Курьер (фильм, 1986)

17-10-2023

Курьер
Жанр

трагикомедия

Режиссёр

Карен Шахназаров

Автор
сценария

Александр Бородянский

В главных
ролях

Фёдор Дунаевский
Анастасия Немоляева

Оператор

Николай Немоляев

Композитор

Эдуард Артемьев

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

88 мин

Страна

 СССР

Год

1986

IMDb

ID 0091364

«Курье́р» — фильм времён перестройки по одноимённой повести Карена Шахназарова.

Фильм снят на плёнке Шосткинского п/о «Свема» на киностудии «Мосфильм» в 1986 году. Премьера состоялась 29 декабря 1986 года.

Позже фильм был реставрирован киноконцерном «Мосфильм» цифровым способом в 2008 году. Материалы для реставрации были предоставлены «Госфильмфондом России».

Содержание

Сюжет

Середина 1980-х годов. Родители Ивана Мирошникова, главного героя фильма, развелись, когда ему было 15 лет. После провала Ивана на вступительных экзаменах в пединститут мать подыскала сыну работу курьера в редакции научного журнала «Вопросы познания».

В первый рабочий день его отправляют доставить рукопись с пометками редакции профессору Кузнецову, известному специалисту по педагогике, публикующемуся в журнале. По дороге Иван встречает в метро своего друга Базина и после небольшого сатирического диалога они отправляются кататься на скейте. В итоге он опаздывает с доставкой рукописи к профессору на 3 часа.

Прибыв к тому домой, он знакомится с дочерью профессора Катей. Кате Иван нравится, и они быстро находят общий язык. Во время следующего визита за рукописью, дверь открывает мать Кати и приглашает Ивана присоединиться к обеду. Следует «обед», где, после очередного показного шутовства Ивана, профессор, рассказывая своей матери о молодёжи на примере личности Ивана, произносит: «Видите, всё принимается „в штыки“, из всего делается спектакль, шутовство возведённое в принцип. Нам ничего не нужно, мы всё сами знаем». И следом, обращаясь к курьеру, (как к представителю нового поколения) говорит фразу: «Я, мы, наше поколение, хочет знать: для кого мы жили и боролись? В чьи руки попадёт воздвигнутое нами здание?». На что Иван говорит: «А что вы собственно беспокоитесь?» и профессор в ответ на это интересуется: «Любопытно было бы узнать, молодой человек, те принципы, по которым вы собираетесь существовать в обществе». В ответ Кузнецову Иван высказывается эпатажно: «А принципы самые не сложные — хотелоcь бы иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. Да, ещё — поменьше работать … А если жениться? Ну, к примеру, обольщу вашу дочь, женюсь на ней, и — дело, можно сказать, в шляпе. У вас и связи имеются и денежки водятся, не захотите же вы сделать несчастной жизнь единственной дочери! Найдёте же возможность и в институт меня пристроить, и тёплое местечко выхлопотать…». Весь в возмущении, профессор выгоняет Ивана из своего дома, а Кате, после этого случая, Иван стал нравиться.

Молодые люди начали встречаться. Они знакомятся с друзьями друг друга, однако им обоим не удаётся вписаться в эти компании. Иван и его друзья — небогаты и проводят время в «бюджетных» развлечениях, а Катя — представитель «золотой молодёжи» с соответствующими интересами и ценностями.

В один из дней Иван гостит у Кати, когда её родня должна была быть на даче. Они вместе играют на пианино шутливую песенку, веселятся и хохочут, в то время как за ними незаметно наблюдают приехавшие отец Кати и его мать. Иван и Катя попадают в неловкое положение. Иван прощается с Катей и собирается уходить, но профессор зовет Ивана поговорить с ним с глазу на глаз. Профессор сообщает, что он настаивает на прекращении всех отношений со своей дочерью, поскольку Иван плохо на неё влияет, на что Иван сообщает, что Катя от него беременна, и просит у профессора её руки. Это неправда, но профессор верит словам Ивана. На следующий день Иван находит Катю возле МГУ и пытается извиниться за свою выходку, но выясняется, что Катя подтвердила родителям слова Ивана.

Когда Иван приходит с цветами домой к Кате, чтобы извиниться перед её семьёй, он, неожиданно для себя, присоединяется к гостям и близкому окружению Кузнецовых. Разговор у гостей заходит о современности и молодёжи. Один из гостей очень озабочен этой проблемой и ему интересно, чего хочет его сын. После этих разговоров профессор Кузнецов просит Катю спеть что-либо, например, «Соловья», чтобы расслабить атмосферу, на что она заявляет, что не хочет петь. Иван заявляет, что споёт он. Он поёт всерьёз и без шуток, но после его выступления, гость продолжает тему молодёжи и спрашивает Ивана: «Вот ты, что ты хочешь сделать в жизни? О чём, так сказать, ты мечтаешь?». Иван не успевает ответить — Катя подбирает момент, и развязно заявляет, о чём мечтает она. Сыграв ту весёлую песенку, которую они вместе играли с Иваном, пообезъянничав и сорвавшись, Катя убегает на улицу прочь от гостей.

