Куа́уте́мок (науатль Cuāuhtémōc, «Нисходящий Орёл», между 1495 и 1502—1525). В старой русской литературе именовался также Гватемотсин или Гвамазин (от Cuāuhtémōctzīn, «Господин Нисходящий Орёл»). Последний тлатоани государства ацтеков из династии Акамапичтли, племянник Монтесумы II, был женат на его дочери Течуишпо. Сделался правителем в результате «Ночи печали».
Обстоятельства жизни
О ранней его биографии сведений почти нет. Занял пост правителя после кончины Куитлауака от оспы, завезённой испанцами, в конце 1520 г. Начал подготовку к обороне Теночтитлана, однако после 80 дней боёв, 13 августа 1521 г. город пал под ударами армии Кортеса и около 150 тыс. его индейских союзников. Куаутемок был пленён в тот же день оруженосцами Гонсало де Сандоваля, и представ перед Кортесом, потребовал умертвить его. Эту историю описал сам Кортес в третьем отчёте Карлу V. Версии, приводимые Гомарой и Берналем Диасом, сильно отличаются друг от друга в деталях.
Кортес первое время обращался с Куаутемоком как с равным, будучи заинтересован в нём как в источнике легитимности собственной власти. Достаточно велики заслуги Куаутемока в строительстве нового города — Мехико. Однако к 1524 г. всё изменилось, к этому времени относится эпизод с пыткой Куаутемока, которого Кортес хотел заставить выдать золото Монтесумы, бесследно исчезнувшее в «Ночь печали». О мотивах этого поступка писал только Берналь Диас. У Гомары содержится следующая история: когда Куаутемок находился на пыточном станке, один из приближённых стал упрашивать его сдаться, и просить испанцев о снисхождении. Куаутемок насмешливо ответил, что наслаждается, как если бы лежал в ванне.[1] Романтики XVIII в. переделали сюжет, и фраза Куаутемока превратилась в: «А разве я возлежу на розах?» [2]
Пытка Куаутемока. Картина Леандро Исагирре, XIX в.
Куаутемок был прощён и вернулся к положению уважаемого дворянина на испанской службе. Он упорно отказывался креститься, по словам Когольюдо, принял Веру Христову только в день казни. Перес Мартинес указывает, что крестильное имя его было Эрнан де Альварадо Куаутемок (другие источники об этом умалчивают), и следовательно, его крёстными были сам Кортес и Педро де Альварадо.
В 1524 г. Кортес начал боевые действия против Кристобаля де Олида в Гондурасе. Армия его в основном состояла из ацтеков, поэтому при ставке Кортеса находился и Куаутемок, обеспечивая лояльность новых испанских подданных. Через год экспедиции, Кортес обвинил Куаутемока в заговоре и приговорил к повешению. Бернардино де Саагун со слов индейцев и Берналь Диас рассказывают эту историю совершенно по-разному.
После обретения Мексикой независимости, Куаутемок стал главным знаменем мексиканского национализма и символическим «дедом мексиканской нации» (по выражению Рамона Лопеса Веларде). В его честь назван город в штате Чиуауа, а также футбольный стадион в Пуэбле.
Примечания
- ↑ López de Gómara, Francisco (1552) Historia de la conquista de México, cap.CXLVI Como dieron tormento a Cuahutimoc para saber del tesoro. ed.Porrúa ISBN 970-07-7021-4
- ↑ Jean-Jacques Rousseau, la Pléiade, tome III, 1752, p. 91
Источники
- Carrillo de Albornoz, José Miguel, Moctezuma, el semidiós destronado — Espasa-fórum, Espasa-Calpe, 2004 ISBN 84-670-1415-6.
- Cortés, Hernán, Cartas de relación de la conquista de México— Colección Austral, Espasa-Calpe, 5ª ed. Madrid 1970.
- Díaz del Castillo, Bernal. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España— Colección Austral, Espasa-Calpe, 3ª ed. Madrid 1975.
- Madariaga, Salvador de. Hernán Cortés— Grandes biografías. Planeta de Agostini, Madrid 1995 ISBN 84-395-3817-0
- Miralles, Juan, Hernán Cortés, inventor de México— Tiempo de memoria, Tusquets, 4ª ed. Barcelona 2002 — ISBN 84-8310-758-9.
- Prescott, William H., Historia de la Conquista de México— Papeles del tiempo, Antonio Machado Libros Madrid 2004 ISBN 84-7774-237-5.
- Toscano, Salvador. Semblanza de Cuauhtémoc. México, Fondo de Cultura Económica.
