Катастрофа Ту-144 под Парижем

20-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа Ту-144

Место катастрофы
Общие сведения
Дата

3 июня 1973 года

Время

15:29 UTC

Характер

Разрушение в воздухе вследствие чрезмерных перегрузок

Причина

Попытка уклонения от столкновения (официально)

Место

Гуссенвиль, близ Ле-Бурже, Париж (Валь-д’Уаз, Франция)

Координаты

49°01′53″ с. ш. 2°27′25″ в. д. / 49.0315667° с. ш. 2.457111° в. д. / 49.0315667; 2.457111 (O)(O)

Погибшие

14 (6+8)

Раненые

25 (на земле)

Воздушное судно
Модель

Ту-144С

Авиакомпания

ОКБ Туполева

Пункт вылета

Ле-Бурже (Париж, Франция)

Пункт назначения

Ле-Бурже (Париж, Франция)

Рейс

Показательный полёт

Бортовой номер

CCCP-77102

Дата выпуска

20 марта 1972 года (первый полёт)

Экипаж

6

Погибшие

6 (все)

 Изображения на Викискладе

В воскресенье 3 июня 1973 года на 30-м международном авиасалоне Ле-Бурже (близ Парижа, Франция) произошла первая в истории катастрофа сверхзвукового авиалайнера. Советский Ту-144С выполнял показательный полёт, когда на глазах 250—350 тысяч зрителей внезапно перешёл в пике, а через несколько секунд развалился в воздухе и упал на расположенные под ним жилые районы. Всего в катастрофе погибли 14 человек.

Материалы расследования были засекречены, а официальные выводы следственной комиссии многим показались неудовлетворительными, что породило ряд гипотез об истинных причинах катастрофы.

Самолёт

Ту-144С борт CCCP-77102 за две недели до катастрофы

Ту-144С с бортовым номером CCCP-77102 (заводской — 01-2, серийный — 1-2) являлся первым серийным представителем Ту-144. Он был построен Воронежским авиазаводом (ВАСО) в 1972 году и свой первый полёт совершил 20 марта. К началу июня 1973 года самолёт прибыл на авиасалон в Ле-Бурже, где был представлен под выставочным кодом 451[1].

Катастрофа

В воскресенье 3 июня на второй день выставки Ту-144 предстоял очередной показательный полёт. Пилотировали его командир М. В. Козлов, второй пилот В. М. Молчанов, штурман Г. Н. Баженов и бортинженер А. И. Дралин. Также в кабине находились заместитель генерального конструктора В. Н. Бендеров и ведущий инженер по испытаниям Б. А. Первухин. В 15:19 самолёт взлетел с ВПП 03 аэропорта Ле-Бурже[2].

Ту-144 совершил ряд манёвров, после чего сделал запланированный проход над полосой 30 на малой скорости во взлётно-посадочной конфигурации, то есть с выпущенными шасси и передним крылом. Около километра до торца ВПП, находясь на высоте около 190 метров, экипаж включил форсаж двигателей и начал набор высоты, убирая при этом шасси и переднее крыло. По достижении высоты 1200 метров самолёт вышел в горизонтальный полёт. Прошло совсем немного времени, как Ту-144 начал входить в пикирование с ориентировочной скоростью 8°/сек, пока не достиг угла примерно 38° и не понёсся к земле. На высоте около 750 метров экипаж начал пытаться вывести машину из пике, выпуская при этом переднее крыло. Самолёт выводился из отрицательного тангажа с примерной скоростью 5°/сек. Но через 5 секунд на высоте 280 метров и при скорости около 280 км/ч, когда перегрузки достигли 4,5—5g, у самолёта оторвало консоль левого крыла (по одной из версий — обломком разрушившегося переднего крыла). Ту-144 совершил полубочку, после чего из-за колоссальных нагрузок развалился в воздухе на глазах четверти миллиона зрителей. Обломки рухнули на расположенный внизу городок Гуссенвиль[2].

Катастрофа произошла в шести с половиной километрах от аэропорта Ле-Бурже. Обломки Ту-144 разбросало по территории 1000 на 500 метров, а в городке Гуссенвиль были разрушены 5 домов и ещё 20 повреждены. В катастрофе погибли все 6 человек на борту Ту-144, а также 8 человек на земле, включая 3 детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения[2].

Похороны погибших

Памятник экипажу на Новодевичьем кладбище

Останки членов экипажа были опознаны с помощью судебно-медицинской экспертизы, после чего 9 июня отправлены в Москву. 12 июня их похоронили на Новодевичьем кладбище[2].

