Комплекс Учебной Вычислительной Техники

22-08-2023

Содержание

КУВТ (комплекс учебной вычислительной техники; также КВУ — комплекс вычислительный учебный) — форма применения вычислительной техники в образовательных учреждениях, например в школах.

Представляет собой совокупность технических и программных средств, ориентированных на обучение и практическую работу по основам информатики и вычислительной техники, разработку обучающих программ по другим дисциплинам, выработку навыков применения вычислительной техники в различных областях учебной, производственной, научной и экономической деятельности, а также для использования ЭВМ в учебном процессе.

История

Первые компьютерные классы в СССР появились в 1983 году.[1]

Массовая информатизация отечественного образования началась в 1985 году, после государственной реформы образования 1984 года и введения в её рамках нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Весной 1985 года было принято постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». В том же году начались первые поставки компьютеров в учебные заведения. Основной формой оборудования стал КУВТ — комплекс из 8—15 компьютеров, объединённых в локальную сеть. Никаких стандартов на состав КУВТ на тот момент не существовало, оснащение образовательных учреждений также долгое время велось достаточно бессистемно. В результате, было создано большое количество КУВТ на базе различных бытовых и персональных компьютеров, как отечественных, так и зарубежных. Все эти КУВТ не были совместимы между собой аппаратно и программно.

Эксплуатация КУВТ разных типов продолжалась до начала 1990-х годов. В начале 1990-х в образовательные учреждения были осуществлены первые поставки КУВТ на базе IBM PC-совместимых компьютеров, и на протяжении 1990-х годов вырабатывались общие стандарты. В настоящее время применяются только КУВТ на основе современных IBM PC-совместимых компьютеров.

Описание

В состав КУВТ входят АРМП (автоматизированное рабочее место преподавателя) и до 20 штук АРМУ (автоматизированное рабочее место ученика), объединённые в локальную сеть. Под автоматизированным рабочим местом (АРМ) подразумевается комплекс аппаратных и программных средств — сам компьютер, периферийные устройства и необходимое программное обеспечение.

АРМП обычно отличается наличием большего количества периферийных устройств, лучшей комплектацией. В частности, в большинстве ранних КУВТ накопитель информации (дисковод или жёсткий диск) и принтер присутствовали только в составе АРМП. В этом случае программы для АРМУ загружались с АРМП по локальной сети.

Список КУВТ

КУВТ ДВК

Включал в себя 12 или 13 АРМУ на базе компьютеров ДВК-1 и АРМП на базе ДВК-2М. В состав АРМП также входило печатающее устройство и накопитель на гибком магнитном диске (НГМД-6022). В поставляемом комплекте не было предусмотрено средств для организации локальной сети, что являлось большим недостатком данного КУВТ. Специалисты, эксплуатирующие этот комплекс, были вынуждены самостоятельно создавать аппаратные и программные средства для решения этой проблемы.

КУВТ-86

Применялся с 1986 года. Включал в себя до 12 АРМУ на базе компьютеров БК-0010Ш и АРМП на базе компьютера ДВК-2МШ. ДВК-2МШ комплектовался двумя платами шестиканальных контроллеров телеграфных каналов, каждый БК-0010Ш имел блок последовательного интерфейса ИРПС и подключался к ДВК по отдельному кабелю. АРМУ комплектовались телевизором для использования в качестве монитора, а также бытовым кассетным магнитофоном и блоком связи для подключения к локальной сети. Также в комплект входила система соединительных кабелей, системное ПО и ПО для организации связи компьютеров по локальной сети.

КУВТ-87

Разрабатывался с использованием компьютеров БК-0011, при этом в качестве РМУ и РМП использовались однотипные компьютеры, что позволяло существенно повысить надежность комплекса. Компьютеры соединялись в кольцо. РМП снабжался печатающим устройством и накопителем на магнитных дисках.

КУВТ «Агат»

Применялся с 1986 года. Включал в себя 12 или 16 компьютеров «Агат», укомплектованных цветными или чёрно-белыми мониторами, и одним или двумя принтерами.

КУВТ IBM

Поставлялись в СССР с 1990 года. Изначально содержали рабочие места на базе нескольких компьютеров IBM PS/2 Model 30-286 (на базе i80286), объединённых в локальную сеть. Впоследствии применялись более современные модели компьютеров.

