05-09-2023
Маскарад | |
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Год написания: | |
Текст произведения в Викитеке |
«Маскарад» — драма Лермонтова в четырёх действиях, в стихах. Главным героем её является наделённый мятежным духом и умом дворянин Евгений Арбенин.
Пьеса повествует о петербургском обществе 30-х годов XIX века.
Содержание |
Пьеса написана в 1835 году. Изначально содержала в себе три акта и заканчивалась смертью Нины. Лермонтов, мечтая увидеть своё детище на сцене, представил её в драматическую цензуру, которой в то время ведал шеф жандармов Бенкендорф. Цензура не пропустила пьесу по причине, как сказано было самому автору, «слишком резких страстей». При этом цензор возмущался, как мог поэт критиковать костюмированные балы в доме Энгельгардта. Драма была возвращена Лермонтову для дальнейших исправлений.
Желая избегнуть коренных изменений текста, автор добавил новый, четвёртый, акт и ввёл фигуру Неизвестного. В его образе судьба карает героя.
Цензура опять не пустила пьесу на сцену. Тогда Лермонтов подвергает драму столь капитальной переработке, что появляется новое произведение, «Арбенин». Но даже и в таком искалеченном виде пьеса не устраивает грозного цензора.
Возможно, истинной причиной является то, что в основу произведения положено реальное происшествие. Об этом свидетельствует то, что Нину называют Настасьей Павловной. Всего один раз за всю пьесу, но во всех редакциях и переделках. Должно быть, это было намёком для публики об истинных обстоятельствах, положенных в основу драмы. Уцелела и дошла до нас только вторая, четырёхчастная редакция пьесы.
Герой драмы Арбенин наделён мятежным духом, умом, сильной волей и средствами. Но, будучи связанным с великосветским обществом рождением и воспитанием, он напрасно стремится обрести независимость и свободу. Он живёт по законам этого общества и, пытаясь защитить свою честь, ослеплённый ревностью и самолюбием, совершает убийство своей жены.
Игра в карты. За столом понтируют. Арбенин спасает честь князя Звездича. Оттуда они едут на маскарад, куда поехала и супруга Арбенина Нина. Звездич заигрывает с дамой, которая ведёт себя распущенно. Это знакомая Нины. Князь не видит её лица. Дама отдаёт ему случайно найденный ею браслет на память. На самом деле это браслет Нины. Дома Арбенин видит пропажу браслета с руки жены и считает, что та дама была она, и что она изменяет ему со Звездичем.
Нина встречается с Баронессой. Арбенин читает письмо, адресованное Нине Звездичем, он тоже считает, что та женщина за маской была Нина, а не Баронесса. Это ещё больше поджигает Арбенина. О якобы измене знает уже весь Петербург. Арбенин хочет заколоть Звездича, но, считая это слишком мягким наказанием, лишает того чести перед всеми. Арбенин обещает отомстить и жене.
На балу Арбенин подмешивает в мороженое жены яд, некогда купленный им в молодости из-за крупного проигрыша. В их спальне происходит сцена объяснения Арбенина с женой. Он до безумия любит её, но ослеплён ревностью и не слышит ни мольбы невиновной жены о помощи (яд уже действует), ни попытки Баронессы объясниться и оправдать Нину.
Нина умерла. К Арбенину приходят Неизвестный и Звездич. Оба хотят отомстить. Они приносят ему письмо Баронессы, где та оправдывает Нину. Понимая, что убитая им Нина была не виновата, он сходит с ума.
Не только Арбенин виноват в смерти жены. Виноваты также Казарин, Шприх, Баронесса и многие другие — все они, желая достигнуть своих целей, не сказали в своё время правды или, наоборот, подлили масло в огонь. Об этом и говорит нам автор, дав название пьесе «Маскарад».
Единственная пьеса, написанная Лермонтовым именно для сцены, так и не была поставлена при жизни автора, но её ставят, смотрят и читают в наше время.
Пьеса содержит в себе огромное количество монологов, каждый из которых может служить отдельным, целостным произведением.
То, что „Маскарад“ — социальная трагедия, теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Однако к этому определению можно было бы добавить еще, что „Маскарад“ не трагедия любви, но трагедия сильных людей, обреченных на бездействие или на деятельность пошлую и ничтожную.— Штайн. Маскарад на советской сцене
Первый раз пьесу поставили в 1852 году в бенефис актрисы М. Валберховой (Александринский театр). Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году. Это было обосновано тем, что «поскольку в 1852 г. показали в театре самые существенные сцены пьесы Лермонтова, не имеет смысла держать всю пьесу под запретом»[1].
Маскарад (пьеса).