Меч Истины

21-07-2023

Меч Истины
Sword of Truth

Обложка первого тома русского издания
Автор:

Терри Гудкайнд

Жанр:

фэнтези

Страна:

 США

Язык оригинала:

английский

Издательство:

АСТ

«Меч Истины» (англ. «Sword of Truth») — серия литературных произведений в жанре фэнтези, написанная американским писателем Терри Гудкайндом.

Содержание

Книги серии

Правила волшебника

  • Первое правило волшебника: «Люди верят в то, во что хотят верить, или верят потому, что боятся правды».
— Первое Правило Волшебника гласит: люди глупы. — Ричард и Кэлен неодобрительно переглянулись, но продолжали слушать. — Люди глупы, и, если правдоподобно объяснить, почти все поверят во что угодно. Люди глупы и могут поверить лжи, оттого что хотят верить, будто это правда, или оттого что боятся знать правду. Головы людей полны всякими знаниями и верованиями, большинство из которых ложны, но все же люди в это верят. Люди глупы: они редко могут отличить правду от лжи, но не сомневаются, что способны на это. Тем легче их одурачить.

— Именно из-за Первого Правила волшебники древности создали Исповедниц и Искателей Истины, чтобы устанавливать Истину там, где это важно. Рал знает Правила Волшебника и пользуется Первым из них. Людям нужна какая-то цель, а чтобы иметь цель, им нужны враги. Легко вести за собой людей, когда им дана цель. Для них это важнее Истины, которая на самом деле мало кого интересует. Даркен Рал дал им врага — конечно, не себя, а другого, дал им ощущение цели. Люди глупы, они верят в то, во что хотят верить.[1]

— Первое Правило Волшебника. Глава 36.

  • Второе правило волшебника: «Благие намерения могут привести к плачевным последствиям».

Похоже на парадокс, но самыми добрыми намерениями вымощен порою путь к самому страшному злу. И уберечься от этого зла можно лишь с помощью знаний, мудрости, предвидения и понимания Первого Правила.

  • Третье правило волшебника: «Страсть правит разумом».
  • Четвёртое правило волшебника:
«…В прощении есть магия… Магия исцеления. Как в прощении, которое даруешь ты, так и в том, которое сам получаешь».[2]

— Четвёртое Правило Волшебника. Глава 41.

  • Пятое правило волшебника:
«Учитывай то, что люди делают, а не только то, что говорят, ибо деяниями выявляется ложь»[3].

— Пятое Правило Волшебника. Глава 28.

  • Шестое правило волшебника:
«Единственная власть, которой ты можешь подчиняться, это власть разума»[4].

— Шестое Правило Волшебника. Глава 28.

…первый закон разума гласит: что существует, то существует, что есть, то есть, и что на этом нерушимом железном принципе основывается всякое знание. …это основа, откуда произрастает жизнь. …мышление означает выбор, а желания и чаяния не есть факт и не являются способом познания. …разум — это наш единственный способ понимания реальности, наш основной инструмент выживания. Мы можем и не затруднять себя думаньем, отказаться от данного нам разума, но не в нашей власти избежать падения в ту пропасть, которую мы отказываемся видеть.

Шестое Правило — это ось, вокруг которой вращаются все остальные правила. Это не только самое важное из них, но и самое простое. Тем не менее, именно его чаще всего нарушают или игнорируют, и именно оно — наиболее презираемое. Но им необходимо овладеть, невзирая на извечное возмущение бесчисленных глупцов.
Ничтожность, несправедливость и саморазрушение поджидают тех, кто его игнорирует, ибо полуправда гибельна даже для верных учеников, глубоко верующих и бескорыстных последователей.
Вера и чувства — ласковая основа зла. В отличие от разума вера и чувства не устанавливают границ для любого заблуждения, любого чаяния. Это — сильный яд, дающий одурманивающую иллюзию морального права на любое преступление.
Вера и чувства — это тьма в сравнении со светочем разума.
Разум — это квинтэссенция истины. И полностью понять и оценить жизнь можно только с помощью разума, подчиняясь лишь его власти. И отказываясь от власти разума, отторгая самостоятельное мышление, человек обрекает себя на смерть.

— Шестое Правило Волшебника. Глава 28.