Ссылки
- Эрнан Кортес. Отступление из Теночтитлана. Начало кампании 1521 г. (глава из книги «Падение Теночтитлана» Кинжалов Р. В., Белов А. М., ред. Струве В. В. где сообщается о героическом сопротивлении ацтеков под руководством Куаутемока)
- Cuauhtémoc, el águila que desciende — Semblanza del último Tlatoani tenochca
- David Alfaro Siqueiros, «Monumento a Cuauhtémoc: el tormento» (1951)
- «Tras los restos de Cuauhtemoc»
- Ichcateopan y los restos de Cuauhtémoc. Artículo de Eduardo Matos Moctezuma en Arqueología Mexicana
Ацтеки |
Предыстория |
Акольхуа | Тольтеки | Чичимеки |
|
Города и регионы |
Аскапоцалько | Коатлинчан | Теночтитлан | Тлателолько | Тескоко |
Правители Теночтитлана |
Теноч (? — ок. 1350) | Акамапичтли (1376—1395) | Уицилиуитль (1395—1417) | Чимальпопока (1417—1427) | Ицкоатль (1427—1440) | Монтесума I (1440—1469) | Ашаякатль (1469—1481) | Тисок (1481—1486) | Ауисотль (1486—1502) | Монтесума II (1502—1520) | Куитлауак (1520) | Куаутемок (1520—1521) |
Соперники и соседи |
Кускатлан | Миштеки | Отоми | Сапотеки | Тараски | Тлашкальтеки | Акольхуа |
Войско, оружие |
Армия | Оружие | Полководцы | Тактика | Цветочные войны | Копьеметалка | Воины-орлы | Воины-ягуары |
Общество, семья, экономика |
Право | Экономика | Образование | Семья | Община | Дороги | Ирригация | Каналы | Торговля | Земледелие | Скотоводство | Керамика |
Мифология и религия |
Мифология ацтеков | Жертвоприношения ацтеков | Ацтлан | Толлан Истаксиуатль | Миктлан | Попокатепетль | Сенцон Тоточтин | Тональпоуалли | Тонатиу | Топильцин Се Акатль Кецалькоатль | Чикомосток | Кетцалькоатль | Коатликуэ | Мишкоатль | Сипактли | Тлалок | Уицилопочтли | Чак | Эхекатль | Ометеотль | Месоамериканская игра в мяч | Темпло Майор | День Мёртвых |
Язык, письменность, источники |
Астекское письмо | Астекские языки | История народа чичимеков | Ацтекские кодексы | Кодекс Борджиа | Кодекс Ботурини | Кодекс Мальябекки | Кодекс Мендоса | Кодекс Теллериано-Ременсис | Тринадцатое сообщение | кодекс Аскатитлан | Бурбонский кодекс | Ватиканский кодекс A (3738) | кодекс Вейтия | кодекс Коскатцин | карта Куаутинчана | кодекс Тудела | кодекс Иштлильшочитль | кодекс Рамирес | кодекс Обен | кодекс Осуна | анналы Тлателолько | кодекс Уэшоцинко | Флорентийский кодекс | кодексе Чимальпопока | кодекс Шолотль | Libellus de medicinalibus indorum herbis |
Науки, философия |
Философия | Математика | Астрономия | Календарь | Камень Солнца | Тональпоуалли | Система счёта, мер и весов ацтеков |
Культура, искусства, литература |
Музыка | Песни | Театр | Поэзия | Литература | Скульптура | Статуя Коатликуэ | Архитектура | Живопись | Ткачество |
Разное (быт, личности, другое) |
Альтепетль | Кухня ацтеков | Одежда ацтеков |Тлатоани | Тройственный союз ацтеков | Чинампы | Пульке | Шолоицкуинтли |
Конкиста и ранний колониальный период |
Конкистадоры |
Альварадо, Педро де | Эрнан Кортес | Грихальва, Хуан де | Васкес де Коронадо, Франсиско | Кабрильо, Хуан Родригес | Агильяр, Херонимо де | Сандоваль, Гонсало де |
Хронисты, историки, лингвисты |
Акоста | Берналь Диас | Бернардино де Саагун | Мотолиниа | Гомара | Иштлильшочитль | Кирога | Помар | Чимальпаин |
Губернаторы |
Мендоса, Антонио де | Фуэнлеаль, Себастьян де |
События |
Испанское завоевание ацтеков | Ночь печали | Осада Теночтитлана |
См. также: Доколумбовы цивилизации | Месоамериканская хронология |