16-10-2023
Город
Кола
|
Ко́ла — город (с 1784) в России, административный центр Кольского района Мурманской области, исторический центр Кольского полуострова, город-спутник Мурманска.
Население — 10 437 человек (перепись 2010)[1].
Город расположен при слиянии рек Кола и Тулома, близ их впадения в Кольский залив Баренцева моря, в 12 км от центра города Мурманска. На территории города Кола находится Кольский пивоваренный завод, а также ж/д станция.
Содержание |
Город получил своё название от реки Кола, на которой он стоит. У происхождения названия реки есть две версии. Первая предполагает, что название пошло от финно-угорского Кульйоки — «рыбная река», однако письменных источников, подтверждающих эту версию, не найдено. Согласно другой версии, название происходит от саамского Кольйок — «золотая река». Считается, что сначала оно было усвоено русскими в виде полукальки «Кола-река», упоминаемой в летописи под 1532 годом, которая затем трансформировалась в современное «река Кола»[2].
Впервые герб города был создан в 1781 года, а заново принят в 1991 году. Герб Колы представляет собой щит и скосообразный полукруг внизу. Щит поперек разделен на две части. Верхняя часть покрашена в красный цвет, на ней изображена рука, выходящая из облаков с мечом и державой. Вторая часть герба покрашена в синий цвет. В этой части расположено древнее изображение кита.
Как раньше считали историки, датой основания Колы можно было считать 1565 год. Это говорили данные за вышеупомянутый год, что в Коле есть три дома. Эту версию предложил известный мурманский краевед Иван Фёдорович Ушаков. До этого предположения бытовало мнение, что Кола была основана в 1264 году. Эта дата вошла во все советские энциклопедии, но вышеупомянутым историком она была опровергнута. В наше время российские учёные обнаружили несколько неизвестных грамот великого князя Василия III 1517 года. Эти грамоты хранятся в архивах Норвегии и Дании. В одной из этих грамот сообщается следующее: «Когда сборщик дани отправится из этого Терского погоста, то должен послать терскую дань назад, к Варзуге-реке, а сам ехать в Ловозеро, в Колу…». Исходя их этого учёные пришли к выводу, что теперь дату основания Колы следует считать 1517 годом, а не 1264 и 1565, как думали раньше.
Город Кола возник на острове между рекой Туломой и Колой, а также Кольским заливом. Жители Колы занимались тем, что ходили на промыслы в море. Большинство населения были мужчины. Кола торговала с голландцами, шведами, норвежцами.
Но были и печальные страницы в истории города: соседние государства также приносили полнейший разгром не только Коле, но и всему Кольскому побережью. Если в 1565 году в Коле было три дома и три семьи, то в 1573/74 году, по писцовой книге Василия Агалина, в Коле было уже 33 двора. Кола росла благодаря торговле с Антверпенской компанией. Благодаря этой торговле в 70-е 80-е годы XVI века Кола превратилась в основной международный торговый порт, где велась торговля. Там закупали рыбу, а также пушнину.
К концу XVI — началу XVII веков Кола являлась сильно укрепленным, а также единственным опорным пунктом в Заполярье. А в середине XVII века в Кольском остроге сторожевую службу несли уже 500 человек, возглавляемые стрелецким головой и пятью сотниками, а также 9 пушкарей, имелся большой запас боеприпасов. Первым кольским воеводой стал Аверкий Иванович Палицын.
В августе 1700 года началась Северная война, и шведы стали угрожать Кольскому полуострову и Беломорью. Указом Петра I было велено произвести полную реконструкцию острога с целью лучшей обороны от противника. Тем не менее эскадра под руководством адмирала К. Х. Леве всё же пыталась захватить Колу, но у него ничего не вышло. В 1706 году восстановление и укрепление Кольского острога закончилось.
18 (29) декабря 1708 года Россия была поделена на восемь губерний. Кольский уезд вошёл в состав Архангелогородской губернии. В 1713 году стрелецкий полк в Коле был переименован в солдатский, а главные управители в уездах стали именоваться комендантами. В 1719 году Кольский острог с небольшими изменениями выглядел также, как в начале XVII века. У него было 5 башен: Егорьевская и Никольская, Водяная и Ерзовская, а также Чепучинная. В 1723 году Пётр I учредил Кольское китоловство. На него отпускалось 5000 рублей. Но Пётр I умер, а его дело было практически заброшено. За 1726—1729 годы было добыто только 5 китов. В феврале 1731 года Кольское китоловство из-за понесённых убытков ликвидировалось. В Коле в то время бывал Ломоносов, сын Василия Дорофеевича Ломоносова из Курострова Двинского уезда. В 1727 году Санкт-Петербургской академией наук в Колу был командирован французский астроном Людовик Делиль де ла Круайер.