  • Седьмое правило волшебника: «Жизнь — это будущее, а не прошлое».
Прошлое может научить нас своим опытом, как лучше поступать в будущем. Оно успокаивает нас, воодушевляет воспоминаниями о деяниях, создает основу из того, что уже выполнено. Но живо только будущее. Жить в прошлом — значит принимать только мертвое. Живя во всей полноте, каждый день создаешь заново. Люди — рациональные, мыслящие существа и, чтобы сделать разумный выбор, должны пользоваться интеллектом, а не слепой верой в прошлое.
  • Восьмое правило волшебника: «Талга Васстерних. Будь достоин победы».
Я должен был понять, что мои действия не только моральны и не угрожают равновесию, но и сами уравновешены причиной моих действий. Убийство порой не только справедливо, но и может быть единственно правильным и нравственным поступком. Мне следовало понять то, что просил понять вас: я сам должен быть достоин победы.
  • Девятое правило волшебника: «Противоречие в действительности существовать не может. Ни частично, ни полностью. Верить в противоречие — значит отказаться от веры в существование мира вокруг вас и природы вещей в мире».

Нельзя назвать реальным что-то, поразившее ваше воображение, только потому, что вам хотелось бы, чтобы так было.

  • Десятое правило волшебника: «Намеренное отрицание правды — есть предательство самого себя».
  • Одиннадцатое правило волшебника: Одиннадцатое правило — это ты сам, это твоя жизнь, это твой выбор в жизни. Каждый человек индивидуален, и каждый делает свой выбор в жизни, поэтому и существует для каждого свое, то самое одиннадцатое правило волшебника.

Важные персонажи книги

  • Ричард Рал (Сайфер) — новый правитель Д’Хары, а затем и Д’Харианской империи, Искатель Истины и Боевой Чародей, обладающий обеими сторонами магии (магией приращения и магией ущерба), в прошлом лесной проводник
  • Кэлен Амнелл — Мать-Исповедница, жена Ричарда, королева Галеи и Кельтона
  • Зеддикус Зул Зорандер — дед Ричарда, волшебник первого ранга
  • Кара — негласный лидер Морд-Сит, личный телохранитель Лорда Рала, близкий друг Ричарда и Кэлен
  • Никки — Сестра Света, перешедшая на сторону Владетеля; стала причиной разлуки Ричарда и Кэлен, уведя Искателя в Древний мир, в Алтур’Ранг, в дальнейшем верный и неоценимый друг Ричарда и Кэлен; влюблена в Ричарда
  • Верна — Сестра Света, позднее аббатиса Сестёр Света; привела Ричарда в Дворец Пророков в Древний мир, друг Ричарда
  • Аннелина Алдуррен — аббатиса Сестёр Света, инсценировавшая свою смерть, и передавшая обязанности аббатисы Верне
  • Натан Рал — пророк, из рода Ралов, долгое время был заточён во Дворце Пророков Сёстрами Света, предок Ричарда
  • Шота — ведьма, проживающая в Пределе Агаден вместе с Самуэлем, бывшим Искателем Истины
  • Император Джегань — сноходец, уроженец Древнего Мира, рождённый в Алтур’Ранге; умный, хитрый, находчивый и нестандартный человек, крайне опасный противник, который смог добиться практически полного захвата Нового и Древнего мира, пришёл к власти благодаря советам своего духовного наставника, и духовного лидера Имперского Ордена Брата Нарева
  • Даркен Рал — магистр Д’Хары, волшебник, присягнул Владетелю подземного мира, пытался покорить Срединные Земли и Вестландию; отец Ричарда
  • Денна — Морд-Сит, «обучавшая» Ричарда, сломившая его и сделавшая его своим супругом
  • Николас Скользящий — волшебник, превращённый с помощью Сестёр Тьмы в оружие, способного красть души людей и проецировать их дух в животных, таким образом наблюдая за противниками

География

Вселенная в произведениях Терри Гудкайнда охватывает Новый мир и Древний мир, которые были разделены во время войны волшебников.

Новый мир

Новый мир, представляет собой участок суши, ограниченный на юге морем, на востоке и западе — горами. На север, дальше пространства, на котором развивается сюжет книги, взгляд писателя не распространяется. Новый мир состоит из трех крупных областей, разделенных магическими границами: на западе находится относительно малонаселенная страна Вестландия, в которой отсутствует магия; на востоке — Д’Хара; центральная часть занимают Срединные Земли, состоящей из множества государств, представляющего собой нечто похожее на конфедерацию.

Вестландия

Вестландия — вымышленная страна на западе Нового мира во вселенной Меча Истины из произведений Терри Гудкайнда. Некоторое время Вестландия была отделена от соседних Срединных земель Границей, сотканной из Подземного мира. В Вестландии родился и вырос главный герой — Ричард Рал.

Территория Вестландии в основном покрыта лесами и по сравнению со Срединными землями слабо урбанизирована. Управляет Вестландией Совет представителей под председательством Первого Советника. Главной особенностью Вестландии является то, что её территория свободна от всякой магии.

