14-10-2023
Статья по тематике |
Персоналии
Общественные деятели · |
Святыни
|
Общественная жизнь
|
Кенасса — молитвенный дом караимов.
Содержание |
Термин «кенасса» происходит от древнееврейского глагола «канос» (כנוס), что подтверждается в книге «Ган-эден» известного караимского богослова XIV в. рабби Агарона Второго Никомодио (1300—1369)[1].
До 1911 года молитвенный дом караимов называли синагогой. В 1892 г. трокскими караимами была подана петиция о переименовании караимских «синагог» в «кенасы»[2].
На этот запрос было послано письмо гахама Панпулова от 31.12.1893, как его ответ на просьбу Трокского гахама о переименовании синагог в кенассы. Письмо предназначено министру внутренних дел[3].
В 1911 году гахам С. М. Панпулов обратился в МВД с ходатайством о переименовании караимских «синагог» в «кенасы». В связи с этим ДДДИИ МВД отправило запрос в адрес и. о. Трокского и Виленского караимского гахама И. Н. Фирковича, который заявил, что слово «кенаса» происходит от корня древнееврейского глагола «канос» (собирать) и что в средневековых караимских летописях кенаса «служила наименованием мест общественного богослужения караимов»[4].
Ныне караимы используют преимущественно термин «кенаса» («кенеса», «кенасса») или "бет гаккенесет, что означает «дом собрания».
По планировке и обстановке кенасы близки и к еврейским синагогам, и к мусульманским мечетям. Все караимские кенассы имеют ориентацию с севера на юг.
Азар — преддверие или коридор (в северной части здания), где собираются старики перед молитвой.
Внутреннее пространство храма зрительно разделено на три части:
1) мошав-зекеним (ивр. מושב זקנים) (то есть сидения для старцев) — часть самой кенассы, где под низким потолком находятся деревянные скамейки, на которых во время молитвы сидят старики и прихожане, находящиеся в трауре; над этим местом возвшается второй ярус для женщин, которые смотрят на совершаемое богослужение сквозь решётчатые окна в виде довольно редких сеток, оставаясь невидимыми для мужчин;
2) шулхан (ивр. שולחן) — центральная, самая большая часть храма, предназначенная для мужчин более молодого возраста и мальчиков, где они стоя молятся;
3) гехал (ивр. היכל) (алтарь) — возвышенное место (в южной части здания), где газзан (ивр. חזן) (священнослужитель) совершает богослужение перед так называемым «арон гаккодеш» (ивр. ארון הקודש) (священный ковчег, хранилище свитков Торы).
Ранее весь пол центральной части кенасса был устлан коврами, потому что значительная часть богослужения, по установленным древними караимскими учеными правилам, совершается на коленях
. Ныне, однако, центральная часть обставляется скамьями.В каждой кенассе должно быть два газзана, старший и младший, и по одному шамашу; все эти должности выборные[5].
Кенассы | |
---|---|
Египет | Александрия • Каир |
Израиль | Ашдод • Иерусалим • Рамла |
КНР | Харбин |
Литва | Вильнюс • Панявежис • Тракай |
Польша | Вроцлав |
Россия | Москва |
США | Дейли-Сити |
Турция | Стамбул |
Украина | Армянск • Бахчисарай • Бердянск • Галич • Евпатория • Карасубазар • Киев • Луцк • Мангуп-Кале • Николаев • Одесса • Перекоп • Севастополь • Симферополь • Солхат • Феодосия • Тернополь• Харьков • Чуфут-Кале • Ялта |
Кенасса.