14-06-2023
Фриц Ланг | |
Fritz Lang | |
Фриц Ланг (справа) и оператор Курт Курант на съёмках 1929 |
|
Имя при рождении: |
Фридрих Кристиан Антон Ланг |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Профессия: | |
Карьера: |
1919—1960 |
Направление: | |
IMDb: |
ID 0000485 |
Фриц Ланг, полное имя Фридрих Кристиан Антон Ланг (нем. Friedrich Christian Anton Lang; 5 декабря 1890, Вена, Австро-Венгрия — 2 августа 1976, Беверли-Хиллз, Калифорния, США) — немецкий кинорежиссёр, после 1933 года живший и работавший в США. Один из величайших представителей немецкого экспрессионизма, Ланг снял самый крупнобюджетный фильм в истории немого кино («Метрополис», 1927) и предвосхитил эстетику американского нуара («Город ищет убийцу», 1931). Фриц Ланг известен также историями о преступных психиатрах-гипнотизёрах Калигари (работа над сценарием) и Мабузе (режиссура всей трилогии).
Содержание |
Фридрих Кристиан Антон Ланг родился 5 декабря 1890 в Вене в семье архитектора Антона Ланга и его жены Паулы, урождённой Шлезингер. Родители Ланга были выходцами из Моравии, католиками. Мать-еврейка приняла католичество, когда Фрицу было десять лет. Она серьёзно относилась к вере и воспитала сына в традициях католицизма.
После окончания народной и реальной школы Ланг, который с детства занимается рисованием, поступает в 1907 на архитектурный факультет Высшей технической школы, которую бросает после первого семестра. В 1908 изучает живопись в Академии графических искусств в Вене, а с 1911 года в Мюнхене — в государственной художественной школе Юлиуса Дица. В 1913—1914 в Париже посещает школу живописи Мориса Дени и Академию Жюльена.
После начала Первой мировой войны ему удаётся вернуться в Вену. 12 января 1915 он записывается добровольцем в артиллерийскую дивизию № 13. На фронте трижды ранен, контужен. В 1918 году признан негодным к продолжению воинской службы, демобилизован в чине лейтенанта.
Ещё в госпитале Ланг начинает писать киносценарии, по которым сняты такие фильмы, как «Хильда Уоррен и Смерть» Джоэ Мая (Hilde Warren und der Tod, 1917) и «Чума во Флоренции» Отто Рипперта (Die Pest in Florenz, 1919).
В августе 1918 года Ланг знакомится с берлинским кинопродюсером Эрихом Поммером, который приглашает его в качестве штатного сценариста киностудии «Decla».
В 1920, работая на фирме «May-Film GmbH», он знакомится с писательницей и сценаристкой Теа фон Харбоу, с которой сотрудничает до 1933. Первая жена Ланга Элизабет Розенталь умирает 25 сентября 1920. В качестве причины смерти врач записывает в протокол: «несчастный случай, выстрел в грудь». 26 августа 1922 Ланг и Харбоу сочетаются законным браком. Вскоре после свадьбы Ланг получает немецкое гражданство.
Первой самостоятельной режиссёрской работой Ланга становится фильм «Харакири» (Harakiri, 1919). Следующие его фильмы развивают романтические и экспрессионистские мотивы. При этом Ланг обычно тяготеет к развернутым многочасовым постановкам. «Пауки» (Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See, 1919; Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff, 1920) — приключенческая драма о поисках сокровища затерянной цивилизации. «Усталая смерть» (Der Müde Tod, 1921) — философско-лирическая притча о любви, пытающейся победить смерть. «Доктор Мабузе — игрок» (Dr. Mabuse, der Spieler, 1922) — масштабная детективная драма по роману Норберта Жака о сверхпреступнике. «Нибелунги» (Die Nibelungen: Siegfried, 1924; Die Nibelungen: Kriemhilds Rache, 1924) — эпическая фантазия по мотивам древнегерманской саги о Зигфриде. «Метрополис» (Metropolis, 1927) — знаменитая антиутопия, оказавшая огромное влияние на развитие социальной и научной фантастики XX века. «Женщина на Луне» (Frau im Mond, 1929) — первый в мире фильм о космическом полёте, поставленный с учётом научных и технических представлений о возможности такого предприятия.
Первый звуковой фильм Фрица Ланга, детективная трагедия «М» (M, 1931), рассказывает о маньяке-детоубийце, поймать которого пытается не только полиция, но и синдикат преступников. Это один из самых знаменитых фильмов в истории кино. Его последний немецкий фильм, «Завещание доктора Мабузе» (Das Testament des Dr. Mabuse, 1933), был запрещён 29 марта 1933 берлинской цензурой под председательством правительственного советника Циммерманна.
20 апреля 1933 Ланг разводится с Теа фон Харбоу и спустя некоторое время уезжает в Париж, где ставит мистико-фантастическую драму «Лилиом» (Liliom, 1934) по пьесе Ференца Мольнара.
1 июня 1934 он заключает контракт с Метро-Голдвин-Майер и 6 июня покидает Европу.
В Голливуде после ряда отклонённых проектов Ланг начинает новый период своей карьеры фильмом «Ярость» (Fury, 1936), своего рода парафразом «М». 14 августа 1939 Ланг получает американское гражданство.
