22-05-2023
|
|
Исаак Левитан | |
Март, 1895 | |
Холст, масло. 60×75 см | |
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
«Март» — хрестоматийный пейзаж Исаака Левитана (1860—1900), написанный в 1895 году. Картина является частью собрания Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 60 × 75 см[1].
Картина была написана в марте 1895 года, полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов. Левитан в это время жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми[2][3][4]. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет. Он-то и изображён на картинах Левитана «Осень. Усадьба» (1894) и «Март» (1895)[4].
Левитан писал картину на задворках усадьбы, стена которой видна в самой правой части картины[4]. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья, и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которой, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с санями. Эта лошадка стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть[5]. Сохранилось даже имя лошади с усадьбы «Горка» — Дианка[2]. Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину — сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников[6].
Известный искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов так писал в своей статье о творчестве Исаака Левитана[7]:
Известно, что Левитан редко писал зиму и вообще снег, чаще изображая его остатки в весенних пейзажах. Но однажды он взялся за такой мотив. Речь идет о картине «Март», в которой все только дышит предчувствием весны и которая является изображением еще зимнего солнечного дня. Обратившись к этому новому для себя мотиву, Левитан создал пейзаж, ставший открытием в русской пейзажной живописи. Так цветно и живописно, с голубыми тенями, никто до него не писал снег, освещенный солнцем; никто так не изображал весеннее небо и деревья. После Левитана подобный мотив стал любимой темой русской пейзажной живописи, занявшей большое место в творчестве Игоря Грабаря, Константина Юона и других. |
Март (картина Левитана).