КУВТ Корвет

Применялся с 1988 года. Включал в себя АРМП на базе компьютера ПК8020, имеющего два накопителя на гибких дисках Электроника МС5311/МС5313, и до 15 АРМУ на базе компьютеров ПК8010. В комплект также входили средства для организации локальной сети, АРМП могло дополнительно комплектоваться принтером.

КУВТ УКНЦ

Разработан в 1987 году, производство началось с конца 1987 года. Предназначался для использования в школах, ПТУ и других учебных заведениях для обучения основам информатики и вычислительной техники и был призван заменить КУВТ-86. Состоял из АРМП и 2-12 АРМУ на базе микро-ЭВМ «Электроника МС-0511» (УКНЦ), специально разработанных для применения в составе КУВТ. АРМП комплектовалось сдвоенным накопителем на гибких магнитных дисках («Электроника НГМД-6022», «Электроника МС-5309» либо «Электроника МС-5310») и принтером (D-100, Epson FX-800, Robotron СМ 6329.01 М). Все компьютеры комплектовались чёрно-белыми мониторами «Электроника МС-6105» или цветными мониторами «Электроника МС-6106». В комплект КУВТ также входил блок электропитания с напряжением 42 вольта, обеспечивающий питание всех компьютеров. Все компьютеры объединялись в локальную сеть (двухпроводная кольцевая, 57 600 бит/с, с контролем чётности).

КУВТ «Ямаха»

Применялся с 1985 года. Известно несколько модификаций этого КУВТ. Все они построены на базе бытовых компьютеров стандарта MSX японской компании Yamaha — YIS-503IIR, YIS-503IIIR, YIS-805/128R, поставлявшихся в СССР в 1985 и 1986 годах. Комплекты могли включать АРМП на базе YIS-805 и 9 АРМУ на YIS-503, либо 10 равноценных рабочих мест на YIS-805. КУВТ комплектовались цветными мониторами EIZO 8020 или монохромными EIZO 3010 (с зелёным цветом свечения), принтерами Star Gemini 10XR, средствами для организации локальной сети.

КУВТ Ириша

Компьютер «Ириша» разработан в середине 1980-х годов[2] и предназначался специально для обучения информатике в школах. КУВТ состоял из АРМП, в комплект которого также входили цветной монитор, НГМД и принтер, и нескольких АРМУ — обычно 8, 16 или 20 мест, с чёрно-белыми мониторами. В состав КУВТ также входили средства для организации локальной сети, общий источник питания и цветной телевизор с большой диагональю, на котором дублировалось изображение с АРМП.

КУВТ Поиск

Строились на основе IBM-PC-совместимых компьютеров Поиск-1, комплекс использовал локальную сеть. В качестве машины преподавателя использовались либо Поиск-2, либо Поиск-1 с дополнительными платами расширения (памяти, доступа к НГМД, в отдельных случаях и к НЖМД).

Другие КУВТ

Помимо вышеперечисленных КУВТ, известно о существовании КУВТ на базе компьютеров Правец, Пълдин, Гамма, Daewoo (MSX), Спектр, Немига, Беста-88, Искра-1031, Криста, Кедр, Мазовия, ЕС-1840, ЕС-1841, Башкирия-2М.

Существовали как минимум два КУВТ на базе Acorn в качестве РМУ и PC/XT в качестве РМП, установленные в Научно-исследовательском институте школьного оборудования и технических средств обучения (НИИШОТСО).

Примечания

  1. Зеленоградские бытовые и школьные компьютеры. Инициатива наказуема исполнением // Электроника: Наука, технология, бизнес. — 2008. — № 7. — С. 96-107.
  2. Описание компьютера опубликовано в журнале «Микропроцессорные средства и системы» (№ 3, 1985).

Литература

  • Г. И. Фролов, В. А. Шахнов, Н. А. Смирнов. МикроЭВМ. В 8 книгах: Практическое пособие / Под редакцией Л. Н. Преснухина. Книга 8. МикроЭВМ в учебных заведениях. — Москва: Высшая школа, 1988.

Ссылки

  • Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы.
  • Справка к вопросу «О программе информатизации в Российской Федерации в 1994—95 гг.».


Комплекс Учебной Вычислительной Техники.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47