16-05-2023
Здание | |
Центральный выставочный зал «Манеж»
|
|
Московский Манеж. Южный фасад |
|
Страна | Россия |
Город | Москва |
Архитектурный стиль | Ампир |
Автор проекта | О. И. Бове, А. А. Бетанкур; реконструкция — П. Ю. Андреев |
Дата постройки | 1817 год |
Статус | Объект культурного наследия РФ № 7710453000 |
Сайт | Официальный сайт |
Центральный выставочный зал «Манеж» на Викискладе |
(O) памятник архитектуры (федеральный)
Московский Мане́ж — историческое здание, расположенное по адресу Моховая улица, дом № 18, между Манежной и Сапожковой площадями, Александровским садом и Моховой улицей. С 1957 года постоянно используется для выставок, экспозиций и других публичных мероприятий; с 1967 года официальное название — Центра́льный вы́ставочный зал «Мане́ж».
Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А. А. Бетанкура, а в 1824—1825 годах фасады были отделаны в стиле ампир Осипом Бове. Здание сильно пострадало от пожара в 2004 году и было перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева, с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера.
Московский Манеж представляет собой одноэтажное здание с длиной боковых фасадов порядка 180 м и общей площадью ок. 6500 м². Здание выполнено в стиле классицизм: торцовые фасады украшены гладкими, без какого-либо декора, фронтонами и аркадой из 7 арочных проемов с окнами и дверьми. Мотив аркад повторяется и на боковых фасадах, в более усиленном варианте.
Главным фасадом предполагался Южный, выходящий к Кутафьей башне, (одному из 4-х входов в Кремль). Сторона, сегодня обращённая к Манежной площади, терялась среди городской застройки.
Монументальность зданию сообщает укрупнённость его пропорций, мерный ритм колонн и пилонов, сдержанная колористическая гамма, присущая архитектуре того времени. Рисунок протяженных фасадов создаётся аркадой оконных проемов, разделённых ¾ тосканскими колоннами и тяжёлым антаблементом, включавшим рельефные вставки. Высокая 2-скатная кровля зрительно облегчена часто поставленными слуховыми окнами и гладкими фронтонами.
К кровле был подвешен (пришит) потолок, который скрыл ажурную конструкцию кровли. Внутреннее пространство Манежа было целиком открытым и полностью просматриваемым — ведь его проектировали для конной выездки. Именно своей открытостью Манеж был ценен и уникален, смотрясь неким колонным портиком, продолжением городской площади.
Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.
На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I был построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для упражнений), рассчитанный на пехотный полк (2 тыс. чел). Здание, расположенное рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков, предназначалось для военной муштры.
В 1817 году работа над проектом была поручена архитектору А. А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены. 10 июня 1817 года проект был утвержден. Строительство было предписано закончить не позднее 1 октября того же года.
Весной того же года, из-за крайне ограниченного срока постройки не дожидаясь официального утверждения проекта, известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, которому было поручено строительство, начал воплощать проект в жизнь. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и фактический производитель всех работ инженер-поручик А. Я. Кашперов[1].
Работы шли ударными темпами (что, без сомнения, было связано с особым вниманием царя к строительству). Со всех краёв империи в Москву свозили стволы вековых лиственниц — создание уникальных стропил требовало особых материалов.
Через 8 месяцев после начала строительства, 30 ноября 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, Экзерциргауз был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. В глазах москвичей Манеж сразу же стал памятником победе в войне 1812 года.
На мемориальной доске из серого камня написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.».
Некоторое время помимо выездки кавалеристов в стенах Манежа размещались дворцовые конюшни. Однако, Манеж быстро избавляется от милитаристского духа, и в нём больше не проводятся конные выездки царских полков, а устраиваются выставки, концерты, гуляния:
14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа произошёл серьёзный пожар.
Столбы огня поднимались на 50 метров, Путин, давая интервью по поводу собственного избрания, заметно оборачивался на зарево, искусство телевидения тогда уже дошло до понимания, что показывать его на фоне пожара как-то неудобно, но еще не дошло до умения вырезать моменты озирания. (Григорий Ревзин о пожаре в Манеже)[2]
Ему была присвоена пятая (высшая) категория сложности; в ходе его тушения погибли двое пожарных (Геннадий Золотков и Эдуард Фомин). Пожар уничтожил большую часть произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в рамках выставки «Итоги сезона». Погибла также коллекция произведений современных художников галереи «Манеж», размещавшейся на первом этаже.
