Менеджмент интеллектуальной собственности

13-09-2023

Перейти к: навигация, поиск

Менеджмент интеллектуальной собственности — часть менеджмента организации, объектом которого выступают особая категория знаний, воплощенных в объектах интеллектуальной собственности, и интеллектуальные имущественные права.

Права на интеллектуальную собственность, являясь нематериальным активом, нуждаются не только, и даже не столько в юридической защите, сколько в правильном управлении и использовании для достижения целей компании и успешной конкурентной борьбы на рынках.

История

Проблематика менеджмента интеллектуальной собственности связана с глобальными изменениями в экономике. В отличие от предыдущих экономических укладов, которые были основаны на физическом или машинном труде, современна экономическая система основана на знании. Понятие «экономика знаний» ввел в 1962 г. Ф.Махлуп. В современном мире знания являются уже не только неотъемлемым компонентом экономики, но и базовым фактором ее развития. Основной ресурс – информационный.

В. Иноземцев: "В изменяющихся условиях информация и знания становятся производительной силой, возникает мощный ресурс, характеризующийся новыми качествами, с которыми ранее не сталкивалось общественное производство... доступ к этому специфическому ресурсу остается ограниченным, так как знания отличаются от большинства индустриальных благ своей редкостью и невоспроизводимостью" [1]

В информационной экономике принципиально меняются характер и механизм общественного накопления. Главной формой накопления становится не накопление вещественных элементов производства, как это было всегда, а накопление знаний, информации, нематериальных форм богатства (вложения в культуру, образование, рекреацию, здравоохранение, научные исследования), то есть создание интеллектуального капитала. Другими словами, акцент перемещается с инвестиций в физический капитал на инвестиции в человека как носителя и производителя информации, а эффективное использование и развитие интеллектуального капитала, способность создавать и осваивать новейшие технологии становятся не только критическими условиями устойчивого повышения уровня жизни, но и главными качественными критериями, отличающими передовые страны от отстающих.[2]

Цели и приоритеты

«Общая основная цель менеджмента знаний — получение конкурентных преимуществ организации путем создания новой стоимости за счет эффективного использования знаний её работников, занятых интеллектуальным трудом».[3]

  • Более эффективное управление своей интеллектуальной собственностью.
  • Соблюдение компанией норм законодательства об интеллектуальной собственности, предупреждение нарушений прав третьих лиц.
  • Управление рисками, связанными с нарушением интеллектуальных прав.
  • Предотвращение «пиратства» и контрафакции.
  • Развитие локального нормативного регулирования работы компании для выполнения изложенных выше целей.

Объект управления

  1. Материализованные носители знаний, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности.
  2. Средства индивидуализации.
  3. Интеллектуальные имущественные права.

Литература

Менеджмент интеллектуальной собственности: учебное пособие / Н.В. Тихомирова, А.П. Якимахо, С.Н. Мальченко, Е.Л. Герасимов, В.В. Бесарабова. – М.: «Центр развития современных образовательных технологий», 2010.

См. также

Примечания

  1. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Academia - "Наука", 1998.
  2. Чудинов Г. Оберегая интеллектуальную собственность//"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2007, №4
  3. Менеджмент интеллектуальной собственности: учебное пособие / Н. В. Тихомирова, А. П. Якимахо, С. Н. Мальченко, Е. Л. Герасимов, В. В. Бесарабова. — М.: «Центр развития современных образовательных технологий», 2010. — С.28

Менеджмент интеллектуальной собственности.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47