29-06-2023
Массаге́ты (др.-греч. Μασσᾰγέται, лат. Massagetae) — собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен в описаниях скифов[1]. Культура массагетов тесно связана с саками настолько, что точно идентифицировать принадлежность археологических памятников невозможно — используется термин «культуры сако-массагетского круга». Предполагается, что массагеты говорили на одном из иранских языков[2][3][4][5]. Основные очаги культур сако-массагетского круга — зоны Центрального и Восточного Казахстана, Приаралья, Семиречья и Памира.
Содержание |
Существует несколько версий происхождения названия. Томашек и Маркварт предполагают, что название связано с авестийским masyo = «рыба» (Страбон характеризовал массагетов как «рыбоедов»). Отсюда происходит masyaka ~ masyaga суффиксом множественного числа. Есть объяснение его как составного из слов «мас», «сака» и «та» и означающее «большая сакская (скифская) орда»[1]. Более обоснованно, что этноним означал «великие (большие) геты», что отчасти близко «да (большие) юечжи» древнекитайских летописей.
Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем[6].
Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.[7]
Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это – солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете. [8]
Согласно Геродоту, саки обитали на правобережье Сырдарьи в Приаралье. Вот как он описывал их:
Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были ещё сарагисы — боевые секиры.
Археологи, исследовавшие курганы и другие памятники скифского времени в Восточном Казахстане и в Приаралье, нашли многочисленные подтверждения существования здесь некогда могущественных и богатых кочевников. Массагеты расселялись в Закаспии до Амударьи. Они кроме скотоводства занимались еще рыбной ловлей на Амударье. Согласно Геродоту
Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю. Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи…Железа и серебра у них нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.
По Геродоту, подданные Томирис сражались пешими и на конях, кони имели на груди латы (фалары, иногда с изображениями); утварь и оружие они изготовлялись из меди и золота. По Страбону, они поклонялись солнцу и приносили ему в жертву лошадей. Так как к массагетам относили и зависимые от них этносы, то под этот этноним попадали обитатели прикаспийских и приаральских болот и островов, жившие примитивным собирательством и рыбной ловлей, но также и некоторые знавшие земледелие землячества (например, хорезмийцы).
Союзные массагетам саки в дальнейшем частью перешли на службу Персии, участвовали в походах на Грецию и другие страны.
По рассказу Геродота, именно в Земле массагетов погиб знаменитый полководец, основатель Персидской державы Кир II.
Саки и массагеты обитали на северных границах великих азиатских государств древности — Персии, Согдианы, Парфии. Они вели войны c величайшими полководцами — Дарием I, Киром, Александром Македонским. Кочевники Средней Азии в III—I вв. до н. э. участвовали в создании Парфянского и Кушанского царств и, может быть, их первые царские династии были связаны с саками или массагетами.
Кушан и Парфия использовали мобильность и воинственность кочевников в войнах против Персии и Индии, постоянно расширяя свои владения. Сами же воины постепенно изменяли свои привычки, смешивались с другими группами населения государств и постепенно растворились в них. Когда в III в. н.э великие среднеазиатские государства распались, о саках и массагетах уже никто не слышал.
Позднеантичные сказания считали, что в память о Томирис город Томы (ныне Констанца, Румыния) — несколько веков столица Малой Скифии[9].
Прокопий Кесарийский в VI веке[10] сравнивал образ жизни славян и массагетов: « Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами („рассеянными“(1)), думаю потому, что они жили, занимая страну „спораден“, „рассеянно“, отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится занимать много»[10].
Сложность проблемы массагетов и саков близка величине проблемы этногенеза скифов, которые не укладываются в одну индоиранскую тенденцию .
Среди наиболее полных сводов источников по массагетам материалы фундаментальной «Археологии СССР», включая монографии:
Массагеты.