Катастрофа Боинга-737 в Бразилии 29 сентября 2006 года

22-08-2023

Катастрофа рейса 1907 Gol Transportes Aéreos

Столкновение самолётов (компьютерная реконструкция)
Общие сведения
Дата

29 сентября 2006 года

Характер

падение с эшелона

Причина

столкновение с другим самолетом

Место

Пейшоту-ди-Азеведу,
Мату-Гросу, Бразилия

Координаты

10°29′ ю. ш. 53°15′ з. д. / 10.483333° ю. ш. 53.25° з. д. (G) (O)

Погибшие

154

Раненые

0

Воздушное судно
Модель

Boeing 737

Авиакомпания

Gol Transportes Aéreos

Пункт вылета

Манаус

Пункт назначения

Рио-де-Жанейро

Рейс

1907

Пассажиры

148

Экипаж

6

Погибшие

154 (все)

Раненые

0

Выживших

0

Второе воздушное судно
Модель

Embraer Legacy 600

Пункт вылета

Сан-Жозе-дус-Кампус

Пункт назначения

Манаус

Пассажиры

5

Экипаж

2

Погибшие

0

Раненые

0

Выживших

7 (все)

Авиакатастрофа Боинга-737 в Бразилиикатастрофа 29 сентября 2006 года самолёта Boeing 737-800 авиакомпании «Gol Transportes Aéreos» около 17:00 по местному времени. На борту лайнера, выполнявшего рейс из амазонского города Манаус в Рио-де-Жанейро с промежуточной посадкой в Бразилиа, находились 154 человека — 148 пассажиров и 6 членов экипажа[1]. Катастрофа произошла над территорией бразильского штата Мату-Гросу из-за столкновения между Боинг-737-800 бразильской авиакомпании Gol и частным самолетом Embraer Legacy 600. Столкновение двух лайнеров произошло на высоте 11 278 метров. Боинг упал в амазонские джунгли, врезавшись в землю вертикально на скорости до 500 километров в час, все пассажиры и члены экипажа погибли[2]. Американский Embraer Legacy 600 совершил вынужденную посадку в аэропорту города Сьерра-ди-Качимбу, находившиеся на его борту пять человек не пострадали, у самолета оказалось серьёзно повреждено крыло[3].

Эта катастрофа, вызвавшая кризис в бразильской гражданской авиации (англ.)русск., стала на тот момент самой кровавой в истории страны, превзойдя по количеству жертв катастрофу рейса 168 (англ.)русск. авиакомпании VASP 8 июня 1982 года недалеко от Форталезы, унесшей жизни 137 человек[4]. Позднее печальный рекорд по количеству жертв был превзойдён в авиакатастрофе A320 в Сан-Пауло 17 июля 2007 года, когда погибло 199 человек[5]. Также эта катастрофа стала самой смертоносной на тот момент с участием Боинга 737 и оставалась ею до авиакатастрофы в Мангалоре 22 мая 2010 года в Индии, унесшей жизни 158 человек[6].

Авиакатастрофа была расследована ВВС Бразилии, CENIPA (англ.)русск. и NTSB (англ.)русск.. Их заключительный доклад был обнародован 10 декабря 2008 года. CENIPA пришла к выводу, что катастрофа была вызвана ошибками авиадиспетчеров и американских пилотов, в то же время по данным NTSB пилоты действовали правильно, а причиной крушения стали «индивидуальные и институциональные» ошибки в управлении воздушным движением.

Содержание

Boeing

Аналогичная модель самолёта авиакомпании GOL

Самолёт Boeing 737-8EH авиакомпании Gol Transportes Aéreos, для использования на рейсах средней протяжённости и с большой вместимостью[7] был получен авиакомпанией 12 сентября 2006 года и имел налёт в 17 дней и 234 часа до катастрофы[8]. Рейс 1907 вылетел из Международного аэропорта Манауса имени Эдуарду Гомеша 29 сентября 2006 года в 15:35 по местному времени, направляясь Международный аэропорт Галеан в Рио-де-Жанейро, с промежуточной посадкой в Международном аэропорту Бразилиа[9].

