07-08-2023
Каменные изваяния лошадей и баранов[2][3] — зооморфные надгробные[4] каменные изваяния, распространенные на Южном Кавказе, в Западной Армении (современный восток Турции) и в Иранском Азербайджане, основная группа которых датируется XIII—XIX веками[5].
Многие изваяния животных достигают значительных размеров. Некоторые из них стоят на пьедестале. Попадаются фигуры баранов и лошадей, высеченные из камня схематично и грубо, но иногда встречаются изваяния, сделанные с большим художественным мастерством и экспрессией. Очень часто бока и спины лошадей и баранов, помимо надписей, бывают покрыты рельефными изображениями бытовых сцен. На каменных надгробиях часто встречаются надписи, высеченные арабским шрифтом[1].
Содержание |
После завоевания региона арабами в VIII веке изображение живых существ в какой бы то ни было форме было ограничено[6]. Но со второй половины IX века, когда владычество арабов было сильно потрясено и ослаблено движением хуррамитов и борьбой местных феодалов против халифата, народное творчество завоеванных арабами стран постепенно стало преодолевать запреты шариата. В народном искусстве вновь появились изображения живых существ. Считается, что намогильным камням зачастую придавали форму барана или лошади начиная с XV века. Эти каменные надгробья рассматриваются как пример нарушения догматики ислама[7]. Лошадей всегда высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках изображали доспехи покойника — лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды[8].
Азербайджанский историк М. С. Нейматова считает, что надгробия в виде каменного изваяния барана, известные в Азербайджане как «гоч даш», появились в связи с овцеводством[9]. Кроме того, она допускает, что появление надгробий в виде каменных изваяний лошади следует объяснить тем, что лошади, которые были в горах единственным транспортом, были священы[10]. Считается, что надгробия в виде каменных лошадей, имели связь с конскими погребениями, которых очень много в курганах на территории Азербайджана[1].
Впервые о подобной скульптуре сообщил французский геолог Дюбуа де Монпере (1798—1850) в «Voyage autour du Caucase». Имеется также материал в работах Perrot et Chipiez в «Histoire de la Societe nationale des l’antiquite». Имеется также материал в работе Perrot et Chipiez в «Histoire de la Societe nationale des l’antiquite» (том V, стр. 170), а затем пошли краткие упоминания в работах немецкого археолога Артура Мильхгоффера в «Archäologishe Zeitung» за 1883 год, в «Bulletin de la Societe nationale des antiquares de France» за 1899 год (баланс тюркского кладбища в гор. Эривани) — «Отчет вып. Археол. комиссии за 1898 год». На чепраке изваяния лошади, найденном близ деревни Дых Курдистанского района Э. Я. Реслером выявлены письмена на южносемитическом алфавите. Отмечалось изваяние лошади с седлом из Целкинского района Тифлисской губернии (И. П. Ростомов, Ахалкалакский уезд в археологическом отношении)[3].
В 20-ых годах XX века в процессе работы по археологической карте Азербайджана В. М. Сысоев зарегистрировал каменные изваяния лошадей и баранов в следующих пунктах на Апшеронском полуострове на мусульманском кладбище селе Зых, в Курдистанском уезде в селе Кутурлу, в Автономной области Нагорного Карабаха на мусульманском кладбище селе Караагаджи, в Нахичеванском крае в сёлах Азнабюрт, Азы (нижние), Вананд, Данагирд (на армянском кладбище), в городе Нахичевани, селе Ананаб, в Эрзинджанском армянском монастыре, и в Ленкоранском уезде в селениях Абидере, Балабур, Горикды, Лирик, Тангаруд, Эйчара[3]. Сысоев также отмечал, что местные жители селений Ордубада, Данагирта и Абракуниса находят эти каменные фигуры на древних кладбищах, в горах или других местах, придают им какое-то особенное значение, часто вывозят их оттуда и ставят на могилах своих близких[1]. Экземпляр каменного барана был также в Боржоме в парке «на площадке», привезенный из окрестностей. В 1925 году разливом Куры этот баран был смыт и унесен рекой. Художественно исполненное изваяние барана имелось в селении Бердае близ Евлаха. Судьба этого барана, фотография которого имеется в архиве Государственного исторического музея, в настоящее время неизвестна[3].
