Медные духовые музыкальные инструменты

19-10-2023

Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ.

Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро, а некоторые из инструментов эпохи Средневековья и барокко с подобным способом звукоизвлечения (например, серпент) были выполнены из дерева.

К медным духовым инструментам относятся современные валторна, труба, корнет, флюгельгорн, тромбон, туба. Отдельную группу составляют саксгорны. Старинные медные инструменты — сакбут (предшественник современного тромбона), серпент и др. Медными также являются некоторые народные инструменты, например, среднеазиатский карнай.

Содержание

История медных инструментов

Искусство трубить в полый рог животного или в раковину было известно уже в глубокой древности. Впоследствии люди научились делать из металла специальные инструменты, похожие на рога и предназначенные для военных, охотничьих и культовых целей.

Предками современных медных духовых инструментов были охотничьи рога, военные сигнальные трубы, почтовые рожки. Эти инструменты, не имевшие механизма вентилей, давали несколько звуков натурального звукоряда, извлекаемых только с помощью губ исполнителя. Отсюда появились военные и охотничьи фанфары и сигналы, основанные на звуках натурального звукоряда, прочно вошедшие в музыкальную практику.

При повышении техники обработки металлов и производства металлических изделий стало возможным изготовлять трубки для духовых инструментов определённых габаритов и нужной степени отделки. По мере усовершенствования медных духовых труб и развития искусства извлекать на них значительное количество звуков натурального звукоряда, появилось понятие натуральных инструментов, то есть инструментов без механизма, способных давать только натуральный звукоряд.

В начале XIX века был изобретён механизм вентилей, резко изменивший технику исполнения и увеличивший возможности медных духовых инструментов.

Классификация медных инструментов

Медные духовые разделяются на несколько семейств:

  • Вентильные инструменты обладают несколькими вентилями (обычно тремя―четырьмя), управляемыми пальцами исполнителя. Принцип вентиля заключается в мгновенном включении в основную трубку дополнительной кроны, увеличивающей длину инструмента и понижающей весь его строй. Несколько вентилей, подключающих трубки разной длины, позволяют получить хроматический звукоряд. Вентильными являются большинство современных медных инструментов ― валторны, трубы, тубы, саксгорны и др. Существует две конструкции вентиля ― «поворотный» и «стоячий» (пистон).
  • Инструменты с кулисой используют особую U-образную выдвижную трубку ― кулису, перемещение которой изменяет длину находящегося в канале воздуха, таким образом понижая или повышая извлекаемые звуки. Основной кулисный инструмент, применяющийся в музыке ― тромбон.
  • Натуральные инструменты не обладают никакими дополнительными трубками и способны извлекать только звуки натурального звукоряда. В XVIII веке в России появились особые оркестры состоящие из натуральных рогов. Вплоть до начала XIX века натуральные инструменты широко применялись в музыке, затем, с изобретением механизма вентилей, вышли из употребления. Натуральные инструменты также иногда встречаются в партитурах композиторов XIX―XX веков (Вагнер, Р. Штраус, Лигети) для особых звуковых эффектов. К натуральным инструментам относятся старинные трубы и валторны, а также альпийский рог, фанфара, горн, сигнальные рожки (охотничий, почтовый) и подобные им.
  • Клапанные инструменты обладают отверстиями на корпусе, открываемыми и закрываемыми пальцами исполнителя, как на деревянных духовых. Такие инструменты были широко распространены до XVIII века, однако из-за некоторого неудобства игры на них затем также вышли из употребления. Основные клапанные медные инструменты ― корнет (цинк), серпент, офиклеид, клапанная труба. К ним также относится русский народный инструмент ― рожок[1].

В наше время, с возрождением интереса к старинной музыке, исполнение на натуральных и клапанных инструментах вновь входит в практику.

Медные духовые инструменты также могут быть классифицированы по своим акустическим свойствам:

  • Полные ― инструменты, на которых можно извлечь основной тон гармонической шкалы.
  • Половинные ― инструменты, на которых основной тон извлечь невозможно, а звукоряд начинается со второго гармонического созвука.

Применение медных духовых инструментов в музыке

Медные духовые широко применяются в различных музыкальных жанрах и составах. В составе симфонического оркестра они образуют одну из основных его групп. Стандартный состав симфонического оркестра включает:

  • Валторны (чётное число от двух до восьми, чаще всего ― четыре)
  • Трубы (от двух до пяти, чаще всего две―три)
  • Тромбоны (как правило, три: два теноровых и один басовый)
  • Тубу (обычно одну)

В партитурах XIX века в симфонический оркестр также нередко включались корнеты, однако с развитием исполнительской техники их партии стали исполнять на трубах. Прочие медные инструменты появляются в оркестре лишь эпизодически.

Медные инструменты являются основой духового оркестра, в который помимо вышеуказанных инструментов также входят саксгорны разных размеров.

Сольная литература для медных достаточно многочисленна ― виртуозные исполнители на натуральных трубах и валторнах существовали уже в эпоху раннего барокко, и композиторы охотно создавали для них свои сочинения. После некоторого спада интереса к духовым инструментам в эпоху романтизма, в XX веке произошло открытие новых исполнительских возможностей медных инструментов и значительное расширение их репертуара.

В камерных ансамблях медные инструменты применяются относительно редко, однако они могут сами объединяться в ансамбли, из которых наиболее распространён брасс-квинтет (две трубы, валторна, тромбон, туба).

Трубы и тромбоны играют важную роль в джазе и ряде других жанров современной музыки.

Основные медные инструменты

Современные
Вышедшие из употребления

Примечания

  1. Н. Ф. Соловьёв Рожок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Медные духовые инструменты  (англ.)
  • Акустика медных духовых  (англ.)
Музыкальные инструменты
Струнные
Щипковые • Смычковые
Духовые
Деревянные • Медные
Язычковые
Ударные
Клавишные
Электронные
п·о·р

Медные духовые музыкальные инструменты.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47