Лейли и Меджнун (опера)

25-06-2023

Опера
Лейли и Меджнун
Leyli və Məcnun
لیلی و مجنون

Первая афиша «Лейли и Меджнун», Баку, 1908 год
Композитор

Узеир Гаджибеков

Автор(ы)
либретто

Узеир Гаджибеков
Джейхун Гаджибеков

Источник сюжета

поэма Физули «Лейли и Меджнун»

Жанр

трагедия

Количество действий

5

Год создания

1907

Первая постановка

12 (25) января 1908

Место первой постановки

Театра Г. З. Тагиева, Баку

«Лейли́ и Меджну́н» (азерб. Leyli və Məcnun, لیلی و مجنون) — первая азербайджанская опера, написанная Узеиром Гаджибековым в 1907 году[1]. Основана на трагедии Физули «Лейли и Меджнун». Первая опера на мусульманском Востоке[2].

Содержание

История оперы

Создание и первая постановка

Автор оперы «Лейли и Меджнун» — Узеир Гаджибеков в 1908 году

Опера написана в 1907 году. Либретто оперы было написано Узеиром Гаджибековым и его братом Джейхуном[3]. В последние дни 1907 года репетиции оперы, по предложению близкого друга Узеира Гаджибекова Имрана Касумова (первого, кто сыграл роль отца Лейли), проходили в его просторной квартире[1]. Первая постановка оперы «Лейли и Меджнун» состоялась 12 (25) января 1908 в помещении театра азербайджанского нефтепромышленника Г. З. Тагиева в Баку. Режиссёром первой постановки был Гусейн Араблинский, дирижировал Абдуррагим-бек Ахвердиев. В ролях выступили: Гусейнкули Сарабский (Меджнун), Абдуррахман Фараджев (Лейли), Дж. Дагестани (Ибн Салам), Мирмахмуд Казимовский (мать Меджнуна), Мирза Мухтар (отец Меджнуна), Имран Касумов (Кенгерли) (отец Лейли), Дж. Везиров (мать Лейли). Соло на таре исполняли Курбан Пиримов и Ширин Ахундов. Сам Узеир Гаджибеков исполнял партию на скрипке в оркестре. Позднее Г. Сарабский в изданных им в 1930 году воспоминаниях пишет:

«…После этой постановки многие стали называть меня Меджнуном. Я дорожил этим именем, я гордился им. Народ, встречавший раньше меня на улице с усмешкой, теперь принимал с уважением и любовью…»[4]

(Г. Сарабский, Воспоминания)

Оперой Узеира Гаджибекова «Лейли и Меджнун» была заложена основа азербайджанской оперы. Композитор стал основоположником жанра мугам-оперы. Впоследствии он вспоминал:

В то время я, автор оперы, знал лишь основы сольфеджио, но не имел никакого представления о гармонии, контрапункте, музыкальных формах... Тем не менее успех «Лейли и Меджнун» был большой. Он объясняется, по моему мнению, тем, что азербайджанский народ уже ожидал появления на сцене своей, азербайджанской оперы, а в «Лейли и Меджнун» сочетались подлинно народная музыка и популярный классический сюжет.[5]

.

Узеир Гаджибеков остановил выбор на поэме Физули «Лейли и Меджнун» и на жанрах народной музыки, что положительно повлияло на восприятие произведения в мусульманском обществе.

Дальнейший успех оперы

Тридцать лет подряд опера «Лейли и Меджнун» ставилась каждый сезон. Первая постановка оперы за пределами Азербайджана прошла в Тифлисе[6]. Новые постановки оперы осуществлялись режиссёрами С. Дадашевым (1935, 1958), М. Мамедовым (1955, 1976), Ф. Сафаровым (1994). В главных ролях выступали А. Садыгов, Г. Гаджибабабеков, А. Алиев, Б. Гашимов, Г. Аскеров, Дж. Акперов, А. Бабаев, А. Касумов (Меджнун), С. Каджар, Агигат Рзаева, Г. Гасанова, Рубаба Мурадова, С. Кадымова, 3ейнаб Ханларова, Н. Мамедова. С. Исмайлова, Г. Кулиева (Лейли) и др. Композитору Н. Аливердибекову принадлежит новая оркестровая редакция оперы. Либретто оперы было впервые издано в 1912 году в Баку типографией братьев Оруджевых. Клавир оперы издан в 1959 году, партитура — в 1983 году (главный редактор Кара Караев, редактор Н. Аливердибеков, автор предисловия и комментариев 3. Сафарова)[1].