Е. Пчелина отмечает (1932 год), что такого рода памятники известны в литературе о Южном Кавказе и обычно приписываются армянам или тюркам. Она выделяет каменные надгробия в виде «очень грубых изваяний» баранов и лошадей из серого камня на кладбище близ святилища Яныч-Югорук (между селениями Кизылав и Сеидлар на реке Акера), а также на кладбищах селений Шальва, Минкенд, Кара-Кишлаг. Пчелина так описывает эти изваяния:
Животные изображены в спокойной позе ожидания. Бараны высечены особенно грубо. Это почти каменные брусья на двух подставках. Иногда высечена только голова с едва отмеченными резцом рогами, не выступающими из плоскости виска. Линия спины и зада дана отчетливо. Но ноги отмечены только рисунком и не отделены от туловища, представляя собой цельный камень.[3]
Существует также мнение о схожести популярных на азербайджанских, курдских и армянских кладбищах изваяний коней с огузским обычаем выставления чучела лошади над могилой[11].
В 1926 году археологом А. К. Алекперовым были открыты памятники в селе Уруд Зангезурского района (позже Сисианский район Армянской ССР), о которых коротко он писал следующее: «В селении Уруд на старом кладбище… много могильных памятников (в виде изваяний, курдючных баранов, с изображениями людей и надписями на боковых сторонах. На многих из этих памятников — дата от 993 по 999 г. х. и указание на смерть от чумы»[12].
На территории Азербайджана каменные изваяния лошадей и баранов встречаются на мусульманских кладбищах ряда селений Нахичеванского края, Нагорного Карабаха, Ленкоранского района, Мильской степи, вплоть до Апшерона, почитаются окрестным населением, и ассоциируются уже со сравнительно новыми поверьями и обрядами[2]. Особенно распространены такие надгробия на мусульманских кладбищах Зыха (Апшерон), в Нагорном Карабахе близ селения Караагач, в ряде селений Нахичеванской АР, в районе города Ордубада, в Ленкоранском районе, в Мильской степи, на древнем мусульманском кладбище «Пейгамбар», близ развалин города Байлакан, в Курдистане и др. Аналогичные фигуры каменных баранов, имеющих такое же культовое назначение, встречаются и в Иране (Xое, Мараге). Считается, что сходные формы этих произведений искусства могли возникнуть в разных местах как отражение одинаковых условий развития[1].
В списке памятников народно-каменной скульптуры, взятых на учёт Министерством культуры Азербайджанской ССР в 1985 году, указано 97 надгробий в виде каменного изваяния барана и лошади на территории Нахичеванской АР. В городе Нахчичевани в открытом музее-парке «Кызлар булагы» 47 штук, в Ордубадском районе (в селах Аза, Вананд, Валавар, Дер) 5 штук, в Шахбузском районе (в селе Бадамлы, Гаджазур, Махмудоба, Арындж, Коланы, Куку, между селом Биченек и йайлагом Батабат, в массиве Кечалдаг, местности Гарибйери) 25 штук[9].
Каменные надгробия в виде фигур баранов и лошадей встречаются и в ряде районов Ширвана[14].
В Лачинском и Кельбаджарском районах на надгробиях в виде каменного изваяния лошади или барана изображена фигура человека, правая рука которого лежит на поясе, а левая вытянута в сторону, и на раскрытой ладони стоит птица[10].
Надгробия в виде каменного барана на которых высечены изображения сцен, связанных с овцеводством, встречались на территории Ярдымлинского, Лерикского, Кельбаджарского, Физулинского, Ордубадского и других районов Азербайджанской ССР, а также Сисианского района Армянской ССР. Изображения на них в основном представляют собой клейма, ножницы для стрижки овец, мечи, кинжалы[10].
