Каменные изваяния лошадей и баранов

07-08-2023

Каменное изваяние барана из Нахичевани, относящаяся к XVI веку. Хранится в Музее истории Азербайджана[1].

Каменные изваяния лошадей и баранов[2][3] — зооморфные надгробные[4] каменные изваяния, распространенные на Южном Кавказе, в Западной Армении (современный восток Турции) и в Иранском Азербайджане, основная группа которых датируется XIIIXIX веками[5].

Многие изваяния животных достигают значительных размеров. Некоторые из них стоят на пьедестале. Попадаются фигуры баранов и лошадей, высеченные из камня схематично и грубо, но иногда встречаются изваяния, сделанные с большим художественным мастерством и экспрессией. Очень часто бока и спины лошадей и баранов, помимо надписей, бывают покрыты рельефными изображениями бытовых сцен. На каменных надгробиях часто встречаются надписи, высеченные арабским шрифтом[1].

Содержание

История возникновения и изучения

После завоевания региона арабами в VIII веке изображение живых существ в какой бы то ни было форме было ограничено[6]. Но со второй половины IX века, когда владычество арабов было сильно потрясено и ослаблено движением хуррамитов и борьбой местных феодалов против халифата, народное творчество завоеванных арабами стран постепенно стало преодолевать запреты шариата. В народном искусстве вновь появились изображения живых существ. Считается, что намогильным камням зачастую придавали форму барана или лошади начиная с XV века. Эти каменные надгробья рассматриваются как пример нарушения догматики ислама[7]. Лошадей всегда высекали в оседланном виде и в полном снаряжении. Кроме надписей, на таких памятниках изображали доспехи покойника — лук, стрелы, меч, щит, колчан и другие. На каменных баранах, помимо надписей, высекали изображения диких коз, оленей, в некоторых случаях сцены охоты на этих животных, а иногда и бытовые эпизоды[8].

Каменное изваяние коня в Шуше на рисунке Василия Верещагина. 1865 год

Азербайджанский историк М. С. Нейматова считает, что надгробия в виде каменного изваяния барана, известные в Азербайджане как «гоч даш», появились в связи с овцеводством[9]. Кроме того, она допускает, что появление надгробий в виде каменных изваяний лошади следует объяснить тем, что лошади, которые были в горах единственным транспортом, были священы[10]. Считается, что надгробия в виде каменных лошадей, имели связь с конскими погребениями, которых очень много в курганах на территории Азербайджана[1].

Впервые о подобной скульптуре сообщил французский геолог Дюбуа де Монпере (1798—1850) в «Voyage autour du Caucase». Имеется также материал в работах Perrot et Chipiez в «Histoire de la Societe nationale des l’antiquite». Имеется также материал в работе Perrot et Chipiez в «Histoire de la Societe nationale des l’antiquite» (том V, стр. 170), а затем пошли краткие упоминания в работах немецкого археолога Артура Мильхгоффера в «Archäologishe Zeitung» за 1883 год, в «Bulletin de la Societe nationale des antiquares de France» за 1899 год (баланс тюркского кладбища в гор. Эривани) — «Отчет вып. Археол. комиссии за 1898 год». На чепраке изваяния лошади, найденном близ деревни Дых Курдистанского района Э. Я. Реслером выявлены письмена на южносемитическом алфавите. Отмечалось изваяние лошади с седлом из Целкинского района Тифлисской губернии (И. П. Ростомов, Ахалкалакский уезд в археологическом отношении)[3].

В 20-ых годах XX века в процессе работы по археологической карте Азербайджана В. М. Сысоев зарегистрировал каменные изваяния лошадей и баранов в следующих пунктах на Апшеронском полуострове на мусульманском кладбище селе Зых, в Курдистанском уезде в селе Кутурлу, в Автономной области Нагорного Карабаха на мусульманском кладбище селе Караагаджи, в Нахичеванском крае в сёлах Азнабюрт, Азы (нижние), Вананд, Данагирд (на армянском кладбище), в городе Нахичевани, селе Ананаб, в Эрзинджанском армянском монастыре, и в Ленкоранском уезде в селениях Абидере, Балабур, Горикды, Лирик, Тангаруд, Эйчара[3]. Сысоев также отмечал, что местные жители селений Ордубада, Данагирта и Абракуниса находят эти каменные фигуры на древних кладбищах, в горах или других местах, придают им какое-то особенное значение, часто вывозят их оттуда и ставят на могилах своих близких[1]. Экземпляр каменного барана был также в Боржоме в парке «на площадке», привезенный из окрестностей. В 1925 году разливом Куры этот баран был смыт и унесен рекой. Художественно исполненное изваяние барана имелось в селении Бердае близ Евлаха. Судьба этого барана, фотография которого имеется в архиве Государственного исторического музея, в настоящее время неизвестна[3].