Хартленд — один из крупнейших городов Вестландии, одновременно являющийся ближайшим к Границе. Город расположен в долине Хартленд среди Хартлендского леса. Он является правительственной резиденцией Вестландии. Майкл Сайфер, бывший советником Хартленда до начала действия первого романа серии (Первое правило волшебника), становится в начале произведения Первым советником Вестландии. Хартленд расположен в 4-5 днях пути на север от Южного пристанища по Сокольничей тропе.

Срединные Земли

Срединные Земли с юго-запада на северо-восток пересекает горный хребет Ранг-Шада. К западу от него с севера на юг, протекает река Дран, впадающая в море. К востоку от хребта из центральных районов (из Галеи) на юг в сторону моря через Тамаранг течет река Каллисидрин, а из северных районов, прилегающих к Эйдиндрилу, берет начало река Керн, отклоняющаяся в среднем течении на юго-восток в Д’Хару, а затем — на юго-запад в Древний мир, где возле города Танимура впадает в море. На юге Срединных Земель, между Каллисидрином и Долиной Заблудших находятся Дикие дебри. В Диких Дебрях живёт множество племён таких как: Племя Тины, Бантаки и т. д.

Страны Срединных Земель обладают суверенитетом, для решение спорных ситуаций действует Совет представителей от каждого королевства Срединных Земель, председательствует в котором Мать-Исповедница.

В состав Срединных Земель входят следующие территории:

  • Эйдиндрил — столица срединных земель, в этом городе стоит Замок Волшебника и Дворец Исповедниц, вся власть в Срединных Землях принадлежит Высшему Совету Срединных Земель, главой которого является Мать-Исповедница.
  • Галея. Королевство, опора Высшего Совета Срединных Земель. Галея расположена в самом сердце Срединных Земель. На западе граница проходит по горам горы Ранг-Шада, на востоке Галея граничит с Кельтоном, на юге с Тамарангом. Крупнейшая река — Каллисидрин. Столица Галеи — Эбиниссия. Королевство Галея возникло в результате династического брака, как объединение владений королевы Бернадины и короля Вайборна Амнелла, впоследствии вынужденного стать мужем Матери-Исповедницы (матери Кэлен). В рассматриваемый циклом «Меч Истины» период времени, Галлеей правит — королева Цирилла, а её брат, Гарольд, возглавляет армию.
  • Кельтон. Королевство. Столица Винстед.
  • Никобарис
  • Земли племени Тины. Племя Тины не пускает к себе чужаков и живёт обособленно. Они владеют магией, которая позволяет им призывать духов своих предков. Считаются людоедами, потому что у них есть обычай есть мясо убитых ими врагов. Они считают, что это позволяет им понять замыслы врага.
  • Предел Агаден. Резиденция ведьмы Шоты. Расположен в горах Ранг-Шада к северу от земель племени Тины и к западу от Тамаранга.
  • Земли Нантонгов. Нантонги владеют магией, но только такой, которая способна подавлять магические способности волшебников, находящихся на их земле. Нантонги — полукочевой народ, обитающий на юге Срединных земель, в степях.
  • Земля Доаков. Доаки — соседи нантонгов. Они тоже могут подавлять магию волшебников, но им для этого необходимо одевать им на запястья браслеты из травы. Браслеты теряют свою силу, стоит только удалиться от земли доаков.
  • Пендизан Рич.
  • Джара. Столица — Ренвольд.

Д’Хара

Д’Хара — огромная страна к востоку от Срединных Земель. Некоторое время Д’Хару от Срединных Земель отделяла Граница. На равнинах Азрита находится Народный Дворец — огромное древнее сооружение, резиденция рода Ралов. Народный Дворец представляет собой обширное строение, созданное в виде определённой магической фигуры, которая усиливает силу магии Магистра Рала и ослабляет всех остальных волшебников.

Долина Заблудших

На юго-востоке от Нового мира, между двумя морями, расположена граница между Новым и Древним мирами, представляющая собой цепь башен, в которых заключён огонь жизни волшебников, отдавших жизнь ради создания этих сооружений. Заколдованные башни обеспечивают существование волшебных ловушек на протяжении всей Долины Заблудших, по которой проходит граница.

Древний мир

Огромная территория, отделённая от Нового мира Долиной Заблудших и Башнями Погибели. Наиболее известный город — порт Танимура, где на острове Халзбанд находится Дворец Пророков — обитель Сестёр Света. В Древнем мире зародился Имперский Орден, возглавляемый сноходцем Джеганем. Столица Древнего Мира — город Алтур-Ранг, родина императора.