Тип | Место находки | Примечание |
---|---|---|
Лошадь | Грузинская ССР | Задние и передние ноги высечены из целого камня, но отделены друг от друга глубокой линией. Седло чуть приподнято, грива аккуратно зачесана на правую сторону. Стремя и уздечка на фигуре изображены отчетливыми линиями. На правом боку, выше передних ног высечено рельефное изображение человека. На левом боку, ниже седла изображена сабля, выше задних ног тамга. На шее имеется арабская надпись: «Владелец его /Карам хан/ 741 год.» Хранится во дворе мцхетского филиала лапидария Государственного музея Грузии[15]. |
Лошадь | Грузинская ССР | Ноги сделаны из целого камня, морда поломана. Седло чуть выше по сравнению с седлом первой фигуры лошади. На боках имеются изображения винтовки с патронташем, кинжала, лука и стрел. Хранится во дворе мцхетского филиала лапидария Государственного музея Грузии[15] |
Лошадь | Село Ханагях, Джалилабадский район, Азербайджанская ССР | |
Лошадь[16] | Село Малыбей, Лачинский район, Азербайджанская ССР | Грива, седло, стремя и уздечка на фигуре изображены отчетливыми лилиями. Задние и передние ноги высечены из целого камня, но отделены друг от друга линией. На правой лопатке изображена птица, с левой стороны шеи имеется арабская надпись и дата: 977 года[10]. |
Лошадь[16] | Село Малыбей, Лачинский район, Азербайджанская ССР | Задние и передние ноги высечены из целого камня, но отделены друг от друга линией. |
Лошадь[16] | Село Малыбей, Лачинский район, Азербайджанская ССР | На левом боку изображены розетка — символ солнца и фигура человека, держащего в правой руке птицу. Грива лошади аккуратно зачесана на правую сторону. Близко к седлу высечена круглая розетка. У ног имеется арабская надпись почерком сульс, стёртая временем. Читаются лишь слова: «Обладатель его Яхья»[10]. |
Лошадь | Село Гюлебирд, Лачинский район, Азербайджанская ССР | На левой стороне имеется арабская надпись некаллиграфическим почерком: «Коран 55 — 26-27. (Мухаррам /б. Корджи 1022 года)». |
Лошадь | Село Гюлебирд, Лачинский район, Азербайджанская ССР | Седло чуть выше по сравнению с седлом предыдущей фигуры лошади. |
Лошадь | Село Гюлебирд, Лачинский район, Азербайджанская ССР | Фигура лошади разукрашена (рис. 66). На лбу и вокруг попоны имеются подвески. Седло изображено сравнительно приподнятым. На длинном причесанном хвосте завязан узел (рис. 66). Задние и передние ноги высечены из целого камня, но они между собой разделены линией. На левом боку высечены рельефные изображения человека, держащего в правей руке птицу, а в левой топор. Всадник целится в какое-то животное. В правом плане остаток арабской надписи, где можно прочесть лишь дату: 1078 года[10]. |
Лошадь | Село Зар, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | На левом боку арабская надпись: «Усопший Мухаммад Бакир (б. Машади Искандар/ община Шилланну /племени Хасанлу/ 1266 года». |
Лошадь | Село Зар, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | Надпись на арабском: «Усопший Али шах /б. Машади Искендар община Шиллану/ 1266 года». |
Лошадь | Кладбище, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | Имеется арабская надпись: «О, Али! /Эта светлая/ усыпальница Кербалаи /Оруджа сына /Кербалаи…/ племени Фарахканлу, 1286». |
Лошадь | Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | |
Лошадь | Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | |
Лошадь | Лачинский район, Азербайджанская ССР | Со стороны головы и ног фигура лошади поломана. Надпись сильно стерта. Читается лишь дата 1228 год хиджры. Имеется фигура человека, держащего в правой руке топор. |
Лошадь | Село Бёюк Муганлы, Борчалинский район, Грузинская ССР | Грива, седло, стремя, уздечка на фигуре изображены отчетливыми линиями. На правом боку арабская надпись на азербайджанском: «Он [Аллах]] вечный. Фатиха для упокоя души. Это ложе усопших, прощенных Хан-Мухаммада и Али сыновей Казима из общины Муганлу. 1233 год». На левом боку высечены две фигуры человека. Считается, что по изображениям и надписи можно сказать, что под одним памятником захоронены два брата[10]. |