Е. Пчелина отмечает (1932 год), что такого рода памятники известны в литературе о Южном Кавказе и обычно приписываются армянам или тюркам. Она выделяет каменные надгробия в виде «очень грубых изваяний» баранов и лошадей из серого камня на кладбище близ святилища Яныч-Югорук (между селениями Кизылав и Сеидлар на реке Акера), а также на кладбищах селений Шальва, Минкенд, Кара-Кишлаг. Пчелина так описывает эти изваяния:

Животные изображены в спокойной позе ожидания. Бараны высечены особенно грубо. Это почти каменные брусья на двух подставках. Иногда высечена только голова с едва отмеченными резцом рогами, не выступающими из плоскости виска. Линия спины и зада дана отчетливо. Но ноги отмечены только рисунком и не отделены от туловища, представляя собой цельный камень.[3]

Существует также мнение о схожести популярных на азербайджанских, курдских и армянских кладбищах изваяний коней с огузским обычаем выставления чучела лошади над могилой[11].

В 1926 году археологом А. К. Алекперовым были открыты памятники в селе Уруд Зангезурского района (позже Сисианский район Армянской ССР), о которых коротко он писал следующее: «В селении Уруд на старом кладбище… много могильных памятников (в виде изваяний, курдючных баранов, с изображениями людей и надписями на боковых сторонах. На многих из этих памятников — дата от 993 по 999 г. х. и указание на смерть от чумы»[12].

Распространение

Прорисовка надгробия в виде каменного изваяния коня из Кельбаджарского района[13]
Каменные изваяния коня и баранов перед зданием археологического музея в Гяндже

На территории Азербайджана каменные изваяния лошадей и баранов встречаются на мусульманских кладбищах ряда селений Нахичеванского края, Нагорного Карабаха, Ленкоранского района, Мильской степи, вплоть до Апшерона, почитаются окрестным населением, и ассоциируются уже со сравнительно новыми поверьями и обрядами[2]. Особенно распространены такие надгробия на мусульманских кладбищах Зыха (Апшерон), в Нагорном Карабахе близ селения Караагач, в ряде селений Нахичеванской АР, в районе города Ордубада, в Ленкоранском районе, в Мильской степи, на древнем мусульманском кладбище «Пейгамбар», близ развалин города Байлакан, в Курдистане и др. Аналогичные фигуры каменных баранов, имеющих такое же культовое назначение, встречаются и в Иране (Xое, Мараге). Считается, что сходные формы этих произведений искусства могли возникнуть в разных местах как отражение одинаковых условий развития[1].

В списке памятников народно-каменной скульптуры, взятых на учёт Министерством культуры Азербайджанской ССР в 1985 году, указано 97 надгробий в виде каменного изваяния барана и лошади на территории Нахичеванской АР. В городе Нахчичевани в открытом музее-парке «Кызлар булагы» 47 штук, в Ордубадском районе (в селах Аза, Вананд, Валавар, Дер) 5 штук, в Шахбузском районе (в селе Бадамлы, Гаджазур, Махмудоба, Арындж, Коланы, Куку, между селом Биченек и йайлагом Батабат, в массиве Кечалдаг, местности Гарибйери) 25 штук[9].

Каменные надгробия в виде фигур баранов и лошадей встречаются и в ряде районов Ширвана[14].

В Лачинском и Кельбаджарском районах на надгробиях в виде каменного изваяния лошади или барана изображена фигура человека, правая рука которого лежит на поясе, а левая вытянута в сторону, и на раскрытой ладони стоит птица[10].

Надгробия в виде каменного барана на которых высечены изображения сцен, связанных с овцеводством, встречались на территории Ярдымлинского, Лерикского, Кельбаджарского, Физулинского, Ордубадского и других районов Азербайджанской ССР, а также Сисианского района Армянской ССР. Изображения на них в основном представляют собой клейма, ножницы для стрижки овец, мечи, кинжалы[10].

Карта найденных на территории Азербайджана каменный изваяний.
— города
— каменные изваяния лошадей
 — каменные изваяния баранов

Список некоторых найденных каменных изваяний

Галерея

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Институт народов Ближнего и Среднего Востока. Учение записки.. — Издательство Академии наук Азербайджанской ССР, 1959. — Т. 1. — С. 72-73.
  2. 1 2 Бретаницкий Л. и Веймарн Б. Искусство Азербайджана IV—XVIII веков.. — Москва: Искусство, 1976. — С. 251. — 272 с.
  3. 1 2 3 4 5 Е. Г. Пчелина. По Курдистанскому уезду Азербайджана // журнал : Советская этнография. — РСФСР. Народный комиссариат просвещения: Издательство Академии наук СССР, 1932. — № 1. — С. 115.
  4. Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика. // 3 : Большая Советская Энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1969—1978. — Т. 17. — С. 352.

    Сохранившиеся на территории Нахичеванской АССР многочисленные художественные памятники занимают большое и важное место в истории искусства Азербайджанской ССР (См. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика). Среди них — бронзовые, глиняные и каменные фигурки животных, керамика, остатки циклопических сооружений конец 2-го — 1-го тыс.- до н. э., средневековые башенные мавзолеи нахичеванской архитектурной шкоты (в Нахичевани (См. Нахичевань), Джуге (См. Джуга), Кара-багляре (См. Карабагляр)), жилые дома Ордубада (18—19 вв.), образующие характерную типологическую группу в народном жилище Азербайджана, а также надгробия в виде фигуры барана или коровы.

