Катастрофа C-124 в Татикаве

13-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Катастрофа в Татикаве

Douglas C-124A-DL Globemaster II enru ВВС США
Общие сведения
Дата

18 июня 1953 года

Время

16:34

Характер

Сваливание при заходе на посадку

Причина

Отказ двигателя, ошибка экипажа

Место

Татикава (Япония)

Воздушное судно
Модель

Douglas C-124A-DL enru

Авиакомпания

ВВС США

Пункт вылета

Татикава enru (Япония)

Пункт назначения

Кимпхо enru, Сеул (Республика Корея)

Бортовой номер

51-0137

Пассажиры

122

Экипаж

7

Погибшие

129 (все)

Катастрофа C-124 в Татикавеавиационная катастрофа, произошедшая в четверг 18 июня 1953 года. Douglas C-124A-DL Globemaster II enru перевозил военнослужащих из Татикавы в Сеул, когда спустя минуту после взлёта командир сообщил об отказе двигателя. Но при попытке вернуться, самолёт потерял управление, врезался в землю и взорвался, при этом погибли 129 человек. В истории авиации это первая катастрофа в которой погибли свыше ста человек.

Катастрофа

Группе военных предстоял перелёт из Татикавы в Сеул. В основном это были лётчики, которые после пятидневного отдыха возвращались в Южную Корею, где в это время вовсю шли военные действия. Под посадку изначально был дан Douglas C-124A-DL борт 51-146, однако из-за проблем с двигателем его заменили на борт 51-0137 (заводской — 43471). Данный C-124A-DL с номером 51-0137 относился к 374 транспортной группе и был оборудован четырьмя двигательными установками Pratt & Whitney R-4360-20WA enru. Его экипаж состоял из 7 человек, командиром которого был майор Герберт Воруз-младший (англ. Herbert G. Voruz Jr.) возрастом 37 лет и имевший налёт свыше 6000 часов. Вторым лётчиком был майор Роберт Маккорл (англ. Robert D. McCorkle), а третьим — майор Пол Кеннеди (англ. Paul E. Kennedy). Всего на борту находились 122 пассажира. Небо в это время было затянуто низкими облаками, а видимость составляла 2,5 километра. После получения разрешения на взлёт, в 16:31 C-124 покинул авиабазу Татикава enru[1][2].

Но спустя минуту после взлёта, когда самолёт начал выполнять левый разворот, загорелся двигатель № 1 (крайний левый). Командир Воруз сообщил наземному диспетчеру, что они отключили двигатель и возвращаются в Татикаву. Диспетчер спросил, нужен ли экипажу радиолокационный контроль за заходом, на что командир дал положительный ответ. Затем диспетчер услышал, как тот прокричал бортинженеру: Добавь режим. Далее диспетчер спросил, сможет ли экипаж поддерживать постоянной высоту, на что в ответ прозвучало: Роджер. Когда же диспетчер спросил, объявляет ли экипаж чрезвычайное положение, ответа уже не прозвучало, а в 3,2 милях к востоку-северо-востоку от аэродрома отметка самолёта исчезла с экрана радиолокатора[1].

Я ехал по трассе 7 по направлению из Токио на запад, время было 16:33 или около этого. Моя жена крикнула мне, посмотреть на самолет следующий с юга на север. Когда я заметил самолет, его нос был опущен вниз, когда резко начал подниматься, словно перейдя в набор высоты. Был слышен резкий прирост мощности, когда самолет завалился на левое крыло и перешёл в штопор. Он развернулся на 160 градусов и врезался в землю. Возникла вспышка, после чего начался пожар. Я в тот момент был примерно в 150 ярдах (136 метров), когда остановился у обочины дороги и побежал к месту. Японцы уже были у самолета. Я обошёл фюзеляж и заметил тела нескольких джиаев [неразборчиво] 43-го Инженерного, и я начал вытаскивать тела из самолета. Самолет направлялся на юг, противоположном направлению при падении. Самолет был в вертикальном положении. Огонь и взрывы препятствовали нам больше подойти к фюзеляжу, при этом военнослужащие препятствовали японцам подходить слишком близко к огню.

— Роберт Весс (англ. Robert D. Vess), старший сержант ВВС США[3]

В 16:34 самолёт с опущенным носом в 3,5 милях (5,6 километров) от аэродрома врезался в арбузную бахчу и взорвался. По свидетельствам очевидцев, двигатели на правой стороне крыла (№ 3 и 4) при этом ещё некоторое время продолжали работать[1][2].

По показаниям очевидцев, на месте падения был найден ещё живой радист Джон Джордан-младший, но он умер от полученных ран до прибытия врачей. В 16:50 военное командование было извещено о катастрофе, после чего к месту падения вылетел Sikorsky H-19 под командованием подполковника Теодора Татума-младшего (англ. Theodore P. Tatum Jr.). В 17:13 вертолёт приземлился 150 футах (45 метров) от места падения. Осмотр подтвердил, что никто не выжил в катастрофе. Один из погибших, Карл Стил (англ. Carl C. Steele), был обнаружен в одном из небольших отсеков крыла позади двигателя № 1, где, вероятно, оказался при проверке пожара двигателя[1]. На земле никто не погиб, лишь один из рабочих бахчи получил ожоги рук[4].

Причины

По заключению комиссии, сваливание в штопор произошло из-за допущения снижения скорости ниже критического при неверном управлении закрылками[1].

Последствия

Со 129 погибшими эта авиационная катастрофа была первой в истории авиации, в которой погибли свыше 100 человек. Происшествие получило резонанс в мире, но со временем забылось[1].

На момент событий катастрофа в Татикаве являлась крупнейшей в мире, до столкновения DC-8 и Locheed Constellation над Нью-Йорком в 1960 году (134 погибших), с участием одного самолёта, до катастрофы Boeing 707 в Париже в 1962 году (130 погибших), и на территории Японии, до катастрофы Boeing 727 под Токио в 1966 году (133 погибших).

На месте падения местными жителями был установлен небольшой памятник[1]. Впоследствии он был снесён при строительстве автошколы[4].

Примечания

  1. ↑ C-124 and the Tragedy at Tachikawa (англ.). Air Forse Magazine (July 2013). Проверено 11 января 2014.
  2. ↑ ASN Aircraft accident Douglas C-124A-DL Globemaster II 51-0137 Tachikawa AB (англ.). Aviation Safety Network. Проверено 11 января 2014.
  3. Globemaster Crash, June 18, 1953 (Tachikawa, Japan) (англ.). Korean War Educator. Проверено 11 января 2014.
  4. ↑ 「グローブマスター機墜落事故~消えゆく記憶を追って~」 (яп.) (октябрь 2012). Проверено 11 января 2014.
Рекорды
Предшественник:
Катастрофа в Мозес-Лейк
Крупнейшая авиакатастрофа в мире
19531960
Преемник:
Столкновение над Нью-Йорком

Катастрофа C-124 в Татикаве.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47