Лошади и бараны | Тбилиси | Надгробия в виде каменного изваяния барана и лошади с арабской надписью можно встретить во дворе Института истории АН Грузии, Государственного музея Грузии и в ряде скверов Тбилиси. На проспекте Ш. Руставели расположен памятник в виде каменного изваяния барана, размером 1,43×0,72 м. Ноги у фигуры короткие, рога закрученные в круг. По бокам имеется рельефное изображение лошади, горного козла, Кувшин для воды, винтовки, ножницы, фигуры людей с тюркским головным убором. У обоих фигур руки на поясе. На фигуре сохранились следы арабской надписи. |
Лошадь | Село Зейлик, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | Арабская надпись на изваянии содержит и имя скульптора:
«О, Али. Работа Тахмаза б. Кербалай… Мухаммад. Это светлое ложе Кербалайи Хусайна б…. Хаджи /1291)». |
Баран | Село Уруд, Зангезурский район, Армянская ССР | Размер 1,12×0,67 м. В обрамлении покрывало, укрывающее спинку барана с надписью на азербайджанском: «О, скажи, что увидел любимую глазами залитую кровью и страстными речами на устах». По середине покрывала написано: «Ифтихар/сын/…год 986. Помочь нельзя моим страданиям. 986 г. х.». На правом боку: «Аллах, Мухаммад, Али из рода агван».[10] |
Баран | Село Уруд, Зангезурский район, Армянская ССР | Размер 1,12, x 0,67 м. На правом боку написано на азербайджанском: «Это, могила — обиталище одного изящного юноши. Сравняло время его нежное тело с землей. Год 986. Челеби сын Имам Кули». На левом боку рельефно изображена сцена охоты.[10] |
Баран | Село Уруд, Зангезурский район, Армянская ССР | Размер 1,22×0,85 м. На правом боку написано на арабском: «Сафар Кули год 993».[10] |
Баран | Село Уруд, Зангезурский район, Армянская ССР | Разм. 1,04×0,64 м. На правом боку написан религиозный текст на арабском. На верхней части: «Аллах, Мухаммад, Али». На левом боку: «Благословение /скончался от накожной болезни Фахр б. Искандар 1019 год».[10] |
Баран | Армянская ССР | Краеведческий музей города Горис. |
Баран | Село Вананд, Ордубадский район | |
Баран | Ленкорань | |
Баран | Село Шыхляр, Джебраильский район | На боку фигуры барана сохранились следы арабской надписи. По палеографии надписи и технике изготовления фигуры памятник относится к XV веку. |
Баран | Посёлок Аза, Нахичеванская АССР | На левом боку фигуры: Коран, 55 — 26-27. |
Баран | Лачинский район, Азербайджанская ССР | На левом боку плохо сохранившаяся арабская надпись: «Это, могила… мухаррам 1221 [года] хиджры». Задние ноги фигуры высечены из целого камня.[10] |
Баран | Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | По форме и оформлению относится к XIX веку. |
Баран | Село Зар, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | Размер 1,30×0,80 м. На правом боку арабская надпись: «Эта светлая усыпальница/ Аббаса б. Исмаила /Фарахканлы 1305». На левом плане изображена фигура человека с короной, видимо, вождя племени. Его правая рука находится на груди, а левая на поясе. На спине и на левом боку барана имеются круглые розетки, внутри которых высечен растительный орнамент в виде четырехлепесткового цветка.[10] |
Баран | Село Зар, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | На правом боку арабская надпись: «Худаверди б. покойного Мухаммада /1228». |
Баран | Село Зар, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | Размер 1,0×0,60 м. На правом боку арабская надпись: «Это чистое ложе Расула б. Байрам 1253 года». |
Баран | Село Зар, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | Надпись на левом боку арабская надпись: «Усопший Иллаз /б. Шах Валу [или Валад] Община Шиланну /племени/ Фараканну 1260».[10] |
Баран | Село Зар, Кельбаджарский район, Азербайджанская ССР | На левом боку высечена арабская надпись: «Это могила покойного Шейха Фармана». |
Каменное изваяние барана в Нахичевани
Каменные изваяния баранов в открытом музее-парке «Кызлар булагы» в Нахичевани
Каменное изваяние барана XIII-XVI вв.
