Малер, Густав

15-04-2023

Густав Малер

Густав Малер (1909)
Основная информация
Полное имя

нем. Gustav Mahler

Дата рождения

7 июля 1860(1860-07-07)

Место рождения

Калиште, Богемия, Австро-Венгрия

Дата смерти

18 мая 1911(1911-05-18) (50 лет)

Место смерти

Вена

Годы активности

1880 – 1911

Страна

 Австро-Венгрия

Профессии

композитор, дирижёр

Коллективы

Венская опера
Метрополитен Опера
Нью-Йоркский филармонический оркестр

Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Богемия, Австро-Венгрия[1] — 18 мая 1911, Вена) — австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов XIX и XX веков и один из ведущих дирижёров своего поколения. Как композитор он сыграл роль моста между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века. При жизни был признан в первую очередь в качестве дирижёра, настоящая популярность пришла к его произведениям спустя полвека после его смерти. Наследие Малера относительно невелико и почти полностью состоит из песен и симфоний.

Для увековечивания памяти композитора и исследования его работ в 1955 было создано Международное общество Густава Малера[2].

Содержание

Биография

Детство

Густав Малер в шестилетнем возрасте

Семья Густава Малера происходила из восточной Богемии и была скромного достатка, бабушка композитора зарабатывала торговлей вразнос. Чешская Богемия была тогда частью Австрийской империи, семья Малер принадлежала к немецкоязычному меньшинству, и к тому же была еврейской. Отсюда рано проявившееся чувство изгнанничества будущего композитора, «всегда незваного гостя». Отец Густава, Бернхард Малер, стал разъездным торговцем, продававшим спиртные напитки, сахар и домашние изделия, мать происходила из семьи мелкого фабриканта, производившего мыло. Густав был вторым из 14 детей (лишь шестеро достигли зрелого возраста). Он родился 7 июля 1860 года в скромном доме в деревне Калиште (англ. Kaliště).

Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву — островок немецкой культуры в Южной Моравии, где Бернхард Малер завёл таверну. Здесь будущий композитор услышал уличные песни, народные танцы, сигналы горна и марши местного военного оркестра — звуки, которые впоследствии стали частью его музыкальной палитры. В возрасте четырёх лет он начал осваивать дедушкино пианино, и в возрасте десяти лет впервые играл на сцене. В 1874 году умер его младший брат Эрнст, и будущий композитор попытался выразить чувства скорби и утраты в не дошедшей до нас опере «Герцог Эрнст Швабский».

Музыкальное образование

Малер поступил в Венскую консерваторию в 1875 году. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция). Занимался также у композитора и органиста Антона Брукнера, но не считался его учеником.

В консерватории Малер сдружился с будущим композитором Хуго Вольфом. Не готовый мириться с жёсткой дисциплиной учебного заведения Вольф был отчислен, а менее мятежный Малер избежал этой угрозы, написав покаянное письмо директору консерватории Хельмесбергеру.

Малер, возможно, получил свой первый дирижёрский опыт в студенческом оркестре своей альма-матер, хотя в этом оркестре он в основном выступал как ударник.

Малер получил диплом консерватории в 1878 году, но не смог добиться престижной серебряной медали. По настоянию отца он выдержал вступительные экзамены в Венский университет и в течение года посещал лекции по литературе и философии.

Молодость

После смерти родителей в 1889 г. на Малера легли заботы о младших братьях и сёстрах; в частности, сестёр Юстину и Эмму он взял к себе в Вену и выдал замуж за музыкантов Арнольда и Эдуарда Розе.

Во второй половине 1890-х гг. Малер пережил увлечение своей ученицей, певицей Анной фон Мильденбург, добившейся под его руководством исключительного успеха в вагнеровском репертуаре, в том числе на сцене Венской королевской оперы, но вышедшей замуж за писателя Германа Бара.

Семeйная жизнь

Альма Малер

Во время своего второго сезона в Вене, в ноябре 1901 года он познакомился с Альмой Шиндлер, приёмной дочерью известного австрийского художника Карла Молля. Альма поначалу не была рада знакомству из-за «скандалов о нём и каждой молодой женщине, которая стремилась петь в опере». После спора по поводу балета Александра Цемлинского (Альма была его ученицей) Альма согласилась встретиться на следующий день. Эта встреча привела к быстрому браку. Малер и Альма поженились в марте 1902 года, Альма была к тому времени беременна своим первым ребёнком, дочерью Марией. Вторая дочь, Анна, родилась в 1904 году.