В 1956 он впервые посещает ФРГ, обсуждает несколько проектов, но без конкретных планов возвращается в Беверли-Хиллз. В конце 1957 откликается на предложение немецкого продюсера Артура Браунера и ставит фильмы «Индийская гробница» (Das Indische Grabmal, 1958) и «Тысяча глаз доктора Мабузе» (Die tausend Augen des Dr. Mabuse, 1960). В 1963 Ланг играет самого себя в фильме Жана-Люка Годара «Презрение» (Le mepris). В 1964 — председатель жюри Каннского кинофестиваля.
В 1971 тайно женится на Лили Латтэ, секретарше, ассистенте, спутнице жизни, с которой познакомился в начале 30-х.
Фриц Ланг умер в Беверли-Хиллз 2 августа 1976. Похоронен на Голливудских холмах.
В 2007 Артём Деменок снял в Германии документальный фильм «Фриц Ланг».
Год | Название | Оригинал | Описание |
---|---|---|---|
1919 | Полукровка | Halbblut | Утерян |
1919 | Властелин любви | Herr der Liebe | Утерян |
1919 | Харакири | Harakiri | По "Мадам Баттерфляй" |
1919 | Пауки. Часть 1: Золотое озеро | Die Spinnen, 1. Teil — Der Goldene See | Приключенческий фильм о послании в бутылке и потерянных сокровищах. Был утерян до 1970-х |
1920 | Пауки. Часть 2: Бриллиантовая лодка | Die Spinnen, 2. Teil — Das Brillantenschiff | |
1920 | Блуждающий образ | Das wandernde Bild | Сохранился не полностью. Мелодрама. |
1921 | Четверо вокруг женщины | Vier um die Frau | Мелодрама |
1921 | Усталая Смерть | Der Müde Tod | Экспрессионистическая история, где Смерть является действующим лицом. |
1922 | Доктор Мабузе, игрок | Dr. Mabuse, der Spieler | 1-й фильм режиссёра о его любимом персонаже, гениальном воре (4 часа) |
1924 | Нибелунги | Die Nibelungen: Siegfried, Die Nibelungen: Kriemhilds Rache | Экранизация классического эпоса |
1927 | Метрополис | Metropolis | Легендарный фильм о мире будущего и женщине-роботе |
1928 | Шпионы | Spione | Шпионский триллер |
1929 | Женщина на Луне | Frau im Mond | Научная фантастика |
1931 | М (Город ищет убийцу) | M | Психологический триллер о маньяке-убийце детей. Первый звуковой фильм режиссёра |
1933 | Завещание доктора Мабузе | Das Testament des Dr. Mabuse | |
1934 | Лилиом | Liliom | Фантазийная сказка о переселении душ. |
1936 | Ярость | Fury | Молодого человека линчуют по ошибке. Он выживает в пожаре и мстит жителям оскорбившего его города |
1937 | Жизнь даётся один раз | You Only Live Once | О трагической любви осужденного преступника и помощницы прокурора. |
1938 | Ты и я | You and Me | О паре преступников |
1940 | Возвращение Фрэнка Джеймса | The Return of Frank James | Вестерн о брате Джесси Джеймса |
1940 | Вестерн-Юнион | Western Union | Вестерн |
1941 | Охота на человека | Man Hunt | Триллер о человеке, за которым охотятся нацисты и Пятая колонна в Британии |
1942 | Moontide | Драма о человеке, который боится, что признался в убийстве, пока был пьян | |
1943 | Палачи тоже умирают! | Hangmen Also Die! | Триллер, вымышленная история обстоятельств того, как нацисты ищут убийцу Гейдриха, а соотечественники его прячут. |
1944 | Министерство страха | Ministry of Fear | Шпионский триллер, экранизация романа Грэма Грина |
1944 | Женщина в окне | The Woman in the Window | Триллер о любви профессора к роковой красотке |
1945 | Улица греха | Scarlet Street | Фильм-нуар о грехопадении простого человека |
1946 | Плащ и кинжал | Cloak and Dagger | Шпионский триллер об операции в Европе во время войны |
1948 | Тайна за дверью | Secret beyond the Door | Психологический триллер на мотив Синей Бороды |
1950 | Дом у реки | House by the River | Триллер о семье, которая живёт в доме над рекой, наводнении и убийстве служанки |
1950 | Американские партизаны на Филиппинах | American Guerrilla in the Philippines | Военный фильм |
1952 | Пресловутое ранчо | Rancho Notorious | Вестерн о поиске героем убийцы любимой девушки |
1952 | Стычка в ночи | Clash by Night | Драма о жизни в небольшом городке |
1953 | Голубая гардения | The Blue Gardenia | Детектив в жанре нуар |
1953 | Сильная жара | The Big Heat | Детектив-нуар о расследовании смерти полицейского |
1954 | — Человеческое желание | Human Desire | Адаптация романа Эмиля Золя |
1955 | Мунфлит | Moonfleet | Готическая мелодрама о Британии XVIII века |
1956 | Пока город спит | While the City Sleeps | Драма |
1956 | За пределами разумного сомнения | Beyond а Reasonable Doubt | Фильм-нуар |
1959 | Бенгальский тигр | Der Tiger von Eschnapur | Приключенческий фильм об Индии |
1959 | Индийская гробница | Das Indische Grabmal | Продолжение предыдущего |
1960 | Тысяча глаз доктора Мабузе | Die Tausend Augen des Dr. Mabuse |
Ланг, Фриц.