Каноны богослужения в иудаизме

22-10-2023

Зарождение иудаизма уходит корнями глубоко в века. Он является ровесником китайской цивилизации. Вначале был религией израильских племён населявших землю Ханаанскую. Затем, вследствие ряда исторических событий (изгнания, миграции, прозелитизм) распространился в другие географические регионы. Исследователи полагают, что в канун иудейского восстания, 10 % населения Римской Империи составляли иудеи. В канун же рождения ислама в VII веке, как полагают, численность иудеев в Иране составляла 20 % от общего населения. Центром иудаизма был Храм в Иерусалиме. После разрушения Храма в 70 году и изгнании иудеев из Иерусалима, центры иудаизма переместились в другие регионы. Результатом этих перемещений явилось появление различных литургических традиций, которые оформились в каноны (нусах).

Содержание

Ашкеназский (германский) канон

Ашкеназский канон (ивр. נוסח אשכנז [но́сах ашкена́з] — канон Ашкеназа‎) — в средние века евреи называли Германию «Ашкена́з». Отсюда название — «ашкеназские евреи» или «ашкеназы». Когда ашкеназы мигрировали в страны восточной Европы, с собой они привезли и ашкеназский канон молитв и обрядностей иудаизма. В связи с этим появились два варианта ашкеназского канона — германская и польско-литовская. Первый распространён среди евреев Германии и Западной Европы и основан на обычаях раввина Якова бен Моше Моэлина (1365—1427), второй — среди евреев Восточной Европы и опирается на обычаяи раввина Ицхака Айзика Тырнэ (ивр. ר' יצחק אייזיק טירנא‎). Следует заметить, что большинство евреев Восточной Европы отказались от ашкеназского канона в пользу хасидского канона, кроме евреев Литвы, где находился центр миснагдим, сохранивших восточный ашкеназский канон.

Сефардский (испанский) канон

Сефардский канон (ивр. נוסח הספרדים‎, [но́сах а-сфаради́м] — канон сефардов) — в средние века евреи называли Испанию «Сфара́д». Отсюда название — «сефа́рдские евреи» или «сефарды». Первоначально название сефардского канона было «כמנהג הספרדים» — по-обычаю сефардов. Сегодня принято называть этот канон «נוסח הספרדים ועדות המזרח» — канон сефардов и общин Востока, так как восточные евреи («мизрахим»), в прошлом использовавшие другие каноны, в большинстве своём переняли канон сефардов.

Как следует из названия, родина этого канона — Испания. После изгнания евреев из Испании в 1492 году, они, мигрируя, оседали в еврейских общинах разных стран, куда и привезли с собой сефардский канон молитв и обрядностей иудаизма. В период, предшествовавший современной эпохе, сефардский канон представлял собой самый географически распространённый канон: сефардские общины возникли в недавно открытой Америке, в Западной Европе (Амстердам, Лондон, Гамбург, Бордо и др.), в Италии, на Балканах, в Малой Азии, Северной Африке, на Ближнем Востоке (Египет, Сирия, Ливан, Святая земля и часть Ирака), и даже в городе Кочин, что в Индии.

Широко распространившись, сефардский канон сумел оттеснить различные местные обряды и традиции в тех общинах, в которых сефарды были решительней местных иудеев. Так случилось, например, в городе Халеб (Сирия), в различных общинах в Северной Африке и на Балканах. Влияние сефардского канона было настолько велико, что новые каноны молитв, объединяющие сефардский канон с местным, создавались даже в тех регионах в которых изгнанные сефарды исторически вообще не переселялись. Таким образом были созданы:

  • йеменский молитвенный канон «шами», который является в основном сефардским с некоторыми элементами, перенятыми из древнего йеменского канона;
  • каноны ашкеназов-хасидов, которые являются объединением ашкеназского канона с сефардским.

Столь широкое распространения сефардского канона привело к появлению многочисленных его разновидностей. В еврейских общинах различных регионов немного изменённый сефардский канон передавался устно из поколения в поколения, а в наши дни для этих общин выпускаются специальные сиддуры (молитвенники). Например:

  • сиддур «Тфилат Рефаэль» — молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю грузинских евреев.
  • сиддур «Ве-зарах hа-шемеш» — молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю марроканских евреев.
  • сиддур «Зхут Йосеф» — молитвенник, основанный на сефардском каноне, согласно обычаю турецких евреев и евреев Родоса.

Хасидский канон (канон Сфарад)

Канон Сфард (ивр. נוסח ספרד‎, [но́сах Сфара́д] — канон Сфарад) — является молитвенным каноном, принятым хасидским течением в восточной Европе, а позднее, в результате распространения хасидизма, ставшим главным каноном евреев ашкеназского происхождения.