Важные артефакты

Меч Истины

Мечом Истины может воспользоваться любой, но свою подлинную мощь он обнаруживает только в руках Искателя Истины — очеловеченного Закона, всегда и везде докапывающегося до правды. Этот меч был создан ещё во время Великой Войны и сделан с помощью магии. При его создании (было несколько неудачных попыток) погибло множество волшебников.

Он сделан так, что владеющий им Искатель способен призывать праведный гнев, позволяющий ему стерпеть боль, которая возникает после каждого убийства этим мечом (боль — плата за могущество, которое дает меч — за мгновение показывала Искателю все то, что было хорошего и прекрасного в убитом). Если Искатель при первом убийстве не выдерживал испытания болью, то не Искатель владел магией меча, а магия меча порабощала его. Если мечом убивал другой человек, он тоже испытывал боль и должен был противопоставлять боли гнев.

Меч способен на многое, но в то же время меч не может убить невинного. Но если Искатель «сделает» меч белым, то он способен убить любого, но при этом от боли он все равно не защищён. В бою Искатель может призывать духов прежних Искателей, которые направляют его руку. Для призвания гнева Искатель может и не иметь под рукой этот меч, так как даже без меча он не перестанет быть Искателем. Титул этот даётся лишь Волшебником Первого Ранга и заключается не в праве ношения меча, а магии, которая находится в Искателе. У Волшебника и хранится Меч, если Искатель не назван, а также в случае смерти Искателя или если Искатель выполнил свою миссию и добровольно отдал меч Первому Волшебнику.

Многие обладатели меча до Ричарда Сайфера были богачами, просто купившими меч, а не истинными Искателями. Искатели, как и Исповедницы, были созданы волшебниками древности и наделены абсолютной независимостью.

Меч обладает могущественными свойствами, например, он может выдержать удар огня волшебника. Меч Истины является единственным верным ключом к использованию Шкатулок Одена, все остальные ключи ложны, при этом клинок обязательно должен быть белым, ибо «Все, пришедшие с ненавистью в сердце должны уйти, ибо в своей ненависти они лишь предают себя».

Шкатулки Одена

Книга Сочтённых Теней

Содержит в себе информацию о том, как нужно правильно расположить Шкатулки Одена, чтобы открыть нужную шкатулку. Данная книга является магической, в частности, её могли запомнить только владеющие даром. В самом начале книги говорится: «Если тот, кто владеет шкатулками, не прочел сих слов сам, но услышал их из уст другого человека, в подлинности переданного знания он может убедиться лишь с помощью Исповедницы…».

Книга Сочтённых Теней после написания попадает в Башню Волшебников и находится в ней до времён, происходящих в серии книг «Меч Истины». Её крадет из Башни Волшебников Джордж Сайфер для того, чтобы Ричард Сайфер, его приёмный сын, владеющий даром, выучил книгу. Как только Ричард выучил книгу и смог переписать её несколько раз без единой ошибки, он сжёг её. Впоследствии Никки изучая Книгу Жизни приходит к выводу, что книга, которую выучил Ричард, была ложной копией. Книгу Сочтённых Теней называли «книгой, которая не должна копироваться», но, вопреки всем предупреждениям древних волшебников, копии всё же были сделаны. Книг Сочтенных Теней было шесть: один оригинал, одна настоящая копия и четыре ложных. Но главным секретом книги является то, что она не является ключом для использования Шкатулок Одена, хотя так считалось. Она (даже оригинал) - очередная обманка, оставленная для защиты магии Одена от нежелательного использования. Настоящий ключ — Меч Истины белого цвета (сам Меч Истины — часть магии Одена). Шкатулки, до которых дотрагивался меч, меняли цвет на черный и белый. Для использования магии нужно проткнуть мечом белую шкатулку.

Книга Жизни

Книга Жизни — еще одна книга, рассказывающая о магии Одена. Хранится в библиотеке Народного Дворца. В начале ее говорится: «Все, пришедшие с ненавистью в сердце должны уйти, ибо в своей ненависти они лишь предают себя». Это предупреждение о том, что человек с жаждой власти с ненавистью в сердце не сможет воспользоваться магией Одена, ибо магия тогда убьет такого человека. Поэтому Даркен Рал, не обратив внимания на это скрытое предупреждение и желая власти, заранее был обречен.

Это одна из предосторожностей волшебников древности, чтобы магией не воспользовался человек, который может обратить ее во зло.

