18-06-2023
Дата рождения: | ||
---|---|---|
Место рождения: | ||
Дата смерти: | ||
Место смерти: | ||
Научная сфера: | ||
Учёное звание: |
Доктор технических наук (без защиты) |
|
Альма-матер: | ||
Награды и премии |
|
Дми́трий Серге́евич Ма́рков (20 сентября 1905 года, Санкт-Петербург — 4 января 1992 года, Москва) — советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР, награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного знамени и орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.
Содержание |
Дмитрий Сергеевич Марков родился 20 сентября 1905 года в Санкт-Петербурге и был назван в честь деда, Дмитрия Сергеевича. Обучался в Петрограде, Москве и Ростове-на-Дону. После смерти родителей стал опекуном для сестры Галины Сергеевны. Их, рано оставшихся без родителей, приняла к себе семья друзей отца, Яковлевы. Также НКПС взяла шефство над Марковыми как над детьми погибших героев, предоставляя им все необходимое, в том числе и ежемесячное денежное довольствие.
В 1926 году, уже в Москве, Марков женился на своей двоюродной сестре Вере Анатольевне Верховской, с которой у них двое детей: Варвара и Галина. Дмитрий поступил в МВТУ имени Баумана и уже в 1928 году, ещё будучи студентом, начал работать на заводе № 1 инженером-конструктором. После окончания МВТУ в 1930 году стал начальником конструкторского отдела, а с 1932 года главным инженером завода. За заграничную командировку по авиазаводам США и ряда других государств перед самой войной его арестовали, обвинили в шпионаже и, наряду с другими конструкторами, сослали в лагеря ГУЛаг. После освобождения Марков продолжил конструкторскую деятельность, которой занимался вплоть до своей смерти 4 января 1992 года в Москве. Дмитрий Сергеевич похоронен на Новодевичьем кладбище (10-й участок, 6-ой ряд).
Его искренне любили и уважали коллеги и авиаторы. Дмитрий Сергеевич был чужд публичности и отличался удивительной скромностью и неприхотливостью в быту.
Свою конструкторскую карьеру Марков начал в 1928 году, ещё будучи студентом МВТУ имени Н. Э. Баумана, на заводе № 1 инженером-конструктором. Совместно с Николаем Николаевичем Поликарповым, учеником Андрея Николаевича Туполева, Марков доводил на заводе серийные самолеты И-7, Р-5 и их модификации, в том числе Р-5ССС. Инициативная группа под руководством Дмитрия Сергеевича и инженера Скарбова предложила улучшить тактико-технические данные самолета Р-5 и получила согласие. Машина получилась более скоростная, и ее запустили в серийное производство под маркой R-Z (эр-зет). В 1936-37 годах было выпущено свыше 1100 подобных самолетов и свыше 200 машин в почтовом варианте для нужд ГВФ. Летчик Шевченко на самолете П-Z в 1937 году достиг рекордной высоты 11100 м — это был последний самолет-разведчик биплановой схемы, выпущенный серийно советской авиапромышленностью.
Такой успех выдвинул Дмитрия Сергеевича в один ряд с ведущими авиаконструкторами. Он стал заместителем Николая Поликарпова и впоследствии шутил по этому поводу: «Когда один из нас сидел, другой — руководил». За заграничную командировку по авиазаводам США и ряда других государств перед самой войной его арестовали, обвинили в шпионаже и, наряду с другими конструкторами, сослали в лагеря ГУЛАГ под Омском в ОТБ НКВД, так называемую «шарагу» или «шаражкину контору», где Марков участвовал в проектировании самолётов «100», «102» и «103». Когда в ходе Великой Отечественной войны заместитель Председателя ГКО Лаврентий Берия получил задание обеспечить создание новых типов вооружений, в том числе самолетов, он предложил находившемуся в заключении Андрею Туполеву набрать пригодных авиаконструкторов. Так Дмитрий Сергеевич Марков попал в туполевское КБ на должность помощника главного конструктора и, наряду с весьма выдающимися конструкторами и учёными, оказался в одной команде с Сергеем Павловичем Королевым. Среди прочего Марков участвовал в создании и сдаче в эксплуатацию самолёта ТУ-2. Как известно, бериевские «шараги» внесли огромный вклад в создание новых типов вооружений, что в конечном итоге стало одним из факторов победы советского оружия в ходе боев.
Качественно изменились самолеты, создаваемые Туполевским КБ после войны. При создании Ту-4 Дмитрий Сергеевич предложил не просто скопировать американский В-29, но, тщательно взвесив каждую деталь самолёта, создать чертежи на каждый узел и каждую деталь в метрической системе мер. Копия самолёта за счёт перерасчётов получилась более лёгкой, а промышленность научилась выпускать отечественные материалы, идентичные лучшим зарубежным, но по советским стандартам. Наши самолёты стали турбовинтовыми и реактивными, но фирменные особенности их: обводы, стреловидность крыльев под определенным углом — это воплощенные в металл идеи инженеров КБ Туполева, включая и Дмитрия Сергеевича Маркова, первого заместителя генерального конструктора, а с 1949 года — главного конструктора. Он возглавил создание самолёта Ту-16 и его модификаций, в том числе первый в мире пассажирской реактивный самолет Ту-104, затем Ту-124, Ту-134, Ту-154, вплоть до Ту-96 и Ту-204, работу над которыми он прекратил за 3 месяца до своей кончины.
Этапной работой для Маркова стало создание многорежимного ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М, одного из лучших боевых самолетов конца ХХ столетия. Этому самолёту, его развитию и доводке Дмитрий Сергеевич посвятил последние 25 лет жизни. За более чем 65 лет конструкторской деятельности с его участием создано около 90 типов самолётов и их модификаций. Дмитрий Сергеевич не стал генеральным конструктором фирмы Туполев, лишь потому, что Андрей Николаевич решил передать детище своему сыну Алексею Андреевичу Туполеву.
Труд Дмитрия Сергеевича Маркова высоко оценен государством. Он — доктор технических наук без защиты, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий СССР, награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного знамени, а также орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени.
Марков, Дмитрий Сергеевич.