Обсерваторию для профессора обосновали на горе Соловарака. Это была первая академическая экспедиция в России. Со второй половины 17 века неугодных правительству людей стали ссылать в Колу. Особенно много людей сослали после восстания Емельяна Пугачёва.
В 1775 году Кола перестала быть Кольским острогом и крепостью С 6 февраля 1780 года стала официально называться городом в составе Вологодского наместничества, а через четыре года, именовалась уездным центром Архангельской губернии. В территорию Кольского уезда были включены Варзуга и Умба, до этого относившееся к Двинскому уезду. С 1797 года комендантов заменили городничие, а бурмистров — земские исправники. Последним комендантом и первым городничим в Коле был полковник Б. И. Ернер, умерший в 1800 году. 2 октября 1781 года был утверждён и внесён в Полное собрание законов Российской Империи герб уездного города Колы: «В первой части щита герб Вологодский (в красном поле выходящая из-за облака рука, держащая золотую державу с серебряным мечом). Во второй части- кит в голубом поле. В знак того, что жители того города в ловле сих рыб упражняются».
27 февраля 1783 года Екатерина II пожаловала Коле 8000 рублей на постройку каменного храма.
В 1804—1807 годах в Коле был построен каменный Благовещенский храм. В 1807 году было построено каменное здание уездного казначейства. В 1800 году по указу Павла I артиллерию и боеприпасы с Кольского острога стали отправлять в Соловецкий монастырь. В Коле осталась только инвалидная команда. В 1809 году английская эскадра разорила всё Кольское побережье, в том числе и Колу. В мае-августе 1826 года под руководством Михаила Францевича Рейнеке, морского офицера, была произведена подробная опись Кольского залива. В 1830 году в Санкт-Петербурге была издана книга «Описание города Колы в Российской Лапландии». В 1837 и 1842 годах в Коле побывал автор «Калевалы», фольклорист, Элиас Лённрот. В 1839 году, 31 марта, было открыто одноклассное приходское училище — первое на Кольском полуострове.
В 1854 году английским корветом «Миранда» под командованием капитана Эдмунда Лайонса был полностью разрушен Кольский острог с Воскресенским собором, выдающимся памятником деревянного зодчества, а также выгорела большая часть Колы. Героически проявили себя все Коляне, в особенности организатор обороны Колы, лейтенант флота Андрей Мартынович Бруннер.
Кола пришла в полный упадок. В 1858 году Кольский уезд ликвидировали, его бывшую территорию отнесли к Кемскому уезду, а Колу отнесли к заштатным городам. Несмотря на то, что Кола пребывала в полном запустении, Святейший Синод выделил на восстановление Благовещенского храма 8514 рублей. С лета 1855 года уехавшие жители стали возвращаться в Колу.
В 1866 году в Коле насчитывалось 96 частных домов и 734 жителя. В 1867 году в Коле появился первый фотограф, норвежец, исследователь саамского языка, писатель, Йенс Фрис. В 1870 году Колу посетила группа офицеров и архангельских чиновников во главе с сыном императора Александра II — великим князем Алексеем Александровичем. В 1875 году, 6 мая, было открыто Архангельско-Мурманское срочное пароходство. В январе 1878 года в Коле на берегу Туломы начала действовать метеорологическая станция — первая на Кольском полуострове. 8 февраля 1883 года по указу Александра III был восстановлен Кольский уезд с центром в городе Коле. Летом 1885 года в городе побывал брат императора Александра III — великий князь Владимир Александрович. В 1886 году в Коле проживало 686 жителей, было 124 жилых здания, 83 хозяйственные постройки, 10 торговых лавок, 4 каменных здания, 2 церкви. В 1886 году кольская администрация приобрела маломощный пароход «Мурман» с местом базирования в Екатерининской гавани. Летом 1894 года на участке Кандалакша-Кола работала группа инженера путей сообщения Б. А. Риппаса для изыскания трассы будущей железной дороги. 28 июня 1895 года в Коле был освящён святой водой и водружён первый телеграфный столб. 12 октября 1896 года телеграф заработал, он связал Колу с Кемью и Норвегией.
