15-09-2023
Рейс 940 Mexicana | |
Обломки авиалайнера |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
09:11 |
Характер |
Пожар на борту |
Причина |
Взрыв шины шасси |
Место |
гора Эль-Карбон, Восточная Сьерра-Мадре, близ Мараватио, штат Мичоакан (Мексика) |
Воздушное судно | |
|
|
Модель | |
Имя самолёта | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Остановки в пути |
Пуэрто-Вальярта |
Пункт назначения | |
Рейс |
MX940 |
Бортовой номер |
XA-MEM |
Дата выпуска | |
Пассажиры |
159 |
Экипаж |
8 |
Погибшие |
167 (все) |
В понедельник 31 марта 1986 года в горах Сьерра-Мадре в окрестностях Мараватио потерпел катастрофу Boeing 727-264Adv компании Mexicana de Aviación, в результате чего погибли 167 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа в Мексике.
B727-264Adv с бортовым номером XA-MEM (заводской — 22414, серийный — 1748) был выпущен корпорацией The Boeing Company в 1981 году и свой первый полёт совершил 4 мая. Его три турбореактивных двигателя были модели Pratt & Whitney JT8D-17R и развивали тягу в 17 400 фунтов. Авиалайнер продали компании Mexicana de Aviación, которая присвоила ему имя Veracruz (Веракрус)[1].
Командиром экипажа (КВС) был Карлос Гвадаррама Систос (исп. Carlos Guadarrama Sistos) — ветеран мексиканской авиации, имевший более 15 тысяч лётных часов. Также в кабине находились второй пилот Пилип Пьяхет Рорер (исп. Pillip L. Piaget Rohrer) и бортинженер Анхель Карлос Пеньяско Эспиноса (исп. Ángel Carlos Peñasco Espinoza). В салоне работали пять стюардесс, одна из которых, кстати, была женой командира экипажа[2][3].
Самолёт должен был выполнять рейс MX940 по маршруту Мехико — Пуэрто-Вальярта — Масатлан — Лос-Анджелес. Днём ранее в воскресенье 30 марта была католическая пасха и теперь после праздника люди толпились в аэропорту им. Бенито Хуареса (Мехико). Непосредственно на рейс 940 сели 159 пассажиров (поначалу газеты сообщали о 158 пассажирах), включая двух сыновей командира экипажа. Преимущественно это были мексиканцы, а также 7 жителей США, 2 канадца и 8 французов. В 08:50 (встречаются данные 08:40) Боинг вылетел из Мехико и начал набор высоты[4][5][3].
Через 10 минут после вылета самолёт пересёк границу штата Мичоакан. Поначалу всё проходило без отклонений, но на 15 минуте полёта в 09:05, когда Боинг поднялся до высоты 31 тысяча футов (около 9450 метров), а командир только вышел на связь с Районным диспетчерским центром Мехико, взорвалась шина левого шасси. Части лопнувшего корда пробили электрические кабели, линии гидравлической системы и топливопровода. Из-за разгерметизации самолёта, пилоты приняли решение возвращаться в Мехико и, получив разрешение от диспетчера, приступили к снижению[4][3].
Тем временем, вытекшие из повреждённых масло- и топливопроводов жидкости воспламенились от электрических искр, вызвав пожар. Проникнув в салон, дым вызвал панику среди пассажиров, которые пытались найти спасение от пожара[4]. По свидетельству очевидцев горящий авиалайнер с рёвом развалился в воздухе на две части и в 09:11 врезался в гору Эль-Карбон (исп. El Carbón, система Восточная Сьерра-Мадре) высотой 7792 фута (2375 метров) в окрестностях города Мараватио и в 80 милях от Мехико[2][6].
Из его хвоста клубился дым, а затем я увидел пламя. Потом он словно взорвался и разделился надвое. (англ. It had smoke billowing from the rear, and then I saw flames. Suddenly it seemed to explode and burst in two.) Ноэ Гарсиа, 15-летний сын фермера[2]
|
Погибли все 167 человек на борту. Это крупнейшая катастрофа в истории Мексики и компании Mexicana, вдвое превзойдя произошедшую 4 июня 1969 года катастрофу Boeing 727 под Монтереем (79 погибших). Также это крупнейшая катастрофа в истории Boeing 727[1].
После катастрофы сразу две ближневосточные группы взяли на себя ответственность за катастрофу. Было даже подброшено анонимное письмо, согласно которому самолёт был взорван террористом-смертником как месть за действия США против Ливии. Хотя в данном случае не совсем было ясно, какое отношение к действиям США имела Мексика. Были даже версии, согласно которым самолёт был взорван из-за находящихся на нём тайных агентов Израиля. Однако в ходе расследования версии о терактах были отклонены[7][8][4].
Истинная причина катастрофы заключалась в нарушении технического обслуживания. Было установлено, что техники в аэропорту Мехико заправили шины не азотом, а обычным сжатым воздухом. Помимо этого, на самолёте на левой стойке шасси были неисправны тормоза, в результате чего колодки прижимались к тормозным дискам. В результате при взлёте у Боинга нагрелась оболочка шины левого шасси. Так как внутри неё находился не азот, а воздух, который имеет более высокий коэффициент теплового расширения, то давление значительно возросло, что и привело к разрыву ослабленной высокой температурой кордовой оболочки[4][1].
|
Катастрофа Boeing 727 под Мараватио.