Каменное изваяние барана XIII-XVI вв.
Каменное изваяние барана XIX века.
Аналогичные фигуры каменных баранов, имеющих такое же культовое назначение, встречаются и в Иране. Сходные формы произведений пластического искусства могли возникнуть в разных местах как отражение одинаковых условий развития.
Надгробия в виде каменных лошадей, по-видимому, имели связь с конскими погребениями, которых очень много в курганах на территории Азербайджана.
Среди памятников материальной культуры Азербайджана XVI века, относящихся к пластическому искусству и представляющих большой интерес, имеются каменные скульптуры баранов и лошадей, а также каменные надгробные плиты с барельефными изображениями бытовых сцен, охоты, орнаментальных композиций, представляющих флору и фауну Азербайджана. На каменных надгробиях в виде фигур баранов и лошадей встречаются надписи, высеченные арабским шрифтом.
Особенно распространены такие надгробия на мусульманских кладбищах Зыха (Апшерон), в Нагорном Карабахе близ селения Карагач, в ряде селений Нахичеванской АССР (сс. Азнабюрт, Низкие Азы, Вананд), в районе города Ордубада, в Ленкоранском районе, в Мильской степи, на древнем мусульманском кладбище «Пейгамбар», близ развалин города Байлакан, в Курдистане, Xое, Мараге и других районах.
В. М. Сысоев сообщает, что местные жители селений Ордубада, Данагирта и Абракуниса находят эти каменные фигуры на древних кладбищах, в горах или других местах, придают им какое-то особенное значение, часто вывозят их оттуда и ставят на могилах своих близких. Многие изваяния животных достигают значительных размеров. Некоторые из них стоят на пьедестале.
Попадаются фигуры баранов и лошадей, высеченные из камня схематично и грубо, но иногда встречаются изваяния, сделанные с большим художественным мастерством и экспрессией. Очень часто бока и спины лошадей и баранов, помимо надписей, бывают покрыты рельефными изображениями бытовых сцен.
В экспозиции Музея истории Азербайджана есть найденная в Нахичевани каменная скульптурная фигура барана курдючной породы с сильно загнутыми крупными рогами, сделанная реалистически. Длина барана в верхней части 81 см, в нижней части 53 см, высота 43 см. Шея барана украшена орнаментом в виде плетения, столь характерным для памятников архитектуры и материальной культуры XVI века. С одной стороны скульптуры высечен рисунок, изображающий вооруженного охотника с короной на голове, стоя стреляющего из лука в оленя с большими ветвистыми рогами, которого настигает стрела; справа видна фигура животного, , похожего на безоарового козла. Сцена, по-видимому, изображает сюжет из произведения Низами «Семь красавиц»: шах Бахрам на охоте поражает джейрана.
На другой стороне скульптуры, тот же всадник верхом на коне преследует оленя; в руках он держит предмет, похожий на кинжал; позади фигура животного, напоминающего безоарового козла. На спине барана имеется рельефная надпись сделанная арабским шрифтом: «Аллах, Мухаммед Али… Аrа» и слово, которое можно прочесть как «падар» (рис. 13 а, б). Изображенная на боках фигуры барана сцена с характерным рисунком и орнаментом встречается на ряде других памятников, датированных XVI веком; эту скульптуру также можно отнести к этому периоду.
