Кинематограф Японии

16-04-2023

Японское кино — киноискусство и киноиндустрия Японии.

Содержание

Зарождение кино в Японии

Кино как вид искусства появилось в Японии в конце XIX столетия.

Японское кино развивалось по законам театра. Манера актёрской игры, костюмы и декорации были театральными; как и в традиционном театре Кабуки, все женские роли исполняли мужчины. В эпоху «дозвукового кино» показ фильмов сопровождал бэнси — живой исполнитель (японский вариант тапёра). В отличие от европейского музыканта, он комментировал действие, происходящее на экране.

Один из родоначальников японского кино режиссёр Макино Сёдзо (18781929) стал постепенно исключать из кино театральные элементы. Приверженцами такого подхода стали молодые режиссёры Г. Котани, К. Усихара, Я. Симадзу, Д. Ито, Х. Госе, Я. Одзу.

Первая звезда японского кино, снимавшаяся в фильмах Макино Сёдзо, — М. Оноэ. Также в 1920-е годы зарождается мультипликация.

Развитие японского кино

Постепенно в японское кино приходит реализм.

Плодотворными и насыщенными в японском кинематографе были 1930-е годы. На экране окончательно утвердился звук, по примеру Голливуда появилась система продюсеров. Проявляется творческая манера ведущих режиссёров и актеров.

Японский кинематограф 1950-х — 1960-х годов

Золотым веком японского кино считаются 1950-е годы. Это обусловлено появлением так называемой «большой шестёрки», представляющей собою шесть ведущих японских кинокомпаний — «Сётику», «Тохо», «Дайэй», «Тоэй», «Никкацу» и «Синтохо» (последняя обанкротилась в 1961 г.)

После Второй Мировой войны в Японии появляется большое количество документальных фильмов. Наиболее значительным среди них называют фильм «Морские сражения в районе Гавайских островов и Малайского архипелага» режиссёра К. Ямамото.

Режиссёры 50-х — 60-х годов, работавшие в жанре документалистики:

  • С. Ямамото
  • К. Синдо
  • Т. Имаи

К концу 1950-х годов страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов. Так, в 1958 году было выпущено 504 картины, а общее число посетителей кинозалов достигло почти 1,2 млрд.[источник не указан 105 дней]

Мировую известность японские кинофильмы получили благодаря режиссёру Акире Куросаве, чей фильм «Расёмон» завоевал «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале. Другими яркими представителями этого периода кинематографа были режиссёры:

актёры:

Японский кинематограф 1970-х годов

Этот период можно назвать периодом сотрудничества. Кинематографисты Японии охотно участвуют в совместных проектах с режиссёрами других стран. Примером совместной работы режиссёров Японии и России являются такие работы, как «Дерсу Узала» (режиссёр Акира Куросава), «Москва, любовь моя» и «Шаг» (режиссёр Александр Митта), «Мелодии белой ночи» (режиссёр Сергей Соловьев).

Эпоха независимого кино

В 1980-е — 1990-е годы японское кино переживает серьёзный кризис. Кинематограф отступает под натиском телевидения и видео. Кроме того, на рынке проката кино обостряется конкуренция, появляется огромное количество американских фильмов. Все эти причины, приводят к появлению малобюджетного авторского кино.

Появляются «независимые» молодые режиссёры, такие как Т. Морикава, А. Такэда, С. Кояма, Е. Морита, Д. Итами, К. Огури, С. Цукамото. В своих фильмах они рассматривают социальные проблемы и проблемы современности.

Активно развивается кинодокументалистика и мультипликация, создается большое количество научно-популярных фильмов.

Успех современной японской мультипликации стал возможен благодаря выдающемуся мастеру Тэдзука Осаму, которого иногда называют японским Диснеем.

Фестивали

С 1980-х годов в Японии ежегодно проводятся кинофестивали:

Выдающиеся режиссёры Японии

Литература

Ссылки

  • База данных по японскому кинематографу (яп.)
  • Сайт «Кое-что о японском кино»
  • Сайт «Кинематограф Японии»
  • Статья о японском кинематографе на сайте посольства Японии в России
  • Сайт «MidnightEye», посвящённый японскому кинематографу (англ.)
  • Japanese Cinema to 1960 by Gregg Rickman (англ.)



Кинематограф Японии.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47