

27-07-2023

Зет Кальвизий

Зет Кальви́зий (лат. Sethus Calvisius, собственно нем. Seth Kalwitz; 21 февраля 1556, Горслебен, Тюрингия24 ноября 1615, Лейпциг) — немецкий астроном, хронолог, историк, теоретик музыки и композитор.

Содержание

Биография и вклад в науку

Родился в бедной крестьянской семье. Окончил гимназию в Магдебурге в 1572 году, учился в университетах Хельмштедта и Лейпцига. В 1582 году стал директором музыкальной школы в Пфёртене (сейчас деревня Броды в Польше). В 1594 году переехал в Лейпциг, где до конца жизни работал кантором хора церкви святого Фомы и учителем в школе при церкви[1], отказываясь от предложений нескольких университетов занять кафедру математики.

Основной научный труд Кальвизия в области астрономии — хронологические таблицы, сопоставляющие по времени события из истории различных народов древности на основании сведений о более чем 300 затмениях: «Opus chronologicum…»[2] (1605).

В ходе работы над таблицами Кальвизий советовался со Скалигером, который, в свою очередь, использовал расчеты Кальвизия в своих работах[3]. К астрономическим и хронологическим наблюдениям Кальвизия имеет прямое отношение также предложенная им реформа григорианского календаря. В круг общения Кальвизия входили ведущие немецкие учёные, в том числе Иоганн Кеплер, Михаэль Преториус, Барифон, Николаус Генгенбах, Иоганн Липпий (был его учеником).

Главный музыкально-теоретический труд Кальвизия — «Мелопея» (1592), в центре которого хорошо спланированное и ясно изложенное учение о музыкальной композиции (с опорой на авторитет Дж. Царлино). Тщательно разрабатывал проблему взаимодействия музыки и слова («музыкальная поэтика», musica poetica), внёс вклад в музыкальную риторику, предпочитал вокальную музыку инструментальной. Три трактата-«упражнения» (exercitationes) имеют выраженный дидактический характер: они затрагивают различные аспекты базовой теории музыки (ритмика и музыкальная нотация, лады, теория сольмизации). Второе «Упражнение» представляет собой краткий курс истории музыки.

Композиторское наследие Кальвизия включает исключительно хоровую церковную музыку: гимны (на латинские и немецкие тексты), каноны, мотеты, 3-голосные обработки немецких духовных песен (т.наз tricinia), протестантских хоралов, в т.ч. всей (лютеровской) Псалтири.

Труды

  • ΜΕΛΟΠΟΙΑ sive melodiae condendae ratio, quam vulgo musicam poëticam vocant, Erfurt 1592, R Magdeburg, 1630 (в одном переплете с книгой «Плеяды» Барифона)
  • Compendium musicae practicae, Leipzig 1594 (редакция в 1612 под названием Musicae artis praecepta)
  • Exercitationes musicae duae, Leipzig 1600
  • Opus chronologicum ex autoritate potissimum sacrae scripturae et historicorum fide dignissimorum, ad motum luminarium coelestium, tempora & annos distinguentium, secundum characteres Chronologicos contextum, trecentis fere Eclipsibus annotatis confirmatum & deductum usq; ad nostra tempora, Leipzig 1605, Frankfurt am Main 1620, 1685
  • Exercitatio musica tertia, Leipzig 1609
  • Elenchus calendarii Gregoriani, Leipzig 1613
  • Formula calendarii novi, Leipzig 1613
  • Thesaurus latini sermonis, Leipzig 1614
  • Enchiridion lexici Latino-Germanici, Leipzig 1614

Примечания

  1. Интересно, что эти же должности при этой же церкви позже занимал Иоганн Себастьян Бах.
  2. Opus chronologicum ex autoritate potissimum sacrae scripturae et historicorum fide dignissimorum, ad motum luminarium coelestium, tempora & annos distinguentium, secundum characteres Chronologicos contextum, trecentis fere Eclipsibus annotatis confirmatum & deductum usq; ad nostra tempora, Leipzig 1605, Frankfurt am Main 1620, 1685
  3. Anthony T. Grafton. Joseph Scaliger: A Study in the History of Classical Scholarship, 2 vol. — Oxford: Oxford University Press, 1983, 1993

Литература

  • Кальвизий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Benndorf K. Sethus Calvisius als Musiktheoretiker // Vierteljahrschift fuer Musikwissenschaft, X (1894), SS.411–70.
  • Pietzsch G. Seth Calvisius und Johannes Kepler // Die Musikpflege, I (1930), SS.388–96
  • Riemer O. Sethus Calvisius, der Musiker und Pädagoge’ // Die Musikpflege, III (1932), SS.449–55.
  • Rivera B.V. Zarlino's Approach to Counterpoint Modified and Transmitted by Seth Calvisius // Theoria: Historical Aspects of Music Theory, IV (1989), pp.1–9
  • Schröder G. Tempus musicae - tempus mundi. Untersuchungen zu Seth Calvisius (= Studien zur Geschichte der Musiktheorie, Band 4). Hildesheim, 2008

Ссылки

  • Свободные партитуры Сета Кальвизия в Музыкальном архиве Вернера Икинга (WIMA)
  • Свободные партитуры Сета Кальвизия в библиотеке хоралов общественного достояния (ChoralWiki)
  • Calvisius, Sethus: Harmonia cantionum ecclesiasticarum, Leipzig, 1597
  • Электронное факсимиле трактата "Мелопея" (издание 1592 года)
  • 1812 Chalmer’s Biography / C / Sethus Calvisius (1556–1615) (vol. 8, p. 98)

Кальвизий, Зет.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47