Громадное пространство вокруг святилища занято тесно расположенными могилами, которые лепятся по отрогам холмов, спускаются к дороге и опять ползут вверх, сливаясь своими каменными надгробиями (в виде плит, изваяний баранов, лошадей, чалм на постаментах) с выступами серо-желтого массива горы. Здесь все мертво и на многие километры вокруг безмолвно.
На кладбище близ святилища Яныч-Югорук, а также на кладбищах селений Шальва, Минкенд, Кара-Кишлаг стоят очень грубые изваяния лошадей и баранов из серого камня. Животные изображены в спокойной позе ожидания. Бараны высечены особенно грубо. Это почти каменные брусья на двух подставках. Иногда высечена только голова с едва отмеченными резцом рогами, не выступающими из плоскости виска. Линия спины и зада дана отчетливо. Но ноги отмечены только рисунком и не отделены от туловища, представляя собой цельный камень.
Каменные изваяния лошадей и баранов известны в литературе о Ю. Кавказе и обычно приписываются армянам или тюркам. Монографии по этому вопросу, к сожалению, еще нет. Впервые о подобной скульптуре сообщил "Dubois de Montpereux в «Voyage autour du Caucase» Атлас, сер. III, табл. XII и серия IV, табл. XXVIII. Имеется также материал в работах Perrot et Chipiez в «Histoire de la Societe nationale des l’antiquite», т. V, стр. 170, а затем пошли краткие упоминания в следующих работах: Milchgoffer в «Archäologishe Zeitung» за 1883 г., «Bulletin de la Societe nationale des antiquares de France», 1899 г. 4 триместр, стр 385 (баланс тюркского кладбища в гор. Эривани. — «Отчет вып. Археол. комиссии за 1898 г.», Спб., 1901 г., (стр. 54-68); на чепраке изваяния лошади письмена на южносемитическом алфавите. Найден близ д. Дых, нынешнего Курдистанского района, Э. Я. Реслером. — С. Мажников. древности гор. Семшильде, в «Сборнике материалов по описанию местностей и племён кавказа», вып. XIII, стр. 8; изваяние лошади с седлом из Целкинского района Тифлисской губ. — И. П. Ростомов, Ахалкалакский уезд в археологическом отношении, там же, вып. XXV, стр. 47, 53, 64 и 96. — Микеладзе "Труды V Археол. съезда в Тифлисе…
Головы и спины их покрыты художественно исполненной резьбой. Прекрасный экземпляр каменного барана был также в Боржоме в парке «на площадке», привезенный из окрестностей. В 1925 г. разливом Куры этот баран был смыт и унесен рекой. Художественно исполненное изваяние барана имелось в сел. Бердае близ Евлаха. Судьба этого барана (фотография с которого имеется в „Архиве гр. П.С.Уваровой" в Москве, в Гос. историч. музее, в настоящее время мне неизвестен. В процессе работы по археологической карте Азербайджана В. М. Сысоевым зарегистрированы каменные изваяния лошадей и баранов в следующих пунктах на Апшеронском полуострове на мусульманском кладбище сел. Зых, в Курдистанском у. в сел. Кутурлу, в Автоном. обл. нагорного Карабаха на мусульманском кладбище сел. Караагаджи, в Нахичеванском крае в с.с. Азнабюрт, Азы (нижние), Вананд, Данагирд (на армянском кладбище), в гор. Нахичевани, сел. Ананаб, и в армянском монастыре Эрзинджанском. В Ленкоранском у. в сел.: Абидере, Балабур, Горикды, Лирик, Тангаруд, Эйчара.