На борту находились 148 пассажиров и шесть членов экипажа[10]. Экипаж состоял из командира Децио Чавеса Младшего, 44 года, второго пилота Тьягу Джордау Крузо, 29 лет, и четырёх бортпроводниц. Командир, который также выполнял функцию инструктора авиакомпании GОL на самолётах Боинг 737 имел 15 498 часов налёта, из них на Боинге-737 13 521 час. Второй пилот имел налёт 3 981 часов, из них на Боинге-737 3 081 час[9].

Embraer

Embraer Legacy на авиабазе Качимбо

Embraer Legacy 600 business jet, серийный номер 965 и регистрационный N600XL, построенный Embraer по заказу ExcelAire Service Inc., Нью-Йорк, доставлялся ExcelAire с завода Embraer в США. Он вылетел из Аэропорта Сан-Хосе дос Кампос, рядом с Сан-Пауло в 14:51 по местному времени и должен был приземлиться в Международном аэропорту Манауса имени Эдуарду Гомеша, что являлось плановой остановкой в пути.

Экипаж ExcelAire состоял из командира Джосефа Лепора, 42 лет, и второго пилота Яна Пола Паладино, 34 лет, оба граждане США.[11][12] Лепор был коммерческим пилотом на протяжении более чем двадцати лет и имел налёт 9 388 часов, но только 5,5 часов на Legacy 600. Паладино был коммерческим пилотом в течение десяти лет и имел налёт более чем 6 400 часов, в том числе 317 часов налёта в качестве командира Embraer ERJ 145 авиакомпании American Eagle Airlines. Паладино также служил вторым пилотом на McDonnell Douglas MD-80, выполняя рейсы между США и Канадой. Оба пилота имели возможность быть командиром самолёта.

Среди пятерых пассажиров были два сотрудника Embraer, два руководителя ExcelAire и корреспондент The New York Times Джо Шарки, который писал специальный репортаж о деловых путешествиях[13][14][15].

Столкновение

Приблизительная траектория полёта самолётов до столкновения[16]                      Boeing                      Embraer

Незадолго до 17:00 по местному времени Boeing и Embraer столкнулись на встречных курсах на высоте 11 000 м примерно на полпути между Бразилиа и Манаусом, недалеко от города Матупа, в 750 километров к юго-востоку от Манауса[17][18][19].

Boeing получил крупные структурные повреждения, потеряв почти половину левого крыла. Это привело к пике и неконтролируемому вращению, которое повлекло за собой распад самолёта в полёте и крушение в области плотного леса в 200 км восточнее муниципалитета Пейшоту-ди-Азеведу.[20] Все 154 пассажира и члена экипажа погибли, а самолёт был полностью разрушен, причём обломки были разбросаны на большом расстоянии от места катастрофы.

Обломки самолёта Gol

Embraer несмотря на значительные повреждения левого горизонтального стабилизатора смог продолжить полёт, хотя отключился автопилот и требовалось значительное усилие пилотов, чтобы удерживать самолет от самопроизвольного крена.

Грузовой рейс № 71 компании Polar Air (англ.)русск., грузовой Боинг-747, находившийся в то время в том же районе, ретранслировал сообщения экипажа Embraer, и с его помощью повреждённый самолёт успешно сел в аэропорту Качимбу, который является частью Кампу де Пруваш Бригадейру Велосу, большой военной базы бразильских ВВС, находящейся примерно в 160 километрах от места столкновения.

Пассажир и журналист Джо Шарки (англ.)русск. описал свои впечатления от полёта на борту Embraer в статье для The New York Times, под названием «Colliding With Death at 37,000 Feet, and Living», вышедшей 1 октября 2006 года:[11]

Это был хороший полёт, за несколько минут до столкновения я зашёл в кабину, чтобы пообщаться с пилотами, и сказал им, что самолёт летит красиво. Я видел показания приборов, которые показывали нашу высоту: 37 000 футов. Я вернулся на своё место. Через несколько минут начались неприятности (была срезана часть крыла самолёта, как мы позже узнали).

Задержание и арест экипажа Embraer

Повреждения в левой части самолёта Legacy
Неповреждённая правая сторона Legacy, для сравнения

Сразу после аварийной посадки на аэродроме Качимбу, должностные лица BAF и Агентства по делам гражданской авиации Бразилии задержали и опросили экипаж. Чиновники также изъяли два чёрных ящика, самописец с переговорами экипажа и регистратор полётных данных самолёта Embraer, и послали их Сан-Жозе-дус-Кампус, Сан-Пауло, а оттуда в Оттаву, Канада для расшифровки.