Магические символы и заклинания

Благодать

Благодать

Благодать один из наиболее часто упоминаемых символов в цикле произведений. Он описывает устройство мироздания. Внутренний круг ограничивает зону, обозначающую мир живых, внешний круг является границей мира мертвых, территории Владетеля, квадрат, вокруг которого описан внешний круг и в который вписан внутренний — символизирует завесу, разделяющую миры. Восьмиконечная звезда в центре — символ света Создателя, а лучи, исходящие от этой звезды обозначают магические силы пронизывающие и мир живых, и мир мертвых.

Материнское заклятие

Материнское заклятие — очень редкое заклятие связывающее двух людей, как пуповина связывает мать и ребенка. Наложить материнское заклятие может только человек обладающий неординарными способностями и невероятную силу дара. Если на человека наложено материнское заклятие, то с ним происходит все то, что происходит и с человеком, наложившим его, в том числе в случае смерти одарённого погибнет и его объект. Кроме того наложивший его человек может в любой момент разорвать магическую связь, тем самым убив того, на кого материнское заклятие было наложено. Заклятие возможно наложить только находясь в непосредственной близости к человеку, в то же время после его наложения расстояние между объектами не имеет значения. Данное заклятие не может снять никто, кроме наложившего его, но для этого ему снова надо оказаться рядом со своим объектом. Главной проблемой для одарённого является то, что на поддержание материнского заклятия он вынужден тратить все свои магические силы, и, таким образом, лишен возможности пользоваться своим даром для каких либо других целей. Материнское заклятие использовала сестра Никки в Шестом правиле волшебника. Она наложила его на Кэлен, для того чтобы подчинить себе Ричарда.

Заклинание Огненной Цепи

Очень опасное заклинание. Применив его к какому-либо человеку, можно было сделать его «невидимым», то есть окружающие видели этого человека, но в следующее мгновение начисто забывали о нем, даже глядя на него в упор. Первоначально заклинание было разработано, чтобы засылать лазутчиков в лагерь противника. Но заклинание также стирало воспоминания других людей о «невидимке», заменяя их ложными воспоминаниями, стирало все последствия влияния «невидимки» на других людей, с которыми он контактировал (например, если человек заключал договор, то участники договора этот договор благополучно забывали). В Великой Войне это Заклинание так и не было применено, все испугались его последствий. Было сделано всё для того, чтобы заклинание было забыто. Но на тот случай, если заклинание когда-нибудь будет использовано, чтобы исправить его последствия были созданы Шкатулки Одена.

Экранизация

1 ноября 2008 года состоялась премьера сериала Легенда об Искателе (англ. Legend of the Seeker), снятого по мотивам произведений цикла «Меч истины», компанией ABC. Сезон состоял из 22 серий, содержание которых имеет значительные расхождения с книгами цикла. В ноябре 2009 года, на экраны вышел второй сезон, также состоящий из 22 серий.

Примечания

  1. Терри Гудкайнд Первое Правило Волшебника. — М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2008. — С. 566. — 845 с. — (Век Дракона). — 3 000 экз. — ISBN 978-985-16-5095-4
  2. Терри Гудкайнд Четвёртое Правило Волшебника, или Храм Ветров. — М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2007. — С. 445. — 718 с. — (Век Дракона). — ISBN 978—5-17-044731-2
  3. Терри Гудкайнд Пятое Правило Волшебника, или Дух огня. — М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2007. — С. 291. — 733 с. — (Век Дракона). — ISBN 978-5-17-044730-5
  4. Терри Гудкайнд Шестое Правило Волшебника, или Вера падших. — М.: АСТ:АСТ МОСКВА, 2008. — С. 431. — 765 с. — (Век Дракона). — ISBN 978-5-17-050828-0

Ссылки

  • Дмитрий Злотницкий «Мир фантастики», №35/июль 2006. Рецензии: «Первое правило волшебника» — «Злая сказка нового века». Архивировано из первоисточника 31 августа 2011. Проверено 12 мая 2008.
  • Владимир Пуганов «Мир фантастики», №14/октябрь 2004. «Меч Истины. Мир Терри Гудкайнда». Архивировано из первоисточника 31 августа 2011. Проверено 12 мая 2008.
  • Официальный сайт Терри Гудкайнда. Архивировано из первоисточника 31 августа 2011. Проверено 30 июня 2008.
  • Сайт Кейта Паркинсона — художника, оформляющего американские издания Терри Гудкайнда. Архивировано из первоисточника 31 августа 2011. Проверено 30 июня 2008.
  • Цикл «Меч Истины» на fantlab.ru
  • Неофициальный сайт Терри Гудкайнда
  • Неофициальный сайт поклонников Терри Гудкайнда

Меч Истины.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47