В дальнейшем опера была поставлена на сценах многих городов мира. Произведение Узеира Гаджибекова исполнялось в таких городах, как[7][8][9][10]:

В 2008 году согласно Распоряжению Президента Азербайджанской Республики в Азербайджане официально отмечалось 100-летие создания оперы[10]. В этом же году 100-летний юбилей оперы был отмечен в рамках ЮНЕСКО[11]. За прошедшее время (до 2009 года) опера была поставлена более 20 000 раз[11][12]. 23 ноября 2008 года в столице Катара городе Доха состоялась мировая премьера мультимедийной аранжировки оперы «Лейли и Меджнун» в исполнении ансамбля Йо-Йо Ма как с участием западных, так и восточных музыкантов[13].

В следующем году «Лейли и Меджнун» стала частью программы проекта «Шёлковый путь» известного виолончелиста Йо-Йо Ма, с использованием традиционных восточных инструментов, а также с участием известного вокалиста, исполнителя мугама Алима Гасымова и его дочери Фарганы Гасымовой. Консультантом проекта являлся этномузыковед, профессор Университета Индианы и Бакинской музыкальной академии Аида Гусейнова[14].

Содержание

Программа первой постановки оперы. 1908 год

В первой редакции опера состояла из 5 актов и 6 картин, впоследствии из 4 актов, 6 картин. «Лейли и Меджнун» Узеира Гаджибекова является первой оперой созданной на основе синтеза классической оперной музыки и азербайджанского мугама. При написании оперы автор использовал следующие виды мугама: сейгях, мансурийа, чахаргях, шур, симаи-шэмс, сарендж, раст, шуштер, харидж-сейгях. [15]

Главные роли/голоса

Персонажи Голоса
Лейли сопрано
Меджнун тенор
Мать Меджнуна сопрано
Отец Меджнуна тенор
Мать Лейли меццо-сопрано
Отец Лейли баритон
Ибн-Салам тенор
Новфель баритон
Зейд тенор
1-й араб тенор
2-й араб тенор

Действие первое

«Первый Меджнун» оперы (играет Г. Сарабский) в 1909 году

Меджнун ждет появления Лейли находясь на лужайке перед школой. При появлении Лейли, Гэйс (Меджнун) признается ей в любви. Любовь взаимна — и Лейли также признается в любви Гэйсу (Меджнун), на что в ответ, оба героя слышат голос хора, предупреждающий их о наказании со стороны родителей. После чего Лейли уходит и Гэйс (Меджнун) остается один. Далее начинается диалог Гэйса (Меджнуна) с его родителями о его любви к Лейли и мольбы о сватовстве. Он сообщает родителям о том, что он сходит с ума и стал Меджнуном — влюбленным без ума. В ответ на это отец обещает, что пойдет сватать Лейли для сына сам.

Действие второе

Второе действие начинается с хора девушек, олицетворяющего общественное мнение, в форме обращения в матери Лейли. Мать девушки слышит слова о том, что первая любовь Лейли является позором для семьи, что плохие слухи уже распространились в народе и срочно надо спасать репутацию семьи. Мать Лейли решает узнать больше о новом женихе дочери. В ответ она слышит отрицательное мнение знакомых и родственников, называющих Гэйса сумасшедшим — то есть Меджнуном.

Он Меджнун, он одержим,
И смеются все над ним,
Разве он подстать Лейли,
Чтоб ему отдать Лейли
Нет — нет — нет
Вот наш совет…[16]

На следующий день родители Меджнуна идут в дом к родителям Лейли, сватать невесту, на что, отец Лейли отвечает отказом. В то же время, он дает согласие на замужество дочери другим сватам — от богатого и знатного Ибн-Салама.