Сохранившиеся на территории Нахичеванской АССР многочисленные художественные памятники занимают большое и важное место в истории искусства Азербайджанской ССР (См. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика). Среди них — бронзовые, глиняные и каменные фигурки животных, керамика, остатки циклопических сооружений конец 2-го — 1-го тыс.- до н. э., средневековые башенные мавзолеи нахичеванской архитектурной шкоты (в Нахичевани (См. Нахичевань), Джуге (См. Джуга), Кара-багляре (См. Карабагляр)), жилые дома Ордубада (18—19 вв.), образующие характерную типологическую группу в народном жилище Азербайджана, а также надгробия в виде фигуры барана или коровы.
Арабское завоевание (7 в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного искусства.
Отметим также в качестве своеобразной параллели каменные надгробья с изваяниями коней или баранов, называемые в народе гон, которые служат еще одним примером нарушения догматики ислама…
Одним из наиболее распространенных видов памятников материальной культуры азербайджанского народа являются художественно оформленные намогильные камни с высеченными надписями и орнаментом. Намогильные камни в большинстве случаев состоят из двух частей: стелы высотой от 2 до 2,5 м, шириной 30 — 60 см, толщиной 10—15 см (рис. 1) и «сундука» размером 120X40X50 и 150Х5ОХ60 см (рис. 2). В некоторых районах, вместо сундуков, встречаются плоские каменные плиты размером 120X60 и 150X75 см. Более распространенным памятником является стела без сундука, встречающаяся во всех районах Азербайджана. Памятники в виде стелы с сундуком (рис. 3) или одного сундука без стелы характерны для Ширвана, т. е. для районов, расположенных к северу от р. Куры, начинаяот Геокчайского района до Апшеронского полуострова включительно…
Но со второй половины IX в., когда владычество арабов было сильно потрясено и ослаблено народно-освободительных движением хуррамитов и борьбой местных феодалов против халифата, народное творчество завоеванных арабами стран, в том числе и Азербайджана, постепенно стало преодолевать запреты шариата. В народном искусстве вновь появились изображения живых существ.
Начиная с XV в., намогильным камням зачастую придавали форму барана или лошади. Лошадей всегда высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках изображали доспехи покойника — лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды (рис. 4).
Заботясь о наилучшем художественном оформлении намогильных камней, каждый мастер старался создать новый орнамент. Одновременно резчики широко использовали в украшении намогильных камней разнообразный орнамент, который был принят и на бытовых предметах. Особенно интересны стилизованные рисунки роз, цветков айвы, граната, листьев винограда, инжира и съедобной зелени, занимавшей важное место в пище населения. Оформляя надгробие, народные мастера-резчики на протяжении веков запечатлели в камне разнообразнейшие виды орнамента местного происхождения. В рисунках намогильных камней до некоторой степени отражены занятия и быт местного населения.
В связи с овцеводством появились надгробия в виде каменного изваяния барана (гоч даш). В списке памятников народно-каменной скульптуры, взятых на учет Министерством культуры Азерб. ССР в 1985 году, указано 97 шт. надгробий в виде каменного изваяния барана (гоч даш) и лошади на территории Нахчыванской АР. В гор. Нахчывани в открытом музее-парке «Кызлар булагы» 47 шт., в Ордубадском районе (в селах Аза, Вананд, Валавар, Дер) 5 шт., в Шахбузском районе (в селе Бадамлы, Гаджазур, Махмудоба, Арындж, Коланы, Куку, между селом Биченек и йайлагом Батабат, в массиве Кечалдаг, местности Гарибйери) 25 штук.
Изваяния коней, в духе огузского обычая выставления чучела лошади над могилой, между тем популярны и на азербайджанских, курдских, армянских кладбищах (рис. 3,4).
В ряде районов Ширвана встречаются каменные надгробия в виде фигур баранов и лошадей, а также каменные плиты с барельефными изображениями бытовых сцен, охоты, орнаментальных композиций, представляющих флору и фауну Азербайджана.
Фотографии отдельных изваяний: село Абдаллар (Бейлик), село Забух, [1], [2], село Пирджан, село Джиджимли, село Гушчу.
Каменные изваяния лошадей и баранов.