Месаме-даси

13-05-2023

«Месаме-даси» («Третья группа») — первая социал-демократическая организация в Закавказье. Была основана летом 1892 года на конференции в м. Зестафони (Шоропанский уезд Кутаисской губернии). На собрании в Зестафони присутствовали марганцепромышленник Иосиф Павлович Какабадзе, агроном Евгений Вацадзе, Эгнатэ (Игнатий) Ниношвили (Ингороква), Дмитрий Евктимович Каландарашвили, Силибистро Джибладзе, Николай (Карло) Чхеидзе. В декабре 1892 года было второе совещание, на котором присутствовали, кроме этих 6, ещё 14 человек, в том числе, М. Г. Цхакая, Исидор Рамишвили и другие. С этой группой были связаны также учившиеся тогда в Варшаве Ной Жордания и Филипп Махарадзе. Согласно воспоминаниям М. Г. Цхакая, в Тбилиси в 1893 году было создано бюро группы, в которое были включены народники С. А. Дондуров и Н. М. Флёров (отец академика Г. Н. Флёрова) — в том числе, чтобы подчеркнуть, интернационализм группы. Первоначально существовала как литературно-политическая группа, название которой «Месаме Даси» дал писатель и общественный деятель Г. Е. Церетели, по инициативе которого группа была восстановлена после первых неудач,[1] в газете «Квали» («Борозда») по аналогии с «Меори Даси» (второй группой) Н. Николадзе.[2]. После раскола социал-демократов на 2-м съезде РСДРП (1903) большая часть членов Месаме Даси постепенно примкнула к меньшевикам, а часть встала на большевистские позиции, но первые большевистские организации в Закавказье появились не ранее 1910.

История

В 1893 году организация приняла устав и объявила себя группой социалистов-марксистов со следующими целями: пропаганда марксизма, организация кружков, установление связи с марксистскими группами и кружками Закавказья и всей Российской империи.

Впервые публично группа выступила 8 мая 1894 году на похоронах Ниношвили. Члены группы занимались изучением трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, вели пропаганду среди учащихся. Их статьи публиковались в газете «Квали» (главным редактором вскоре стал сын Г. Е. Церетели И. Г. Церетели и журнале «Моамбе» («Вестник»). В соответствии с уставом группы её члены также организовывали рабочие кружки, распространяя революционный марксизм среди рабочих и интеллигенции.

С начала своей деятельности «Масаме-даси» включала в себя членов, впоследствии примкнувшим к разным направлениям РСДРП. Большинство её членов — в их числе Н. Н. Жордания, И. И. Рамишвили, С. В. Джибладзе, Н. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели — стали сторонниками идеи союза рабочего класса с либеральной буржуазией в борьбе против царизма.

Согласно Краткому курсу истории ВКП(б) М. Г. Цхакая, Ф. И. Махарадзе и др. якобы с самого начала составили революционную часть группы, отстаивавшую идею пролетарского интернационализма, руководящей роли рабочего класса в революции, боролись с буржуазным либерализмом и национализмом, хотя эта точка зрения никак не подтверждена. Деятельность Месаме Даси, главным образом, велась в Тифлисе, хотя влияние распространялось и на другие местности Грузии и Закавказья. Группа поддерживала связи с социал-демократическими кружками Ф. А. Афанасьева, И. И. Лузина, Г. Я. Франчески, Н. П. Козеренко, В. К. Родзевича-Белевича и др., но оставалась организационно самостоятельной. В 1895—1898 годах в группу вступили революционные социал-демократы В. З. Кецховели, И. В. Сталин, А. Г. Цулукидзе и др. В 1901 году они в рамках Месаме Даси образовали свою организацию «Даси», стремившуюся теснее объединиться с Российской социал-демократической рабочей партией и кружками русских социал-демократов. В 1898 году Месаме Даси вошла в РСДРП, сохранив своё название. В 1903 году в Тифлисе состоялся I съезд социал-демократических организаций Закавказья, на котором по инициативе Ленина и Плеханова был создан Кавказский Союз РСДРП. «Месаме даси», выступавшая против этого союза, не смогла воспрепятствовать его созданию, и, подчинившись партийной дисциплине, прекратила своё существование как отдельная организация. Юридически это было оформлено на втором съезде РСДРП, состоявшемся в том же 1903 году — но все понимали, что Месаме Даси осталась как литературная группа и как название грузинских социал-демократов. Ввиду необходимости борьбы Месаме-Даси с национальными социалистическими и анархистскими движениями Грузии разделение на большевиков и меньшевиков произошло очень поздно.

Источник

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00047/41000.htm

Примечания

  1. Островский, Александр Владимирович. Кто стоял за спиной Сталина? Olma Media Group, 2002. — 638 с. — ISBN 978-5-765-41771-3. М.-СПб, 2003 (допечатка); 2 изд. М.-СПб., 2004. — 642 (с именным указателем)
  2. Хотя представители всех трёх групп часто ссылались на Карла Маркса как на непререкаемого авторитета, но одобрявшая террор и рассматривавшая грузинских помещиков как авангард революции тесно примыкавшая к «Народной Воле» первая группа («Пирвели-даси») И. Г. Чавчавадзе, марганцепромышленника А. Р. Церетели и др. и стоявшая на позициях легального марксизма вторая группа («Меоре-даси») Николадзе были революционно-демократическими

Месаме-даси.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47