Действие третье

Сцена «После боя» из оперы «Лейли и Меджнун». 1935 год. Худ. Р. Мустафаев

В то время, как в доме Ибн-Салама гости поздравляют его, Меджнун плачет от горя на улице, потеряв надежду. В этот момент Лейли и Ибн-Салам спорят о любви Лейли и Меджнуна. Ибн-Салам заявляет девушке, что мол пора ей забыть о Меджнуне так же, как и «он забыл о любви этой». Лейли на это отвечает, что она любит Меджнуна, и просит Ибн-Салама повременить со свадьбой, в надежде на то, что вскоре «угаснет эта любовь».

Действие четвертое

В лесу незадолго до рассвета. Действие происходит на фоне горы вдали. Лейли гуляет по саду слушая пение соловья и думая о Меджнуне. В то же время, отец Меджнуна, впавшего в недуг от любви к Лейли просит о помощь прохожих. Он сообщает им о неизлечимом недуге единственного сына — о любви Меджнуна к Лейли.

Примечания

  1. ↑ Опера "Лейли и Меджнун"  (рус.). Электронная энциклопедия Узеира Гаджибекова.
  2. 100th anniversary of the first opera in the East: «Leyli and Majnun» (1908). Хронологический первые оперы в музыкальной истории всего Востока были [1]
  3. Mattew O'Brien. Uzeir Hajibeyov and his role in the developement of musical life in Azerbaijan / Edited by Neil Edmunds. — Routledge, 2004. — С. 211. — ISBN 0-415-30219-6, 9780415302197  (англ.)
  4. Сарабский. Воспоминания, АзГиз, 1930
  5. УЗЕИР (Абдул Гусейн оглы) ГАДЖИБЕКОВ  (рус.), В мире оперы. Проверено 18 июня 2010.
  6. Чингиз Каджар. Ред.: Ф.Мамедова; В.Кулиев; Предисловие: М. Алиева. Старая Шуша. — Баку, Шерг-Герб, 2007. — С. 331. — ISBN 9789952340969
  7. Международный Онлайн информационно-аналитический центр «Этноглобус»
  8. http://www.anspress.com/nid108698.html
  9. Опера «Лейли и Меджнун» покорит США — 1NEWS.AZ
  10. ↑ Распоряжение Президента Азербайджанской Республики о проведении в 2008—2009 годах включенных в программу ЮНЕСКО юбилеев выдающихся личностей и знаменательных событий, связанных с Азербайджаном
  11. ↑ 100th anniversary of the first opera in the East: «Leyli and Majnun» (1908) | unesco.org
  12. All Events | United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization
  13. Doha, Qatar – World Premiere of Layla and Majnun, November 22 & 23, 2008 (En). The Silkroad Project. Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 18 июня 2010.
  14. Десятилетие проекта “Шелковый путь” виолончелиста Йо-Йо Ма (На концертах в Северной Америке звучит музыка композиторов Азербайджана, Узбекистана и США)  (рус.). Государственный департамент США. Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 18 июня 2010.
  15. Leyli&Medjnun
  16. Leyli&Medjnun

Литература

  • М. Гринберг. Советская опера. — Гос. муз., 1953. — 478 с. — 7000 экз.
  • Mathew O'Brien. Uzeir Hajibeyov and his role in the development of musical life in Azerbaijan / Edited by Neil Edmunds. — Soviet music and society under Lenin and Stalin: the baton and sickle: Routledge Curzon, 2004. — С. 209-228. — 240 с. — ISBN ISBN 0-415-30219-6, 9780415302197
  • Чингиз Каджар. Узеир Гаджибеков. Композитор - рожденный мугамом. // Старая Шуша / Азиз Гюльалиев. — Баку, Азербайджан: Шарг-Гарб, 2007. — С. 326-341. — 345 с. — (947.54-dc22). — 1000 экз. — ISBN ISBN 978-9952-34-096-9

Ссылки

  • Опера Лейли и Меджнун в интернете

См. также


Лейли и Меджнун (опера).

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47