  5. Кандидат исторических наук Мубариз Халилов. Древние каменные изваяния Южного Кавказа. // журнал : IRS Наследие. — 2003. — № 8.
  6. Азербайджанская Советская Социалистическая Республика. XV. Архитектура и изобразительное искусство. // 3 : Большая Советская Энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1969—1978.

    Арабское завоевание (7 в.) и распространение ислама вызвали появление новых типов сооружений (мечети, минареты, медресе, мавзолеи), а ограничение изображения живых существ определило преимущественное развитие орнаментальных форм декоративного искусства.

  7. Народный комиссариат просвещения, Академия наук СССР, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая. Советская этнография. Выпуски 4-6.. — Издательство Академии наук СССР, 1976. — С. 40.

    Отметим также в качестве своеобразной параллели каменные надгробья с изваяниями коней или баранов, называемые в народе гон, которые служат еще одним примером нарушения догматики ислама…

  8. И. М. и С. К. Джафарзаде. Азербайджанские намогильные камни. // журнал : Советская этнография. — Народный комиссариат просвещения, Академия наук СССР, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая: Издательство Академии наук СССР, 1956. — С. 104-106.
  9. 1 2 М. С. Нейматова. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана: Арабо-персо-тюркоязычные надписи Нахчыванской Автономной Республики (XII век-начало XX века).. — Институт истории Академии наук Азербайджанской ССР: Элм, 2001. — С. 42.

    В связи с овцеводством появились надгробия в виде каменного изваяния барана (гоч даш). В списке памятников народно-каменной скульптуры, взятых на учет Министерством культуры Азерб. ССР в 1985 году, указано 97 шт. надгробий в виде каменного изваяния барана (гоч даш) и лошади на территории Нахчыванской АР. В гор. Нахчывани в открытом музее-парке «Кызлар булагы» 47 шт., в Ордубадском районе (в селах Аза, Вананд, Валавар, Дер) 5 шт., в Шахбузском районе (в селе Бадамлы, Гаджазур, Махмудоба, Арындж, Коланы, Куку, между селом Биченек и йайлагом Батабат, в массиве Кечалдаг, местности Гарибйери) 25 штук.

  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 М. С. Нейматова. Мемориальные памятники Азербайджана (XII-XIX века). — Баку: Элм, 1981. — 39 с.
  11. Президюм АН Казахской ССР. Вестник, Выпуски 7-12.. — Издательство Академии наук Казахской ССР, 1986. — С. 77.

    Изваяния коней, в духе огузского обычая выставления чучела лошади над могилой, между тем популярны и на азербайджанских, курдских, армянских кладбищах (рис. 3,4).

  12. А. К. Алекперов. Поездка в Зангезур н Нахкрай. Исследования по археологии и этнографии Азербайджана.. — Баку, 1960. — С. 246. — 249 с.
  13. Доктор исторических наук М. С. Нейматова. Эпиграфические памятники Карабаха. // журнал : IRS Наследие. — 2005. — № 2-3 (14-15).
  14. Сара Ашурбейли. Государство Ширваншахов VII—XVII вв.. — Элм, 1983. — С. 233. — 341 с.

    В ряде районов Ширвана встречаются каменные надгробия в виде фигур баранов и лошадей, а также каменные плиты с барельефными изображениями бытовых сцен, охоты, орнаментальных композиций, представляющих флору и фауну Азербайджана.

  15. 1 2 М. С. Нейматова. Арабо-персо-тюркоязычные надписи ни территории Грузинской ССР. — С. 43.
  16. 1 2 3 У всех трёх фигур лошадей на левой стороне выше задних ног изображена одинаковая тамга, встречаемая на фигуре лошади, находящейся в Мцхетском филиале лапидария Государственного музея Грузии в Армазисхеви. Техника изготовления, наличие тамги, форма отдельных фигур в музее близки к лачинским фигурам лошадей, что говорит о родственной связи захороненных.

Литература

  • И. М. и С. К. Джафарзаде. Азербайджанские намогильные камни. // журнал : Советская этнография. — Народный комиссариат просвещения, Академия наук СССР, Институт этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая: Издательство Академии наук СССР, 1956. — С. 104-106.
  • Кандидат исторических наук Мубариз Халилов. Древние каменные изваяния Южного Кавказа. // журнал : IRS Наследие. — 2003. — № 8.
  • Доктор исторических наук М. С. Нейматова. Эпиграфические памятники Карабаха. // журнал : IRS Наследие. — 2005. — № 2-3 (14-15).


Ссылки

Фотографии отдельных изваяний: село Абдаллар (Бейлик), село Забух, [1], [2], село Пирджан, село Джиджимли, село Гушчу.

Каменные изваяния лошадей и баранов.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47