Я помню лица людей там, перед Манежем. Манеж не был оцеплен, можно было подойти близко, насколько позволяло пламя, люди подходили, фотографировались, смеялись. Главным их чувством было восхищение, радость. Ну надо же! Ну как горит! А огонь! А дым! А искры! Вон, вон, смотри! А жар какой![2]
В результате огнем была уничтожена кровля, неповрежденными остались только одни массивные наружные стены. К уголовной ответственности за поджог Манежа либо за халатное обращение никто привлечён не был. Ещё во время тушения пожара вечером 14 марта, до проведения каких-либо следственных мероприятий, мэр Москвы Юрий Лужков заявил журналистам, что версия поджога исключается. При этом первая фраза москвичей, узнавших о трагедии, была: «Лужков Манеж поджёг!».[3]
Архитектурный критик Григорий Ревзин пишет: «Тогда я был уверен, что Манеж подожгли, и даже что Лужков и поджег (таково было мое личное оценочное суждение). Там был инвестиционный тупик, Лужков продал здание австрийцам (фирме M.S.I.), а федеральные власти заявили, что оно Лужкову не принадлежит (был бесконечный спор про то, кому принадлежат памятники федерального значения). Контракт завис, а проект реконструкции — с подземной парковкой и укреплением перекрытий — никак не мог пройти согласования Министерства культуры. После пожара стоимость реконструкции упала чуть не вчетверо, контракт с австрийцами разорвали и вместо него все реконструировали за московские деньги. К тому моменту, по подсчетам Алексея Клименко (это такой страстный борец за наследие), человека, правда, несколько увлекающегося, в Москве сожгли уже больше тысячи памятников архитектуры. Может, поменьше, но в любом случае „реставрация методом кремации“ была проверенным выходом из сложных ситуаций в области капитального строительства с обременением историческим наследием. Это был патентованный метод, и места сомнениям как бы и не было (…) В том, что Манеж подожгли, у меня нет сомнений, и нет сомнений в том, что это сделали люди, очень близко стоявшие к Юрию Михайловичу, члены его команды (это опять мое личное оценочное суждение)»[2].
Уже на следующий день Москомархитектуры сообщил, что разработал проект восстановления Манежа с двумя подземными уровнями и автостоянкой.[4][5] В рамках восстановления здание Манежа было полностью перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева[6][7], открытие Центрального выставочного зала после реконструкции состоялось 18 апреля 2005 года[8]. Особенно значительны следующие вмешательства в архитектуру: в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения; были «открыты» потолок здания и знаменитые «фермы Бетанкура», воссозданные заново; слуховые окна на кровле стали более акцентированными и заметными.
Всё это, по мнению ряда архитекторов и искусствоведов, исказило первоначальный замысел А. А. Бетанкура и привело к возведению в центре столицы очередного «новодела». Но сложившейся ситуации это никак не изменило — ещё до начала перестройки Лужков подал в суд на искусствоведа Алексея Комеча и телеканал «Россия» за критику проекта реконструкции Манежа. Суд удовлетворил иск в отношении телекомпании, однако в отношении А. И. Комеча Лужков суд проиграл.[9] С 12 по 16 мая 2004 года в ЦДХ в рамках проведения международной выставки «Арх Москва» была представлена экспозиция Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева «Утраты», представляющая собой символические могилы Манежа, Военторга и гостиницы Москва[10].
В то же время проведённая реконструкция позволила значительно увеличить выставочные площади Манежа и количество парковочных мест вблизи Кремля. План реконструкции Манежа был готов задолго до пожара и изначально оценивался в 25 млн евро[11].
С 2005 по 2011 год в Манеже продолжила свою ежегодную работу популярная среди зрителей ярмарка современного искусства «Арт Манеж». В 2012 году при новом руководстве Манежа был закрыт XVII «Арт Манеж».
В начале ноября 2011 года руководитель департамента культуры столицы Сергей Капков объявил, что Манеж перейдет под управление возглавляемого им департамента, который будет отвечать за все мероприятия в Манеже. С 2005 года площадями Манежа управляет «Торговый дом Шатер». Под его же контролем с 2000 года находится выставочный зал «Гостиный двор», где также проходят отраслевые выставки. «Торговый дом Шатер» является уполномоченной компанией Правительства Москвы по строительству гостиниц в Москве. Она участвовала в реализации таких масштабных проектов, как реконструкция части здания комплекса Гостиный Двор, реконструкция Западного Речного Порта для обслуживания Москва-Сити и проч. Владельцем компании является глава Союза грузин России Михаил Хубутия[12].
25 ноября 2011 г., в «Манеже» сменилась управляющая компания, он перешел под управление столичного Департамента культуры, если точнее, в управление Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Музейно-выставочное объединение „Столица“» (ГБУК г. Москвы «МВО „Столица“», позже переименован в МВО «Манеж»), куда уже входит Новый Манеж и другие здания[13]. 26 октября «Шатер» получил от ГБУК "МВО «Столица» уведомление о расторжении в одностороннем порядке договора аренды[14].
28 ноября в «Манеже» произошла авария: погрузочный кран, выполняя манипуляции по подготовке площадки для проведения ежегодной городской выставки «Арт-Манеж», проломил пол и провалился в подвальное помещение[13]. По словам явно раздосадованного потерей контракта Хубутии в интервью «Коммерсанту», в этом была вина нового владельца: «Подготовка к первой же выставке для нового управляющего Манежа завершилась в буквальном смысле провалом. В начале декабря для транспортировки оборудования в здание был завезен автокар, который провалился под пол. Объект сложен в плане эксплуатации, а новый управляющий даже не поинтересовался у нас обо всех тонкостях»[15][16].
29 ноября 2012 года выставкой «Советский дизайн 50-80-х» в ЦВЗ «Манеж» состоялось открытие Московского музея дизайна[17].
Манеж (Москва).