Каменноостровский мост

10-08-2023

Каменноостровский мост

59°58′40″ с. ш. 30°18′05″ в. д. / 59.977778° с. ш. 30.301389° в. д. (G) (O) (Я)

Область применения

автомобильный, трамвайный, пешеходный

Пересекает

Малая Невка

Место расположения

Санкт-Петербург

Конструкция
Тип конструкции

постоянные пролеты - 2-х пролетные металлические нарезные балки

Основной пролёт

разводной, двукрылый, откатно-раскрывающейся системы[1]

Общая длина

151 метр

Ширина моста

27 метров

Максимальная нагрузка

Н-13, Т-13, НГ-60, 400 кг/м²

Эксплуатация
Открытие

1760 (наплавной)
1813 (деревянный арочный)
1859 (деревянный ригельно-подкосный)
1938 (металлический балочный)
1954 (существующий)

59°58′40″ с. ш. 30°18′05″ в. д. / 59.977778° с. ш. 30.301389° в. д. (G) (O) (Я)
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7802246000объект № 7802246000

Каменноостровский мост — мост через Малую Невку в Санкт-Петербурге.

Соедииняет Аптекарский и Каменный острова в створе Каменноостровского проспекта.

Содержание

История

Каменноостровский мост в 1830-е гг.
Каменноостровский мост в начале XX века

В 1760 году был впервые наведен плашкоутный мост на 11 судах по проекту архитектора А. Ф. Виста. В 1765 году его заменили новым наплавным мостом на 10 плашкоутах, а затем наплавной мост соединили с выдвинутыми в реку береговыми устоями на сваях. Мост в таком виде неоднократно ремонтировался в дереве.

В 1811-1813 годах по проекту инженера А. А. Бетанкура на месте наплавного моста был сооружен первый в России 7-ми пролетный деревянный арочный мост на деревянных опорах и каменных устоях. Строительство велось под руководством инженеров А. Д. Готмана и С. О. Пантелеева[2] Общая длина моста была 150 метров. В таком виде мост эксплуатировался 20 лет. В 1833 году под руководством инженера П. П. Базена был произведен ремонт опор моста.

В 1859 году по проекту инженера А. Штукенберга была осуществлена полная перестройка моста, при которой арочная система была заменена сложной подкосной системой. В 1875 году для прокладки по мосту путей конной железной дороги был произведен капитальный ремонт моста по его усилению. В 1899 году при очередном капитальном ремонте мост был полностью перестроен в дереве и превращен в 11-и пролетный балочно-разрезной системы из 4-х деревянных рам с ручным приводом. В 19061907 гг., в связи с переводом городских железных дорог на электрическую тягу, под руководством инженера В. Р. Пау-Помарнацкого были произведены работы по усилению моста.

В 1938 году Каменноостровский мост был полностью реконструирован. Деревянные прогоны были заменены на металлические двутавровые балки, а ручной привод электрифицирован. Длина моста была 152.5 метра, ширина 18 метров. Работами по ремонту моста руководил инженер П. П. Степнов.

В 19531954 годах, в связи с возросшей интенсивностью движения транспорта и ростом нагрузок, а также учитывая ветхое состояние моста, был сооружен новый 5-ти пролетный металлический мост с разводным пролетом посередине, по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева и В. С. Васильковского. Впервые на мосту были применены железобетонные плиты с асфальтовым покрытием для крыльев разводного пролета вместо обычных деревянных настилов[3]. Мост сооружался одновременно с Ушаковким мостом по одному проекту, девизом которых был «Незримый разводной пролет» [4]. Это конструктивное решение оказалось настолько удачным, что было использовано при реконструкции моста Свободы через Большую Невку[5].

17 октября 1954 года мост был открыт для движения[4]. В 1999 году на мосту выполнен капитальный ремонт.

Конструкция

Стационарные пролетные строения — неразрезные двухпролетные металлические пролетные строения 27,45+30,14 м. В поперечном сечении состоят из сварных главных балок с криволинейным нижним поясом. Проезжая часть из железобетонной плиты с покрытием из мелкозернистого асфальтобетона.

Разводной пролет перекрыт двукрылым пролетным строением откатно-раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами. В поперечном сечении состоит из сварных главных балок двутаврового сечения переменной высоты. По прогонам и главным балкам крыльев уложена железобетонная плита проезжей части с покрытием из мелкозернистого асфальтобетона. По состоянию на лето 2009 года на разводном пролете моста трамвайные рельсы уложены непрерывно. Таким образом в настоящее время разводка моста невозможна.

Устои моста монолитные. Фундамент устоев свайные на деревянных сваях. Фасадные поверхности устоев облицованы гранитом. Все промежуточные опоры монолитные, заложенные на высоких свайных ростверках и облицованы с фасадных сторон гранитом.

Ограждение на стационарных пролетах — гранитный парапет, на разводном пролете — металлическое сварное. На мосту установлено чугунное перильное ограждение индивидуального художественного литья. На опорах и устоях моста перильное ограждение завершается гранитными стелами и парапетами.

Из-за ограничения грузоподъемности моста, перед въездами установлены дорожные знаки 3.11 «Ограничение массы — 25 т».

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Каменноостровский мост
  • Фотографии строительства Каменноостровского моста из фотоальбома инженера Демченко В. В. на сайте «Ленгипроинжпроект»
  • Каменноостровский мост на сайте Санкт-Петербург. Все о Петербурге
  • Фотография авторов современного Каменноостровского моста из фотоальбома инженера Демченко В. В. на сайте «Ленгипроинжпроект»

Примечания

  1. Каменноостровский мост на сайте Энциклопедия Санкт-Петербург
  2. Статья «На встречу 200-летию ПГУПС» на сайте Петербургского государственного университета путей сообщения
  3. Каменноостровский мост на сайте www.nevariver.ru
  4. ↑ Фрагменты фотоальбома инженера Демченко В. В. на сайте «Ленгипроинжпроект»
  5. статья «Мосты его жизни» в газете «Наш путь» (№ 11 от 2009 г.)


Каменноостровский мост.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47