Друзья пары были удивлены браком. Театральный директор Макс Буркхард, поклоник Альмы, называл Малера «рахитичным дегенеративным евреем», недостойным красивой девушки из хорошей семьи. С другой стороны, семья Малера считали Альму слишком кокетливой и ненадёжной.

Малер был от природы капризен и авторитарен. Альма получила музыкальное образование и даже писала музыку — как любитель. Малер потребовал, чтобы Альма прекратила занятия музыкой, заявив, что в семье может быть только один композитор. Несмотря на сожаления о дорогом сердцу Альмы занятии, их брак был отмечен выражениями сильной любви и страсти.

Летом 1907 года Малер, устав от кампании против него в Вене, уехал с семьёй на отдых в Мариа-Вёрт. Там обе дочери заболели. Мария умерла от дифтерии в возрасте четырёх лет. Анна поправилась, впоследствии она стала скульптором.

Последние годы

В 1907 году, через короткое время после смерти дочери, врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Диагноз был сообщен композитору, что усугубило его подавленность. Тема смерти проходит во многих его последних сочинениях. В 1910 году он часто болел. 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Его врач, доктор Джозеф Френкель, обнаружил значительный гнойный налёт на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьёзной. На самом же деле болезнь принимала угрожающие очертания: ангина дала осложнения на сердце, и без того функционировавшее с трудом. Малер угас буквально за три месяца. Он скончался в ночь на 18 мая 1911 года.

Малер-дирижёр

Малер дирижирует в Венской Опере. Карикатура 1901 года.

Малер начал карьеру дирижёра в 1880 году. В 1881 году он занял пост оперного дирижёра в Любляне, в следующем году — в Оломоуце, затем последовательно в Вене, Касселе, Праге, Лейпциге и Будапеште. В 1891 году назначен главным дирижёром Гамбургской оперы.

В 1897 году стал директором Венской оперы — самая престижная должность в Австрийской Империи для музыканта. Чтобы иметь возможность занять пост, Малер, рождённый в еврейской семье, но неверующий, формально обратился в католицизм. За десять лет директорства Малер обновил репертуар Венской оперы и вывел её на ведущие позиции в Европе. В 1907 году в результате интриг был замещён на директорском посту.

В 1908 году был приглашён дирижировать в Метрополитен Опера, провёл там один сезон и был сменён Артуро Тосканини, который был необыкновенно популярен в США. В 1909 году стал главным дирижёром реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра, на этом посту оставался до конца жизни.

Дирижёрское дарование Малера оценивалось весьма высоко: «шаг за шагом он способствует оркестру завоевывать симфонию, при тончайшей отделке мельчайших деталей он не упускает из виду ни на мгновение целого» — писал о Малере Гвидо Адлер, а Пётр Ильич Чайковский, в 1892 году слушавший Малера в Гамбургской опере, в частном письме назвал его гениальным[3].

Малер — композитор

Малер был замечательным симфонистом, автором десяти симфоний (последняя, Десятая, осталась незаконченной автором). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Также широко известны его эпическая «Песнь о Земле», симфония с вокалом на слова средневековых китайских поэтов. Широко исполняются во всем мире малеровские «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях», а также цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика». А. В. Оссовский был одним из первых критиков, давших высокую оценку произведениям Малера, и приветствовал его выступления в России[4].

Три творческих периода

Музыковеды отмечают в жизни Малера три явно выраженных периода творчества: длинный первый период, простирающийся от работы над «Печальной песнью» (Das klagende Lied) в 1878—1880 годах до окончания работы над сборником песен «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn) в 1901 году, более интенсивный «средний период», заканчивающийся с отъездом Малера в Нью-Йорк в 1907 году, и краткий «поздний период» элегических работ до его смерти в 1911 г.

Основные работы первого периода — это первые четыре симфонии, цикл «Песни странствующего подмастерья» (Lieder eines fahrenden Gesellen) и различные сборники песен, среди которых выделяется «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn). В этот период песни и симфонии тесно связаны, и симфонические произведения являются программными; к первым трём симфониям Малер первоначально опубликовал развернутые программы.