В начале XX века Кола утратила статус уездного центра. В 1901 году в Коле проживало 503 человека, в 1910 году 659 человек. Основу населения составляли мещане. В городе были сиротский суд, училище, санитарная часть, две церкви, торговые лавки И. П. Хипагина, В. А. Чертова, А. В. Жеребцова, в Колу ходил пароход Архангельск — Варде. За порядком в городе следили полицейский надзиратель с двумя помощниками-городовыми. В 1903 году в Колу снова начали ссылать. В конце 1904 года в Коле было 13 политссыльных, а летом 1906 года — 14. В январе 1908 года Кола перестала быть местом ссылки. С весны 1915 года Кола, в связи с началом стройки железной дороги, порта, а также города Романов-на-Мурмане, стала вновь многолюдной. В неё приехало 700 строителей. 3 ноября 1916 года закончилось сооружение Мурманской железной дороги, самого северного в мире железнодорожного пути. Заканчивалась Мурманская железная дорога самой северной на тот период железнодорожной станцией - Кола, которая была построена одновременно со строительством мурманской железной дороги в 1916 году. В 1918 году в Коле поселились английские интервенты. В 1920 году они ушли. 23 февраля 1920 года в кольском училище состоялось общее собрание жителей, открыл его председатель земской управы А. В. Жеребцов, а вёл собрание В. Н. Беглецов, секретарём был А. М. Кочеров. Была зачитана телеграмма из Мурманска и одобрена приветственная телеграмма в связи с восстановлением советской власти в уезде.27 февраля коляне избрали Временный волостной исполнительный комитет во главе с председателем Иваном Павловичем Хипагиным. 8 марта на заседании временного волисполкома был избран исполнительный комитет Кольско-Лопарского Совета рабочих и крестьянских депутатов. В начале 1920-х годов в Коле было 112 дворов и 610 жителей. 15 марта 1926 года Кола стала селом. В 1935 году село Кола стало рабочим посёлком. В 1920 году возникли партийные ячейки на станции Кола, через два года они объединились в одну организацию. В 1924 году был создан волостной комитет комсомола, в том же году появились первые пионерские отряды. На станции Кола открылся клуб имени М. И. Калинина, а потом в самом селе — «Красный рыбак». 27 июля 1927 года состоялась первая партийная конференция Кольско-Лопарского района. В 1928 году Кольскую начальную школу преобразовали в семилетнюю, в 1937 году школа стала средней, накануне войны состоялся первый выпуск. 2 апреля 1930 года некоторые коляне объеденились в рыболовецкий колхоз «Пробуждение». В 1928 году в городе появилось электричество. В 1934 году построена грунтовая дорога Мурманск-Кола. С расширением города Мурманска, ставшего 28 мая 1938 года областным центром, Кола по существу стала его пригородом. В Великую Отечественную войну Кола играла роль важной станции Кировской железной дороги и перевалочной базы через Кольский залив. Для переброски войск и техники здесь находилась понтонная переправа. С 1940 года в Коле дислоцировался 33-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион под командованием майора Ермошкина. Немцы немного бомбили и Колу, но не так сильно, как Мурманск. Около трёхсот колян не вернулись с войны. В 1948 году в Коле начали строить водопровод. он тянулся от водонапорной башни у горы Соловарака через Туломское шоссе по главным улицам посёлка. В 1951 году вошёл в строй Кольский пивоваренный завод. 23 февраля 1951 года открылась новая средняя школа, в 1955 году был открыт Дом культуры. В 1953 году Кольскую амбулаторию преобразовали в котельную. В 1954 году заработала мебельная фабрика, в 1959 году макаронная фабрика. В 1956 году появился асфальт на улице Красная набережная, а в 1957 году на Советском проспекте. В 1962 году вступила в строй городская котельная. В 1974 году открылось сельское профессионально-техническое училище. 10 февраля 1954 года через Колу в Печенгу по новой магистрали стали ходить поезда. В это же время построили шоссе Кола-Печенга. В 1952 году берега реки Туломы соединил новый металлический мост. В середине 60-х годов Кола была рабочим посёлком с развитой лёгкой промышленностью, оснащённым автоматикой железнодорожным узлом. 2 августа 1965 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Кола был преобразован в город районного подчинения. В 400 — летие города на Красной набережной возводится первый типовой панельный дом. В 1990 году у Колы снова появился свой старый герб.
Сейчас Кола представляет собой город с населением 10000 человек, является центром Кольского района Мурманской области. В 2001 году в Коле возвели храм преподобного Варлаама Керетского.
Хотя город и был основан в 1517 году, но от его прошлого практически ничего не осталось. Сейчас город застроен обычными хрущёвками, панельными девятиэтажными домами, а также домами сталинской постройки. Из старых построек в Коле остались два здания:
Благовещенская церковь , построенная в 1804 году, а также здание уездного казначейства постройки 1807 года. Про церковь Благовещения есть отдельная статья.