Примечания

  1. СПРАВКА — Катастрофы самолетов «Боинг-737» (1995-2009 гг) » Xronika.Az
  2. Авиационные новости: Катастрофа бразильского Боинга-737 случилась в «черной дыре»
  3. Названа причина катастрофы бразильского «Боинга». Архивировано из первоисточника 1 апреля 2012. Проверено 13 августа 2010.
  4. VASP 168 accident record. Архивировано из первоисточника 1 апреля 2012. Проверено 11 июня 2009.
  5. TAM 3054 accident record. Архивировано из первоисточника 1 апреля 2012. Проверено 11 июня 2009.
  6. Air India Express Flight 812 record. Архивировано из первоисточника 1 апреля 2012. Проверено 22 мая 2010.
  7. Boeing 737 Design Enhancements Earn FAA Certification. Архивировано из первоисточника 1 апреля 2012. Проверено 30 сентября 2006.
  8. 200 Air Force Men at Boeing Crash Site in Brazilian Jungle, brazzilmag (October 1, 2006).
  9. ↑ Final Report (PDF). история) Проверено 11 июня 2009.
  10. Gol divulga lista de passageiros do vôo 1907 (Portuguese), Folha Online (англ.)русск. (September 30, 2006).
  11. ↑ Colliding With Death at 37,000 Feet, and Living, The New York Times (October 1, 2006). Проверено 31 марта 2010.
  12. Ocupantes do Legacy dizem ter sentido impacto (Portuguese), O Globo (англ.)русск. (October 1, 2006).
  13. The Devil at 37,000 Feet, Vanity Fair (англ.)русск. (January 2009). Проверено 17 декабря 2008.
  14. Caixas-pretas do Legacy chegam a São José dos Campos para perícia (Portuguese), O Globo (англ.)русск. (October 1, 2006).
  15. Brazilian Authorities Suspect No Survivors From Jet That Crashed Carrying 155 People, Fox News (September 30, 2006). Проверено 30 сентября 2006.
  16. Quadro mostra as hipóteses sobre a colisão dos aviões (Portuguese), Folha Online (англ.)русск. (October 3, 2006).
  17. Matupá, Brazil - Google Maps. Архивировано из первоисточника 1 апреля 2012. Проверено 30 сентября 2006.
  18. Avião da Gol Desaparece na Região de Matupá, em Mato Grosso (Portuguese), O Globo (англ.)русск. (September 29, 2006).
  19. Embraer divulga nota sobre acidente que envolveu uma da suas aeronaves (Portuguese), O Globo (англ.)русск. (September 30, 2006).
  20. NTSB Preliminary Synopsis. NTSB.(недоступная ссылка — история) Проверено 5 октября 2006.

Ссылки

  • В Бразилии разбился Boeing 737
  • Катастрофа Boeing 737 в Бразилии на сайте Lenta.ru
  • Aeronautical Accidents Investigation and Prevention Center (англ.)русск.
    • Final report (Archive)
    • Final report  (порт.) (Archive)
  • Associação Familiares e Amigos Vôo 1907 (Family and friends of Flight 1907)  (порт.)
  • Gol Transportes Aéreos press releases
    • Press Release on GOL Flight 1907
    • GOL Flight 1907 Advisory #3
  • Cachimbo Air Base from Google Maps
  • Cachimbo Air Base Web Site
  • Statement by the International Federation Of Air Traffic Controllers' Associations, issued November 24, 2006 (PDF)
  • Agencia Brasil slideshow of a memorial ceremony for the passengers on Gol 1907
  • ExcelAire N600XL Cockpit Voice Recorder (CVR) audio clip, 72 MB MP3 file, contains entire 2-hour CVR (англ.)русск. recording; last two-way radio comm before collision at 00:17:55; last radio comm before collision at 1:12:30; collision at 01:23:50.
  • Gol Transportes Aéreos 1907 Cockpit Voice Recorder audio clip  (порт.)
  • Расследование авиакатстроф - Радиомолчание

Катастрофа Боинга-737 в Бразилии 29 сентября 2006 года.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47