Милка, Анатолий Павлович

12-04-2023

Перейти к: навигация, поиск
Милка Анатолий Павлович
Основная информация
Дата рождения

16 декабря 1939 (73 года)

Место рождения

с. Дорошевичи, Петриковский район, Гомельская область

Страна

 СССР Россия

Профессии

музыковед, доктор искусствоведения (1984), профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Милка Анатолий Павлович (16 декабря 1939, с. Дорошевичи Петриковского района Полесской области, СССР) — музыковед. Доктор искусствоведения (1984). Профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Содержание

Биография

Окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова в 1967 году по специальности «музыковедение» (класс А. Н. Должанского, после его кончины — С. М. Слонимского); в 1963—1967 г. занимался в классе композиции В. В. Пушкова; 1963—1965 в классе органа И. А. Браудо и В. Л. Майского. Там же в 1970 году закончил аспирантуру по специальности «теория музыки» (научный руководитель Ю. Г. Кон).

Член Союза композиторов Санкт-Петербурга (в 1980—1990 г. председатель секции критики и музыкознания). Член Международного Баховского общества (Лейпциг), Философского общества Российской Академии наук (Северо-западного отделения).

Один из крупнейших российских исследователей творчества И. С. Баха, А. Милка сочетает традиционные для музыковедения теоретические и исторические подходы с текстологическими, почерковедческими, даже криминалистическими методами исследования архивных источников. Одной из задач его работ стала критическая ревизия привычных хрестоматийных представлений о творчестве И. С. Баха, фактах его биографии, об истории ряда сочинений и некоторых жанрах. Заново увиденные в контексте обычаев эпохи и ее эстетических взглядов, многие обстоятельства и поступки Баха получают новое истолкование. Пересматривается в контексте философских воззрений эпохи барокко и концепция таких произведений как «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги».

Особенностью работ А. Милки является опора на доказательную фактическую, документальную и логическую базу. Так, А. Милка — сторонник взвешенного подхода к пониманию и обоснованию так называемой «скрытой символики» в баховских произведениях (символы мотивные, буквенные, начертательные, числовые). Понимание этой символики исследователь основывает на традиции толкования смысловых «слоёв» библейского текста.

Одним из важнейших открытий А. Милки стало обнаружение оригинального издания (1734) — и введение в мировой научный оборот нотного текста — считавшегося утерянным сочинения Готфрида Кирхгофа «L’ABC Musical» («Музыкальная азбука»), сборника «прелюдий и фуг во всех тональностях» (на деле не во всех 24-х, а в 16-ти — то есть во всех 15-ти, общеупотребительных в то время, с добавлением Си мажора), — сборника, упоминавшегося в исторической литературе в связи с идеей «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха.

А. П. Милка — организатор и участник международных научных конференций в рамках фестивалей «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге» (Ленинграде) по проблемам советской музыки и музыки России, конференций из цикла «Баховские чтения», научных конференций и симпозиумов по проблемам фольклора, текстологии, анализа музыки, творческого процесса, музыкальной структуры, культурологии и т. д.

Список трудов

Книги

  • Композитор Сергей Слонимский. Л.: Советский композитор, 1976.
  • Теоретические основы функциональности в музыке. — Л.: Музыка, 1982.
  • «Музыкальное приношение» И. С. Баха [на болг. языке]. — София: Музыкальные горизонты, 1988.
  • «Музыкальное приношение» И. С. Баха: к реконструкции и интерпретации. М.: Музыка, 1999.
  • Милка А. П., Шабалина Т. В. Занимательная бахиана. Вып. 1. 1997 (1-е изд.: СПб.: Северный олень); 2001 (2-е изд.: Композитор • Санкт-Петербург).
  • Милка А. П., Шабалина Т. В. Занимательная бахиана. Вып. 2. 1997 (1-е изд.: СПб.: Северный олень); 2001 (2-е изд.: Композитор • Санкт-Петербург).
  • Готфрид Кирхгоф. L’ABC Musical. Факсимильное издание утраченного прежде сочинения (ок. 1734 г.). Реализация цифрованного баса, вступительная статья и комментарии А.Милки. СПб., 2004. http://www.compozitor.spb.ru/catalogue_editions/the_regular/index.php?ELEMENT_ID=4285
  • «Искусство фуги» И. С. Баха: к реконструкции и интерпретации. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. http://www.compozitor.spb.ru/catalogue_editions/the_regular/index.php?ELEMENT_ID=19468

Диссертации

  • Кандидатская диссертация: «Функциональность музыкальной структуры и динамика структурного развития в сюитах И. С. Баха» (1970).
  • Докторская диссертация: «Теоретические основы функциональности в музыке» (1982).

Основные статьи

  • Об одном аспекте динамического развития в Чаконе из ре-минорной партиты И. С. Баха для скрипки соло // Ученые записки Новосибирской госконсерватории. Новосибирск, 1970. С. 146—158.
  • Новое об Интродукции к «Пиковой даме» П. И. Чайковского // Памятники культуры: новые открытия. Л., 1984. С. 197—207.
  • О методологических поисках 70-х годов: проблемы музыкального анализа и судьбы «новых методов» // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987. С. 178—205.
  • Über den Autor der Umstellung der Kanons im Musikalischen Opfer Johann Sebastian Bachs’, Johann Sebastian Bach: Leipzig 1989, 129-37.
  • Баховские «шестёрки»: принцип организации баховских сборников в контексте особенностей барокко // Музыкальные горизонты, 1990 № 9. С. 54-67.
  • «Берлинский автограф» как цикл // Вторые Баховские чтения: «Искусство фуги». СПб., 1993. С. 50-75.
  • О композиционной функции BWV 870—893 // Третьи Баховские чтения: «Хорошо темперированный клавир». СПб., 1996. С. 9-17.
  • Zur Herkunft einiger Fugen in der Berliner Bach-Handschrift // Bach Jahrbuch 2003. S. 251—258.
  • О христианской символике в двойном каноне И. С. Баха BWV 1077 // Жизнь религии в искусстве. СПб, 2006. С. 132—144.
  • Малые имитационные формы (К вопросу о генезисе и природе фуги) // Александр Наумович Должанский. К 100-летию со дня рождения. СПб., 2008. С. 197—225.
  • Последняя фуга И. С. Баха // Восьмые Баховские чтения в Санкт-Петербурге. Работа над фугой: Метод и школа И. С. Баха. СПб. 2008. С. 216—261.
  • Zur Datierung der H-Moll-Messe und der Kunst der Fuge // Bach-Jahrbuch 2010. S. 53-68.

Ссылки

  • Кафедра теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории
  • Анатолий Милка на сайте филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Милка, Анатолий Павлович.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47