Здание уездного казначейства, как уже выше упоминалось, было построено в 1807 году, во время обстрела Колы в 1854 году это здание не подверглось разрушению. Уже в наше время здание казначейства сначала было передано под казино, а потом под продуктовый магазин. Его обшили сайдингом и оно полностью потеряло свой исторический облик. Единственное, что напоминает о ценности здания — табличка, которая говорит о том, что это первое каменное нецерковное здание на Кольском полуострове. В городе также сохранились валы Кольского острога.
Из природных достопримечательностей можно выделить гору Соловараку. На этой горе располагалась научная обсерватория астронома Жак-Андре Мале. В феврале 1772 года на этой горе во время землетрясения, которое редко в этих краях, случился оползень. Его можно видеть и по сей день.
Из зданий сталинской постройки следует отметить торговый дом «Пассаж», Кольский суд.
В городе есть памятники, которые повествуют о героических защитниках города в дореволюционное время, погибших колянах в годы войны, о первом воеводе Колы, о личностях, в честь которых названы улицы города. Памятный знак «Во славу земли Русской», повествующий о героических защитниках города в разные годы, установлен в 2005 году в городском парке. На сопке, практически на выезде из города, установлен памятник колянам, павшим в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов.
Рядом с этим памятником есть братская могила, в которой похоронен экипаж самолёта Пе-3. У здания уездного казначейства расположен памятник В. И. Ленину. На проспекте Миронова установлен памятник этому герою, который проявил себя в годы ВОВ. У здания Кольской администрации установлена памятная доска первому Кольскому воеводе Авраамию Палицыну, а также памятник Защитникам Советского Заполярья. У здания ГИБДД установлен памятный крест в память о святом Феодорите Кольском.
1825[3] | 1833[4] | 1840[5] | 1847[6] | 1856[7] | 1863[8] | 1867[9] | 1870[10] | 1885[11] | 1897[12] | 1910[13] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
734 | 617 | 770 | 620 | 507 | 551 | 1062 | 743 | 765 | 615 | 683 |
1917[14] | 1923 | 1926[15] | 1939[16] | 1959[17] | 1970[18] | 1979[19] | 1989[20] | 2002[21] | 2010[1] | |
715 | 609 | 614 | 8385 | 12 273 | 12 085 | 13 301 | 16 541 | 11 060 | 10 437 |
Кола на протяжении своей истории никогда не была большим городом. Построенная для торговли и обороны северных территорий России от врагов, в Коле жили только члены семей служащих в Кольском остроге, священники, члены братии Кольско-Печенского монастыря, когда тот был в городе, а также торговцы и поморы с коренными народами Кольского полуострова. После варварской бомбёжки города в 1854 году из города уехали практически все жители. Население города начало увеличиваться в начале XX века в связи с постройкой Мурманской железной дороги, Мурманского порта, а также самого Мурманска. В период с 1930 по 1990 года в Коле с небольшими изменениями в худшую или в лучшую сторону жили примерно 15 000 жителей. Так как город является спутником Мурманска, то в нём также живут и те люди, у которых не хватило денег на покупку квартиры в Мурманске, а работа у них находится в областном центре. Но с оттоком населения из Мурманска, который продолжается с 1990-х годов по наше время, из Колы также начали уезжать. В настоящее время прослеживается тенденция к дальнейшему снижению населения.
Численность населения проживающего на территории населённого пункта по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 10437 человек, из них 4770 мужчин (45,7 %) и 5667 женщин (54,3 %)[1][22].
В Коле есть три средних школы и несколько детских садов. Кроме того, в городе есть есть ПТУ и филиал Академии предпринимательства при правительстве Москвы.
В городе действует поликлиника и Кольская ЦРБ.
В городе есть Дом Культуры Кольского района. Ежегодно отмечается день города.
В соответствии с Уставом города, принятым решением Совета депутатов города Колы, глава города избирается Советом депутатов на 5 лет. В структуре местного самоуправления установлено 20 депутатов, а в аппарате Совета депутатов 4 должности, а также руководитель аппарата и три специалиста первой категории.
Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация Кольского района. Советом депутатов назначается также Глава администрации Кольского района. Он назначается на эту должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации, а также на срок полномочий Совета депутатов. Главой администрации МСУ является Чекрыгин Михаил Владимирович, а председателем Совета Депутатов — Кузьменко Регина Геннадьевна.
Глава администрации города Колы является Шаповалов Фёдор Григорьевич.
