23-10-2023
Николай Николаевич Каретников | |
Основная информация | |
---|---|
Профессии |
Никола́й Никола́евич Каре́тников (28 июня 1930, Москва ― 10 октября 1994, там же) ― русский композитор, один из крупных представителей русского постмодерна в музыке.
Содержание |
Каретников родился в интеллигентной семье ― его бабушка пела в Императорской опере и выступала в спектаклях вместе с Фёдором Шаляпиным. Учился в ЦМШ у Виссариона Шебалина и Татьяны Николаевой, у Шебалина же продолжил своё образование в Московской консерватории, которую окончил как композитор в 1953 году. Большое впечатление на Каретникова произвёл концерт в 1957 году в Москве канадского пианиста Гленна Гульда, исполнившего сочинения композиторов Второй венской школы ― Шёнберга и Берга. В этот период развивается собственный творческий почерк композитора, сочетающий в себе аскетичность формы неовенцев и яркость, эмоциональность, присущую русской школе. Известность Каретникову принесли его ранние сочинения, такие как оратория «Юлиус Фучик» (1953) и балет «Геологи» (1956; поставлен в Большом театре), однако последующие работы, написанные в технике европейского модернизма, подверглись жёсткой критике со стороны Союза композиторов и не исполнялись в течение многих лет. Среди таких сочинений ― Четвёртая симфония и Струнный квартет (1963), Камерная симфония (1969). В эти годы, не имея возможности для исполнения своих произведений, композитор пишет музыку для театральных постановок и кинофильмов, среди которых ― «Мир входящему» (1961), «Скверный анекдот» (1965), «Бег» (1970) и многие другие. В 1970 ― 80-е годы Каретников работал над двумя масштабными сценическими произведениями ― оперой «Тиль Уленшпигель» и ораторией «Мистерия апостола Павла», посвящённой протоиерею Александру Меню. «Тиль Уленшпигель», наполненный едкой политической сатирой и аллегориями, не мог быть поставлен на официальной сцене, и лишь в середине 1980-х удалось сделать «подпольную» запись этой оперы, а сцену она увидела только в 1993 в Германии. В последние годы жизни композитор вновь обратился к инструментальной музыке, оставив после смерти несколько сочинений неоконченными.
В 1990 была опубликована книга воспоминаний композитора «Темы с вариациями», вызвавшая неоднозначную реакцию у музыкальной общественности.
Произведения Николая Каретникова | |
---|---|
Оперы | Тиль Уленшпигель (1985) • Мистерия апостола Павла (1987) |
Балеты | Героическая поэма / Геологи (1956) • Ванина Ванини (1962) • Волшебный камзол (1968) |
Симфонические произведения | Симфония № 3 (1959) • Симфония № 4 (1963) • Концерт для духовых инструментов (1965) • Камерная симфония для девятнадцати инструментов (1969) • Концерт для струнных инструментов (1991) |
Другие произведения | Шесть духовных песнопений (1993) |
Каретников, Николай Николаевич.