Несмотря на название, канон Сфарад не является молитвенным каноном сефардских евреев, а одним из двух главных канонов ашкеназских евреев. Некоторые предпочитают называть «канон Сфарад» «каноном хасидов» для того, чтобы отличить его от молитвенного «канона сефардов и общин Востока»

При возникновении хасидского течения его основатели стремились молиться по сефардскому молитвенному канону богослова XVI века Ицхака Лурия (Аризаля). Тем не менее не желая полностью остпавлять принятого в общинах обычая, они не заменили ашкеназский канон в пользу сефардским, а создали смесь сефардского и ашкеназского канонов.

Йеменский канон

Йеменский канон (ивр. נוסח תימן‎, [но́сах Тема́н] — канон Йемен) — древний канон евреев Йемена. В настоящее время йеменские евреи пользуются двумя канономи — «шами», который представляет собой вариант сефардского, и собственно йеменским, называемым также «балади». В обоих канонах используется уникальный йеменский вариант произношения. Йеменские евреи считают свой богослужебный канон и своё произношение наиболее древними и близкими к древнеизраильским, эту точку зрения разделяют и некоторые учёные.

Итальянский канон

Римская синагога

Итальянский канон (ивр. נוסח איטליה‎, [но́сах Ита́лия] — канон Италии) или (ивр. מנהג איטליאני‎, [минhа́г италья́ни] — итальянский обычай) — является молитвенным каноном, практикуемым евреями Италии, которые по происхождению не являются ни сефардами, ни ашкеназами.

У евреев Италии имеется свой особый молитвенный канон. В Италии в прошлом, однако, существовали общины, происходившие из Испании (они молились по сефардскому канону) и из Германии (они молились по ашкеназскому канону). В свою очередь, итальянский канон не является каноном всех евреев Италии, а только потомков древних евреев Италии, тех которые мигрировали в Италию при разрушении Второго Храма в Иерусалиме.

Романиотский (греческий) канон

Романиотский канон (ивр. נוסח הרומניוטים‎, [но́сах hароманиоти́м] — канон романиотов) или (ивр. נוסח רומניא‎, [но́сах Рома́ниа] — канон Романии) — является названием канона богослужения, практиковавшегося у иудеев Греции и Балканских общин. Вопреки названию, данный канон не является каноном богослужения евреев Румынии, которые по происхождению ашкеназы. В Среднии Века евреи называли Византию «Романиа». Отсюда название евреев Византии — «романио́ты».

Как и итальянский канон так и романиотский характиризуется определённой схожестью с древнеиудейским обрядом. Эти каноны близки друг к другу и оба содержат в себе древние традиции, которые в других молитвенных канонах уже исчезли или изменились. Некоторые исследователи полагают, что большинство романиотов в Византию попали напрямую со Святой земли — факт, который и повлиял на их канон. Также содержание пиютов (иудейские литургические поэмы, которые поют вовремя религиозной службы) в романиотском каноне происходит в основном от древнеиудейских пайтанов (при синагогах, ответственные за строгое хранение правил пения пиютов). Эти древнеиудейские пиюты были приняты также в итальянском каноне, ашкеназском, французском и отвергнуты в сефардском и йеменском канонах.

Романиотский канон почти полностью исчез после того, как в общины евреев Греции и Балкан переселились изгнанные сефарды из Испании в 1492 году. Сефарды завезли свой сефардский канон, который и оттеснил романиотский. Сиддуры основанные на романиотском каноне печатались в очень малом количестве и сегодня по нему пости не молятся. Однако, всё ещё существуют несколько общин в Израиле и за его пределами, которые сохраняют романиотский обычай. Например, в г. Нью-Йорк в синагоге «Кеила Кедуша Янина» богослужение проводится по романиотскому канону. Эта синагога была основана еврейскими выходцами из города Янина, что в Греции.

Севернофранцузский канон

Южнофранцузский канон

Персидский канон

Персидский канон (ивр. נוסח פרס‎, [но́сах Пара́с] — канон Персии) — в прошлом был каноном богослужения еврейских общин Персии и Средней Азии. Богослужение, основанное на данном каноне, проводилось на арабском языке и было полностью основано на сиддуре (молитвеннике) Саадии Гаона (882—942). В конце XVIII века в Персию прибыл из Иерусалима посланник — раввин Йосеф Маман «ивр. השד"ר הירושלמי ר' יוסף מאמאן‎» — с целью сбора денег для еврейских общин Святой земли. В 1793 году он прибыл в Бухару и был потрясён насколько иудеи Персии ошибочно понимают молитвы и обрядности иудаизма. Сиддуры, основанные на персидском каноне, были рукописными и в небольшом количестве, а многие евреи вообще не умели молиться по всем правилам. Рав Маман решил остаться в Бухаре и обучить местных евреев молитве и основным законам Галахи. Для начала он убедил их перейти на сефардский канон и позаботился распространить среди них в достаточном количестве печатные сиддуры, которые он привёз с собой. Несмотря на то, что среди персидских евреев многие стремились сохранить древнюю традицию, сефардский канон укоренился с тех пор в Персии и Средней Азии.

Канон АРИ

Канон Арам-Цубы

Каноны богослужения в иудаизме.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47