В Коле находятся все законодательные, исполнительные и судебные органы власти Кольского района. Главой администрации Кольского района является Чекрыгин Михаил Владимирович, а замещают его Алексеев Пётр Григорьевич, Лихолат Александр Павлович, Юрьева Ольга Алефтиновна.
Город административно на районы не делится.
Кола — бывший центр Кольского уезда, расположенный за Северным Полярным кругом, в зоне распространения вечной мерзлоты. Город расположен на стрелке слияния рек Колы и Туломы. В настоящее время является центром Кольского района Мурманской области. Недалеко от города расположен областной центр — Мурманск (12 километров от центра), также в 15 километрах находится посёлок городского типа Мурмаши с международным аэропортом «Мурманск», посёлки Молочный, Выходной и Зверосовхоз. Самая высокая точка города — гора Соловарка.
Расстояние от Колы до крупных городов (по автодорогам)[23] | ||||
---|---|---|---|---|
С-З | Мурманск ~ 12 км | Североморск ~ 32 км | С-В | |
З | Заполярный ~ 140 км |
|
В | |
Ю-З | Кандалакша ~ 236 км | Ю-В |
Город Кола находится в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +4:00. Кольское время отличается от поясного времени на два часа.
Город находится в атлантико-арктической зоне умеренного климата. Климат Колы формируется близостью Баренцева моря, влияние которого усиливает тёплое Северо-Атлантическое течение. Но хоть Кола и находится рядом с Мурманском, климат её всё равно имеет некоторые различия. Так, например, более холодная зима. Также реки Тулома и Кола в холодные зимы, в отличие от Кольского залива в Мурманске, замерзает. В остальном климат ничем не отличается от Мурманского.
Город расположен на слиянии двух рек — Кола и Тулома.
Эти реки имеют выход к Кольскому заливу.
Главная часть города расположена на стрелке слияния рек Колы и Туломы. Так как город был основан в 1517 году, а тогда на сопках не строили, его основная часть лежит в низине, а новая — на сравнительно ровных участках. В Коле самыми многоэтажными домами являются девятиэтажные. Основная застройка города — «хрущёвки» и панельные девятиэтажки. В районе железнодорожной станции «Кола» присутствуют полуразвалившиеся деревянные дома. В старой части города есть два старых здания постройки XIX века — здание бывшего уездного казначейства и здание церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Также присутствуют дома сталинской постройки.
Кола — центр Кольского района с небольшим населением. В городе широкого понятия «промышленность» нет. Основными отраслями промышленности Колы являются железнодорожные и автомобильные перевозки, а также пищевая промышленность. В состав последней отрасли промышленности входят: Кольский пивоваренный завод и Кольская макаронная фабрика. Эти фабрики выпускают пиво, лимонады, а также макароны.
В городе нет огромных торговых сетей, а, как и во всех маленьких городках, есть маленькие магазины.
Но недавно в городе появился крупный торговый гипермаркет «КиМ» сети «Сейд». В городе также есть торговый центр «Пассаж», расположенный в бывшем Доме культуры.
в Коле Ещё следует отметить магазин продуктов «Эконом +», который располагается в первом каменном здании на Кольском полуострове.
На реке Тулома имеются турбазы. Зимой можно покататься на лыжах, снегоходах. Организовывается охота. На реках Кола и Тулома возможна рыбалка на семгу и лосося.[источник не указан 270 дней][24]
В городе нет своего городского транспорта, перевозки осуществляются пригородными маршрутами из Мурманска и других городов, а также маршрутными такси.
В городе есть железнодорожная станция «Кола», которая является первой станцией после Мурманска. Мимо неё проходят с небольшой остановкой пассажирские поезда из Мурманска в Москву, Санкт-Петербург и многие другие города, а также идут пассажирские и товарные поезда из железнодорожной станции Никель-Мурманский. Также идут товарные поезда из Мурманска на юг.
Основные телекоммуникационные услуги в Коле включают в себя местную и внутризоновую телефонную связь, доступ к услугами междугородной и международной телефонной связи, доступ к сети Интернет по выделенным каналам (ADSL, Ethernet, Metro Ethernet, FTTB) и с помощью коммутируемого соединения, объединение корпоративных сетей. Операторы связи Колы и Кольского района — ОАО «Поларком», ОАО «Ростелеком», ОАО «Северо-Западная компания по телекоммуникациям и информатике», ЗАО «Петерстар», ОАО «Мурманские МультиСервисные Сети», ОАО «Колателеком».
В городе, как и на территории района и области, работают 4 оператора сотовой связи стандарта GSM и 1 стандарта CDMA 2000:
В честь Колы назван Кольский полуостров и Кольский проспект в Мурманске.
Кола (город).