Люлька, Архип Михайлович

20-10-2023

Архип Михайлович Люлька

Архип Михайлович Люлька
Дата рождения:

10 (23) марта 1908(1908-03-23)

Место рождения:

село Саварка, Каневский уезд, Киевская губерния ныне Богуславский район, Киевская область

Дата смерти:

1 июня 1984(1984-06-01) (76 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Страна:

 СССР

Научная сфера:

конструктор авиационных двигателей

Место работы:

Машиностроительный завод «Сатурн»

Учёное звание:

профессор,
академик АН СССР (1968)

Альма-матер:

Киевский политехнический институт

Награды и премии


Архи́п Миха́йлович Лю́лька (10 (23) марта 1908(19080323), село Саварка Каневского уезда Киевской губернии Российская империя — 1 июня 1984, Москва) — советский учёный и конструктор авиационных двигателей, академик АН СССР, руководитель ОКБ им. А. М. Люльки.

Содержание

Биография

Архип Люлька родился в селе Саварка, Каневского уезда, Киевской губернии, Российской империи (ныне это Богуславский район Киевской области Украина)[1]. Окончил Киевский политехнический институт в 1931 году. Работал на Харьковском турбогенераторном заводе.

1933—1939 годах — преподаватель Харьковского авиационного института, работа над проектом ТРД с центробежным компрессором.

В 1939—1941 годах разработал конструктивную схему ТРДД, явившуюся прототипом ныне существующих схем, спроектировал опытный образец ТРД с осевым компрессором.

В 1941—1942 годах работал на танковом заводе в Челябинске, а с 1943 года продолжил работы по созданию первого отечественного ТРД.

Совместно с начальником ОКБ-301 М. И. Гудковым в марте 1943 года предложили руководству СССР проект нового штурмовика с ВРД (ТРД) — Гу-ВРД. Однако, отечественные специалисты были не готовы принять это предложение, несмотря на убеждённость разработчиков в реальности воплощения этого проекта.

С 1946 года является главным конструктором опытного завода. Под руководством Люльки создан первый советский ТРД, прошедший в феврале 1947 года государственные испытания. В последующие годы под руководством Люльки был создан ряд ТРД, применявшихся на самолётах П. О. Сухого, С. В. Ильюшина, Г. М. Бериева, А. Н. Туполева.

в 1950—1960 годах — преподаватель в МАИ (с 1954 профессор). В 1957 году присвоено звание  — Генеральный конструктор.

В 1967—1984 годах — председатель Комиссии АН СССР по газовым турбинам.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Память

Именем А. М. Люльки названы площадь и научно-технический центр, расположенные в Алексеевском районе Москвы.

На доме № 6 в Протопоповском преулке г. Москвы, где А. М. Люлька жил с 1974 по 1984 г., установлена мемориальная доска.

Награды и звания

См. также

Примечания

  1. Советская военная энциклопедия. — Т. 5. — С. 57.

Литература

  • Советская военная энциклопедия / под ред. Н. В. Огаркова. — М.: Воениздат, 1978. — Т. 5. — 686 с. — (в 8-ми т). — 105 000 экз.
  • Кузьмина Л. М. Огненное сердце: О создателе первого отечественного турбореактивного двигателяГерое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий генеральном конструкторе академике А. М. Люльке. — Изд. 2-е, дополненное. — М.: Московский рабочий, 1988. — 208, [32] с. — (Творцы науки и техники). — 20 000 экз. — ISBN 5-239-00150-2

Ссылки

  •  Люлька, Архип Михайлович на сайте «Герои страны»
  • Авиационная энциклопедия
  • Профиль Архипа Михайловича Люльки на официальном сайте РАН
  • Люлька, Архип Михайлович — статья из Большой советской энциклопедии
  • А. А. Саркисов, Пионер отечественного реактивного двигателестроения. К 100-летию со дня рождения академика A.M. Люльки // Вестник РАН, 2008, № 4, стр. 346

Люлька, Архип Михайлович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47