Расследование

Для расследования причин катастрофы была сформирована французско-советская комиссия, в которой председателем был инженер-генерал Форестье (фр. Forestier), а заместителем председателя — инженер-генерал Карур (фр. Carour). Также с французской стороны в неё вошли главный инженер Де-Батц (фр. De-Batz), главный инженер Дюма (фр. Dumas), пилот майор Болье (фр. Bolliet) и пилот майор Дюдаль (фр. Dudal). Группу советских специалистов в составе комиссии возглавлял заместитель министра В. А. Казаков. Помимо него, в группу входили заместитель министра гражданской авиации СССР А. А. Аксенов, инженер генерал ВВС М. Н. Мишук, генеральный конструктор А. А. Туполев, начальник ЦАГИ Г. П. Свищев и начальник ЛИИ В. В. Уткин. Также была задействована группа специалистов с ОКБ Туполева в составе: Ю. В. Любимова, Г. А. Черемухина, В. И. Близнюка, А. Л. Пухова, Ю. Н. Попова, Э. В. Еляна, Д. А. Кожевникова, В. В. Тищенко[2].

При изучении бортовых самописцев выяснилось, что основной речевой самописец не был включён перед полётом, а опытные осциллографные регистраторы оказались уничтожены. Также был уничтожен и аварийный речевой регистратор. В итоге комиссии пришлось использовать запись французского телевидения и любительские видеозаписи и фотографии[2].

На основании изучения обломков был сделан вывод, что системы самолёта до разрушения работали исправно и не выявлено никаких неисправностей, способных бы объяснить причину катастрофы. В том числе не было отказов двигателей, потери управления вследствие выхода на чрезмерные углы атаки, потери работоспособности членов экипажа. Также не были обнаружены никакие признаки диверсии, взрыва или пожара до разрушения конструкции. Таким образом, самолёт разрушился из-за запредельных перегрузок при выводе его из пикирования[2].

Официальная версия

Траектории Ту-144 () и Mirage (•••)

Хотя не было найдено никаких материальных доказательств причин катастрофы, следствие выдвинуло гипотезу, которая базировалась на сочетании сразу нескольких факторов[2]:

  • Высока вероятность того, что руководитель лётных испытаний Владимир Бендеров в кабине не был пристегнут.
  • В кабине находилась кинокамера Bell & Howell, переданная французским телеканалом RTF (фр.)русск., для которого Бендеров согласился сделать съёмку из кабины во время полёта
  • Близ Ту-144 находился истребитель Mirage IIIR («Мираж-3Р»), осуществляющий съёмку авиалайнера
  • В нижней части штурвала Ту-144 имеется углубление

Таким образом, 6 февраля 1974 года было сделано официальное сообщение:

Сообщение о расследовании катастрофы самолета Ту-144 при выполнении демонстрационного полета 3 июня 1973 года на авиационном салоне во Франции.

Французская комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-144 закончила исчерпывающие исследования всех материалов и обстоятельств катастрофы. Комиссии помогала группа советских экспертов, которые оказывали ей наиболее полное содействие, ей также содействовали компетентные организации, проводившие работу в СССР. Французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено никакой ненормальности ни в конструкции, ни в общем функционировании самолета и его систем. Вмешательство человеческого фактора представляет собой, таким образом, наибольшую вероятность. Гипотеза, которая упоминалась чаще всего, учитывает два факта. С одной стороны, самолет «Мираж-3Р» находился вблизи самолета Ту-144. Хотя расследование установило, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолетами, для советского пилота это могло быть неожиданностью, и он мог внезапно произвести манёвр для уклонения. С другой стороны, член экипажа — руководитель летных испытаний находился в пилотской кабине самолета Ту-144 и не был привязан. Возможно, что последние эволюции самолета Ту-144 могли вызвать падение этого члена экипажа, вероятно, державшего кинокамеру, что происходило в условиях, вызывающих временную блокировку действий пилота. Эта гипотеза не учитывает, однако, все отмеченные факты, и не было найдено никакого материального доказательства ни для того, чтобы её подкрепить или опровергнуть.

В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены не установленными, и дело закрыто

[2]

Альтернативные версии

Хотя в своих выводах комиссия сделала вывод, что катастрофа произошла не из-за технического отказа и фактически разделила вину между французской и советской стороной поровну, многих официальная версия не удовлетворила. К тому же то, что виноватым сделали экипаж, вызвало среди многих специалистов негодование. С учётом того, что материалы расследования не были открытыми, это привело к появлению различных альтернативных версий случившегося[2].

Примечания

  1. Туполев Ту-144С Бортовой №: CCCP-77102. Russianplanes.net. Проверено 2 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 10 апреля 2013.
  2. ↑ Катастрофа самолета Ту-144 (бортовой номер 77102) в Париже // Правда о сверхзвуковых пассажирских самолетах / Климов В. Т.. — М.: Московский рабочий, 2000. — ISBN 5-239-02044-2.

См. также

Катастрофа Ту-144 под Парижем.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47