Средний период состоит из триптиха чисто инструментальных симфонии (пятой, шестой и седьмой), песен на стихи Рюкерта и «Песен об умерших детях» (Kindertotenlieder). Особняком стоит хоральная Восьмая симфония, которую некоторые музыковеды рассматривают как самостоятельный этап между вторым и третьим периодами творчества композитора. К этому времени Малер уже отказался от явных программ и описательных названий, он хотел писать «абсолютную» музыку, которая говорила бы сама за себя. Песни этого периода потеряли большую часть своего фольклорного характера и перестали использоваться в симфониях так явно, как раньше.

Работы краткого заключительного периода — это «Песнь о земле» (Das Lied von der Erde), Девятая и (незаконченная) Десятая симфонии. Они выражают личные переживания Малера накануне смерти. Каждое из сочинений заканчивается тихо, показывая, что стремления уступают место смирению. Дерик Кук (англ. Deryck Cooke) считает, что эти работы являются скорее любящими, чем горьким прощанием с жизнью; композитор Альбан Берг называл Девятую симфонию «самой удивительной вещью, которую Малер когда-либо написал». Ни одна из этих последних работ не была исполнена при жизни Малера.

Стиль

Малер был одним из последних крупных композиторов музыки романтизма, замыкая ряд, в котором стояли, среди других, Бетховен, Шуберт, Лист, Вагнер и Брамс. Многие характерные черты музыки Малера идут от этих предшественников. Так, из Девятой симфонии Бетховена пришла идея использовать солистов и хор в жанре симфонии. От Бетховена и Листа пришла концепция написания музыки с «программой» (поясняющим текстом), и отход от традиционного формата симфонии в четырёх частях. Пример Вагнера и Брукнера призвал Малера расширить масштаб его симфонических произведений далеко за рамки ранее принятых стандартов, включать в них весь мир эмоций.

Ранние критики утверждали, что принятие Малером многих различных стилей, чтобы выразить различные виды чувств, означало, что ему не хватало его собственного стиля; Дерик Кук же утверждает, что Малер «оплатил заимствования отпечатком его собственной личности практически на каждой ноте», производя музыку «выдающейся оригинальности». Музыкальный критик Гарольд Шонберг видит сущность музыки Малера в теме борьбы, в традициях Бетховена. Однако, по словам Шонберга, у Бетховена боролся «неукротимый и торжествующий герой», в то время как у Малера — «психический слабак, жалующийся подросток, который … пользовался своим страданием, желая, чтобы весь мир посмотрел, как он страдает». Тем не менее, признает Шонберг, большинство симфоний содержат части, в которых великолепие Малера как музыканта преодолевает и заслоняет Малера в роли «глубокого мыслителя».

Соединение песенной и симфонической форм в музыке Малера органично, его песни естественно превращаются в части симфонии, будучи симфоническими изначально. Малер был убежден, что «симфония должна быть как мир. Она должна охватить всё». Следуя этому убеждению, Малер привлекал для своих песен и симфонических произведений материал из многих источников: крики птиц и коровьи колокольчики для картин природы и сельской местности, сигналы горна, уличные мелодии и деревенские танцы для картин забытого мира детства. Технический приём, часто используемый Малером — «прогрессивная тональность», разрешение симфонического конфликта в тональности, отличной от начальной.

Значение

К выходу Шестой симфонии Малера. «Боже мой, я забыл автомобильный клаксон. Теперь мне придётся написать ещё одну симфонию!» (1907)

К моменту смерти композитора в 1911 году имело место более 260 исполнений его симфоний в Европе, России и Америке. Чаще всего, 61 раз, исполнялась Четвёртая симфония. Во время его жизни работы Малера и их исполнения привлекали большой интерес, но редко удостаивались положительных рецензий профессионалов. Смесь восторга, ужаса и критического презрения была постоянной реакцией на новые симфонии Малера, хотя песни принимались лучше. Чуть ли не единственным ничем не омраченным триумфом при жизни Малера была премьера Восьмой симфонии в Мюнхене 1910 года, объявленная как «Симфония Тысячи»[5]. По завершении симфонии овации продолжались полчаса.

Перед тем как во времена нацизма музыка Малера была запрещена как «дегенеративная», его симфонии и песни исполнялись в концертных залах Германии и Австрии, и были особо популярны в Австрии во времена австрофашизма (1934—1938). В это время режим, при помощи состоявших в дружеских отношениях с канцлером Куртом Шушнигом вдовы композитора Альмы Малер и его друга, дирижера Бруно Вальтера, выдвигал Малера на роль национального символа, в параллель с отношением к Вагнеру в Германии.

