Катастрофа Ту-154 в Тбилиси

20-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа в Тбилиси
Общие сведения
Дата

20 июля 1992 года

Характер

Выкатывание за пределы ВПП при взлёте

Причина

Нарушение норм загрузки

Место

аэропорт Тбилиси (Грузия)

Погибшие

28

Воздушное судно
Модель

Ту-154Б

Авиакомпания

Transair Georgia

Пункт вылета

Тбилиси

Пункт назначения

Минеральные Воды

Бортовой номер

4L-85222

Дата выпуска

июль 1977 года

Пассажиры

16

Экипаж

8

Погибшие

24 (все)

В понедельник 20 июля 1992 года в аэропорту Тбилиси потерпел катастрофу Ту-154Б компании Transair Georgia, в результате чего погибли 28 человек.

Самолёт

Ту-154Б с бортовым номером 85222 (заводской — 77A222, серийный — 0222) был выпущен Самарским авиазаводом в июле 1977 года и передан Министерству гражданской авиации, которое 4 августа того же года направило его в Шереметьевский авиаотряд (международные авиарейсы). 16 октября 1979 года авиалайнер был переведён в Тбилисский авиаотряд Грузинского управления гражданской авиации. В 1980 году, в связи с проводящимися Олимпийскими играми, авиалайнер носил стикер «Official Olympic Carrier». После распада СССР, борт 85222 (буквенный индекс при этом сменился с СССР на 4L) перешёл к новообразованной грузинской авиакомпании Transair Georgia[1].

Катастрофа

Самолёт должен был выполнять грузовой рейс из Тбилиси в Минеральные Воды, в ходе которого перевозилась партия грузинского чая. Экипаж состоял из 8 человек, в том числе командир Мкртыч Оганесян, второй пилот Константин Хвистик и штурман Юрий Недоспасов, а в салоне сидели 16 пассажиров (сопровождающие). Загрузка самолёта не контролировалась, в результате чего по документам на борту было 6,4 тонн груза, тогда как на самом деле его было 20 тонн, причём о дополнительных 3 тоннах экипаж не знал. В итоге взлётный вес был превышен более, чем на 2 тонны, а центровка превышала ограничения по максимально допустимой передней[2].

Взлёт осуществлялся с ВПП 31R. Пройдя при разбеге более половины длины полосы, экипаж поднял нос самолёта на 6—7° и оторвал переднюю стойку шасси от бетона. Но самолёт не отрывался от земли, а вместо этого, промчавшись всю ВПП, выехал на грунт и через 490 метров врезался в здание курсового радиомаяка, после чего, разрушаясь и переворачиваясь, пронёсся ещё 190 метров, врезался в склон оврага и взорвался[2]. В катастрофе погибли все 24 человека на борту и ещё 4 человека на земле[3].

Причины

В ходе расследования данной катастрофы следственная комиссия обнаружила различные нарушения в организации грузовых перевозок. Руководство отдела перевозок аэропорта хоть официально ещё продолжало отвечать за выполнение грузовых рейсов, но фактически уже не выполняла этого, так как грузовой склад был отделён от аэропорта в отдельную фирму «Lasare». Работающие в аэропорту диспетчеры по загрузке и центровке перестали выполнять расчеты по грузовым рейсам, а грузовой склад («Lasare») этого выполнять не стал, к тому же в его штате отсутствовали специалисты по расчету загрузки и центровки. Таким образом, при выполнении грузовых перевозок, загрузка и центровка самолётов не контролировалась. Стоит также отметить, что в Тбилисском аэропорту комиссия не нашла центровочных графиков самолёта Ту-154, хотя грузовые рейсы на данных самолётах выполнялись регулярно[2].

Заключение:
Катастрофа самолета явилась следствием нарушения норм загрузки, что привело к попытке взлета с взлетной массой, превышающей допустимую для данных условий и значениях центровки, выходящих за ограничения по предельно передней.

Нарушение ограничений по взлетной массе и центровке явилось результатом сочетания следующих факторов:

  • нарушения персоналом коммерческого склада требований «Инструкции по организации выполнения заказных рейсов» в части обязательного полного взвешивания груза, в результате чего на борт самолета был доставлен дополнительный неучтенный груз;
  • неудовлетворительного взаимодействия между службой организации перевозок аэропорта и коммерческим складом, в результате чего загрузка самолета осуществлялась практически бесконтрольно, без расчета фактической центровки;
  • нарушения экипажем ограничений по допустимой коммерческой загрузке и центровке воздушного судна.

Указанный нарушениям способствовало отсутствие центровочных графиков на грузовой вариант компоновки самолета Ту-154 в аэропорту Тбилиси.

[2]

Примечания

  1. Туполев Ту-154Б Бортовой №: CCCP-85222. Russianplanes.net. Проверено 4 мая 2013. Архивировано из первоисточника 18 мая 2013.
  2. ↑ Катастрофа Ту-154Б а/к Transair Georgia в а/п Тбилиси. airdisaster.ru. Проверено 4 мая 2013. Архивировано из первоисточника 18 мая 2013.
  3. Aircraft accident Tupolev 154B CCCP-85222 Tbilisi-Novo Alexeyevka Airport (TBS). Архивировано из первоисточника 18 мая 2013.

Катастрофа Ту-154 в Тбилиси.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47