Иван выбегает вслед за ней. Он находит её недалеко от дома, сидящей на скамейке. Он накрывает Катю своим пальто, подаренным ему отцом. И здесь Катя просит Ивана, чтобы он к ней больше не приходил и не звонил. На это Иван молча и грустно насвистывает песенку «Трава у дома». Тут приходит профессор, благодарит Ивана, успокаивает и забирает Катю с собой домой. Ведя её, он останавливается, поворачиваясь к Ивану с желанием что-то сказать, но ничего не произносит и уходит.

По дороге к дому Иван встречает своего друга Базина. В ходе беседы он дарит ему своё пальто и говорит мечтать о чём-нибудь великом, а не о пальто. Идя дальше, Иван останавливается и видит возвращающегося со службы «афганского» дембеля с обожжённым лицом и боевыми наградами — впереди самого Ивана ждёт служба в армии. На этом фильм заканчивается.

Отличия от книги

Экранизация весьма близка к книге. Есть только небольшие отличия.

  • В книге есть второстепенная сюжетная линия о писателе-фантасте, которая не отражена в фильме.
  • В книге есть очень яркое и красочное описание сна Ивана, способствующее пониманию сложного духовного мира главного героя, — но в фильме эта сюжетная линия фактически скомкана и практически не отражена.
  • В фильме после предложения спеть «Соловья» Алябьева его исполняет Иван Мирошников вместе с гостьей профессора Кузнецова (играет оперная певица Лариса Курдюмова). В книге романс начала петь Катя, но с перевранными словами: «Соловей мой, соловей, Ты мой чертов Бармалей!.. Соловей мой, соловей! Чтоб ты сдохнул, Бармалей!»
  • Когда профессор Кузнецов спрашивает, чем собирается зарабатывать Иван, тот заявляет, что собирается писать стихи и декламирует известные любому школьнику строки: «— Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». В книге же менее известные стихи Пушкина — «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я…»
  • В фильме Иван приглашает Катю на тусовку со своими дворовыми друзьями — в книге этот эпизод отсутствует.
  • В фильме отсутствует эпизод, когда Иван после первого разговора с Катей по телефону включает магнитофон, за что получает нагоняй от соседей.
  • В конце фильма Иван встречается пристальным взглядом с демобилизованным воином-танкистом с обожжённым лицом, вернувшемся с войны из Афганистана. В книге этого эпизода нет.
  • В фильме присутствует эпизод, когда Иван с Катей «хотят сделать ребенка» после того, как Иван сказал профессору, что Катя в положении. На следующий день, когда Иван извиняется перед Катей, она врёт ему, что тоже уже сказала, что ждёт ребенка. Они ходят и ищут место, где бы им «это сделать». В книге же такого нет — Иван просто извиняется перед Катей за всё то, что наговорил её отцу.

В ролях

Актёр Роль
Фёдор Дунаевский Иван Мирошников
Анастасия Немоляева  Катя Кузнецова
Олег Басилашвили  Семён Петрович Кузнецов, отец Кати
Алефтина (Алла) Евдокимова  Мария Викторовна Кузнецова, мать Кати
Евдокия Урусова  Агнесса Ивановна, бабушка Кати
Инна Чурикова  Лидия Алексеевна Мирошникова, мать Ивана
Андрей Вертоградов  Фёдор Иванович Мирошников, отец Ивана
Вера Сотникова  Наташа, любовница отца Ивана
Владимир Смирнов  Николай Базин, друг Ивана
Владимир Меньшов  Олег Николаевич, гость на дне рождения Кати
Лариса Курдюмова  гостья-певица на дне рождения Кати
Элеонора Зубкова  гостья на дне рождения Кати
Александр Панкратов-Чёрный  Степан Афанасьевич, главный редактор
Светлана Крючкова  Зинаида Павловна, секретарь редакции
Николай Корнаухов  работник отдела кадров
Сергей Чонишвили  Илья
Алика Смехова  Нина, подруга Кати
группа «Меркурий»

Награды

Саундтрек

Песни

Композиции

  • «Курьер» — Эдуард Артемьев
  • «Rockit» — B.T. & The City Slickers (обработка классического трека Херби Хэнкока) (звучит по ходу фильма и в финале, когда молодёжь танцует на улице брейк. Эта версия трека выпускалась лишь один раз в 1984-м году на американском сборнике «Electric Breakdance»)
  • «Костёр» — «Машина времени» (главный герой наигрывает на гитаре, перед тем как спеть дуэтом с мамой «Траву у дома»)
  • «Say You’ll Never» — Lian Ross
  • «Shannon’s Eyes» — Giorgio Moroder & Paul Engemann
  • «Somebody» — Bobby Orlando

Съёмочная группа

В Викицитатнике есть страница по теме
Курьер (фильм, 1986)

По титрам:

Интересные факты

  • В конце фильма Иван видит дембеля, вернувшегося с войны из Афганистана. На его кителе видны медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Внешний вид демобилизованного солдата абсолютно правдоподобен. Точно воспроизведены детали дембельской формы одежды: выгнутая кокарда, неуставные аксельбанты и офицерские петлицы.

Ссылки

  • Повесть «Курьер» в библиотеке Мошкова
  • Рецензия А.Федорова на фильм «Курьер»
  • Карьера курьера
  • «Курьер» на сайте «Кино России»
  • «Курьер»  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Фильм «Курьер» на партнерском канале «Мосфильма» на сайте Youtube.
  • Страница фильма в Facebook.

Курьер (фильм, 1986).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47