Популярность Малера усилилась, когда появилось новое, послевоенное, поколение любителей музыки, незатронутое старой полемикой против романтизма, повлиявшей на репутацию Малера в межвоенные годы.

За несколько лет после его столетия в 1960 году Малер быстро стал одним из самых исполняемых и записываемых композиторов и во многом остаётся таким.

Среди последователей Малера — Арнольд Шенберг и его ученики, основавшие вместе Вторую венскую школу (англ. Second Viennese School), его влияние испытывали Курт Вайль, Лучано Берио, Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович. В интервью 1989 года пианист-дирижёр Владимир Ашкенази сказал, что связь между Малером и Шостаковичем была «очень сильной и очевидной».

В честь Малера назван кратер на Меркурии.

Записи Малера-исполнителя

9 ноября 1905 года Малер записал на Вельте-Миньон четыре собственных сочинения:

Произведения

и др.

Записи произведений Малера

Среди дирижёров, оставивших записи всех симфоний Густава Малера (включая или исключая «Песнь о земле» и неоконченную Симфонию № 10):

Важные записи отдельных симфоний Густава Малера осуществили также дирижёры:

Примечания

  1. Ныне — в Крае Высочина, Чехия
  2. International Gustav Mahler Society  (англ.)
  3. И. Соллертинский. Густав Малер — Л.: МузГИЗ, 1932.
  4. [1]
  5. Название было дано агентами. На премьере симфонии в США, в 1916 году, действительно было задействовано более тысячи исполнителей
  6. Видеозаписи симфоний Малера на официальном сайте Эшенбаха

Ссылки

  • Густав Малер. Письма. Воспоминания. 1964
  • Очерк Леонарда Бернстайна о Густаве Малере. 1967 год
  • Густав Малер — музыкальное искусство XX-го века
  • Сайт классической музыки
  • Густав Малер. Профиль на Би-Би-Си
  • Густав Малер. Профиль на сайте «База данных по композиторам»
  • Общество Густава Малера (Великобритания)
  • Общество Густава Малера
  • Международное общество Густава Малера
  • Архивы Густава Малера
  • Médiathèque Musicale Mahler
  • Lewis Thomas: Слушая 9-ю симфонию Малера
  • Густав Малер и кризис еврейской личности
  • Gustav Mahler, Song Symphonist
  • Густав Малер в Гамбурге  (нем.)
  • Малеровский фестиваль в Колорадо (Боулдер, штат Колорадо)
  • Могила Малера
  • Фильм Кена Рассела «Малер»
  • Густав Малер — русскоязычный сайт, посвящённый композитору
  • Густав Малер: Ноты произведений на International Music Score Library Project

Библиография

  • Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Сов. композитор, 1975.
  • Густав Малер. Письма. Воспоминания / Сост. И. А. Барсова. Пер. с нем. С. А. Ошерова. — М.: Музыка, 1964.
  • Малер Г. Письма / Общая ред. И. А. Барсовой. Сост. и комментарии И. А. Барсовой, Д. Р. Петрова. Пер. с нем. С. А. Ошерова, Д. Р. Петрова, С. Е. Шлапоберской. — СПб., 2006.
  • Theodor Adorno (Теодор Адорно) (1996). Mahler: A Musical Physiognomy. Chicago: University of Chicago Press. ISBN 0-226-00769-3.
  • Blaukopf, Kurt. (1973). Gustav Mahler. Harmondsworth: Allen Lane. ISBN 0-7139-0464-X.
  • De La Grange, Henry-Louis. (1995). Gustav Mahler: Vienna: The Years of Challenge (1897—1904) (Vol. 2). Oxford University Press. ISBN 0-19-315159-6.
  • De La Grange, Henry-Louis. (2000). Gustav Mahler: Vienna: Triumph and Disillusion (1904—1907) (Vol. 3). Oxford University Press. ISBN 0-19-315160-X.
  • Machlis, J. and Forney, K. (1999). The Enjoyment of Music: An Introduction to Perceptive Listening (Chronological Version) (8th ed.). New York: Norton. ISBN 0-393-97299-2.
  • Sadie, S. (Ed.). (1988). The Grove Concise Dictionary of Music. London: Oxford University Press. ISBN 0-333-43236-3.

Малер, Густав.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47