Катастрофа Як-42 Аэрофлота под Наровлей

09-09-2023

Перейти к: навигация, поиск
Рейс 8641 Аэрофлота
Общие сведения
Дата

28 июня 1982 года

Время

10:51

Характер

разрушение в воздухе

Причина

отказ привода стабилизатора

Место

у деревни Вербовичи, Наровлянский район Гомельской области (БССР, СССР)

Координаты

(O)(O)

Воздушное судно


Як-42 компании Аэрофлот

Модель

Як-42

Авиакомпания

Аэрофлот (Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО)

Пункт вылета

Пулково (Ленинград, РСФСР)

Пункт назначения

Борисполь (Киев, УССР)

Рейс

8641

Бортовой номер

СССР-42529

Дата выпуска

21 апреля 1981 года (первый полёт)

Пассажиры

124

Экипаж

8

Погибшие

132 (все)

В понедельник 28 июня 1982 года в Наровлянском районе Гомельской области (Белорусская ССР) потерпел катастрофу Як-42 компании Аэрофлот, выполнявший рейс 8641 (ЛенинградКиев). Всего погибли 132 человека. Это первая и крупнейшая катастрофа Як-42.

Содержание

Катастрофа

Рейс выполнял борт 42529 (заводской номер 11040104, серийный — 04-01). Он был выпущен Саратовским авиазаводом и свой первый полёт совершил 21 апреля 1981 года. 1 июля того же года лайнер поступил в 344-й лётный отряд (Ленинградское управление гражданской авиации) и на 28 июня 1982 года имел общий налёт 795 часов. Управлял им экипаж в составе командира Вячеслава Мусинского, второго пилота Александра Стигарева, штурмана Виктора Кедрова и бортмеханика Михаила Виноградова. В салоне работали 4 бортпроводника. Всего на борту Як-42 были 124 пассажира: 113 взрослых и 11 детей

В 09:01 МСК, задержавшись на минуту из-за опоздавшего пассажира, рейс 8641 вылетел из аэропорта Пулково и занял эшелон 9000 метров (по другим данным — 10 000). В 10:45 самолёт вошёл в зону Бориспольского центра управлением воздушным движением. Находясь в районе ОПРС Птичь и в 10 километрах от трассы, экипаж начал предпосадочную подготовку. В 10:48:58 экипаж связался с диспетчером и доложил о подходе к расчетной точке начала снижения, на что получил команду занимать эшелон 7800 метров. Экипаж подтвердил полученную команду и приступил к снижению. Больше рейс 8641 на связь не выходил.

Спуск осуществлялся под контролем автопилота, который около 10:51:20 постепенно довёл угол стабилизатора до 0,3° на пикирование. Неожиданно в 10:51:30 угол стабилизатора резко (за полсекунды) увеличился более чем 2°, выйдя за упор. Самолёт на секунду испытал отрицательную перегрузку в 1,5g, но автопилоту за счёт отклонений штурвала и руля высоты удалось снизить её до 0,6g. Но стабилизатор не отреагировал на команду перейти на кабрирование (подъём носа самолёта), тогда как Як-42 всё больше уходил в пике, поэтому автопилот через три секунды отключился. Рули высоты тем временем увеличили отрицательный угол уже до 5°, что заставляло авиалайнер уходить во всё более крутое пике, а также увеличило отрицательную перегрузку до 1,5g. Пилоты стали тянуть штурвалы на себя, но тут появился быстро увеличивающийся левый крен. Через несколько секунд крен достиг 35°, а самолёт под углом пикирования 50° нёсся к земле со скоростью 600 км/ч. Отрицательная перегрузка к тому моменту уже значительно превысила 2g. Як-42 падал с вертикальной скоростью 300 м/с и вращаясь против часовой стрелки вокруг продольной оси. Из-за колоссальных аэродинамических перегрузок, его конструкция начала разрушаться, а в 10:51:50, на высоте 5700 метров и при скорости более 800 км/ч, фюзеляж разорвало на несколько частей.

Сразу падал нос, и начали крылья болтаться, крутились и от солнца блеск. А мы, тут рядышком, видно по прямой, сразу сюда все школьники. Мы с той стороны прибежали и видим люди лежат. Они везде лежали. Такого никогда не видел. С той стороны в радиусе 10-15 метров, такая яма большая и люди лежали без крови. Я увидел человек 5, и всё. Я тогда клубнику возил до тётки на мотоцикле. Испугался и больше я этих событий не видел

— житель деревни Хильчиха

Обломки самолёта были найдены у западной окраины деревни Вербовичи и в десятке километров юго-западней районного центра Наровли (часто ошибочно указывают Мозырь). Их разбросало по территории размерами 6,5 на 3,5 километра и площадью 23 км². Погибли все находящиеся на борту 132 человека. Это крупнейшая авиационная катастрофа на территории Белоруссии, а также в истории Як-42, да и всех самолётов ОКБ Яковлева.

Причина

В расследовании причин катастрофы принимал участие и сам Генеральный конструктор ОКБ — Александр Яковлев.

Первопричиной крушения Як-42 стал катастрофический отказ привода стабилизатора, представляющего собой винтовой домкрат. Из-за некачественной сборки механизма, в зазор винтовой пары попадала грязь, что приводило к повышенному износу и коррозии резьбы бронзовой гайки. Регламент по осмотру данного механизма был таков, что при периодических осмотрах каждые 300 лётных часов невозможно было обнаружить признаки повышенного износа винтовой пары. В результате резьба настолько износилась, что в данном полёте произошло разъединение гайки и винта. Так как данный механизм является также и передней опорой для стабилизатора, то от набегающего воздушного потока тот быстро перешёл на максимальный угол, тем самым введя самолёт в пике. При дальнейшем росте скорости, произошло отделение стабилизатора из-за повышенного воздушного напора, что заодно привело и к появлению быстро растущего левого крена.

Последствия

После катастрофы под Наровлей эксплуатация и производство Як-42 были прекращены. При тщательном осмотре всех данных самолётов повышенный износ резьбы привода стабилизатора был обнаружен на многих из них. Вновь Як-42 начали эксплуатироваться лишь в 1984 году.

За изготовление гайки механизма из металла, имевшего прочность меньше необходимого, двое конструкторов Московского машиностроительного завода «Скорость» были осуждены соответственно на 2 и 3 года условно, а их руководителя лишили государственной премии.

См. также

Ссылки

  • Виктор Чамковский «Ленинград — Киев». Прерванный полёт. Документальный детектив (17.10.2008). Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013. Проверено 18 марта 2013.
  • Катастрофа Як-42 Ленинградского УГА близ Наровли, Белоруссия. Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013. Проверено 18 марта 2013.
  • Елена Анкудо. Упавшие с неба, БелГазета (29 июля 2002 г.). Проверено 18 марта 2013.
  • Яковлев Як-42 Бортовой №: CCCP-42529. Russianplanes.net. Архивировано из первоисточника 8 апреля 2013. Проверено 18 марта 2013.

Катастрофа Як-42 Аэрофлота под Наровлей.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47