15-06-2023
«Михаил Сомов» | ||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Исследовательское (ледокол дизель-электроход) | |
Государство | ||
Порт приписки | Архангельск | |
Класс | KM(*) ULA[2] | |
Номер ИМО | 7518202 | |
Позывной | UCLD | |
Владелец | Северное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |
Верфь | Херсонский судостроительный завод | |
Спущено на воду | 28 февраля 1975 года | |
Введено в эксплуатацию | 30 июня 1975 года | |
Современный статус | В эксплуатации | |
Параметры | ||
Длина | 133,13 м. | |
Ширина | 18,84 м. | |
Высота | 11,6 м. | |
Средняя осадка | 8,4 м | |
Водоизмещение | 14 135 т. | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 4R 32BC | |
Винты | 1 винт фиксированного шага с 4 съемными лопастями | |
Мощность | 4 по 1365 кВт | |
Скорость | 11,4 уз. |
Судно «Михаил Сомов» — дизель-электроход, может быть использован в ледокольном варианте при толщине сплошного льда до 70 см. Названо в честь известного советского исследователя Арктики Михаила Михайловича Сомова (1908—1973).
Содержание |
Построен Херсонским судостроительным заводом Минстроя СССР, является заключительным семнадцатым судном типа «Амгуэма» (и пятым из числа судов серии, построенных этим заводом, головное судно «Капитан Мышевский»), утвержденного Минсудпромом в проекте №550 в январе 1956 года.
Научно-экспедиционное судно заложено 10 октября 1974 года по заказу Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР. Спущено на воду 28 февраля 1975 года. Подъем Государственного флага СССР на «Михаиле Сомове» состоялся 8 июля 1975 года. Этот день и считается днем рождения судна. Оно было передано в НИИ Арктики и Антарктики под командование капитана М. Е. Михайлова 30 июля 1975 года. 2 сентября того же года «Михаил Сомов» вышел в свой первый рейс.
«Михаил Сомов» участвовал в двадцати одной советской и российской Антарктических экспедициях. Выполнено более десятка рейсов от ААНИИ по перевозке грузов, в том числе и в Арктику.
В 1977 году «Михаил Сомов» выполнял операцию по снабжению и смене персонала антарктической станции Ленинградская. 1 февраля 1977 года в точке 68°20' ю. ш., 162°32' в. д. «Михаил Сомов» вошёл в полосу 8 - 10-балльных льдов. Когда до выхода в полынью вблизи от станции оставалось около 30 миль, синоптическая обстановка внезапно ухудшилась. Из-за сильной метели судно легло в дрейф и за трое суток господствующим юго-восточным ветром вместе с ледяными полями было снесено на 56 миль на запад. Лед вокруг судна был поджат, всторошен, и оно не могло активно двигаться.
6 февраля 1977 года в 68°33' ю. ш., 158°05' в. д. начался дрейф «Михаила Сомова» во льдах Балленского ледяного массива.
В период с 19 февраля по 2 марта 1977 года была осуществлена смена персонала станции Ленинградская, находившейся на расстоянии 200 км. Станция была обеспечена топливом, продовольствием и другими грузами.
В конце марта ледовая обстановка стала улучшаться. 28 марта «Михаил Сомов» сумел развернуться в узкой трещине и начал пробиваться на восток. 29 марта 1977 года, преодолев перемычку из тяжелых всторошенных льдов в точке 66°40' ю. ш., 152°06' в. д., судно вышло на северную периферию Балленского ледяного массива.
Дрейф «Михаила Сомова» продолжался 53 дня, за это время судно продрейфовало около 250 миль.[1]
15 марта 1985 года во время обеспечения станции Русская «Михаил Сомов» (капитан В. Ф. Родченко) был зажат тяжелыми льдами и оказался в вынужденном дрейфе вблизи побережья Антарктиды у Берега Хобса. С дрейфующего судна вертолетами Ми-8 было эвакуировано 77 участников экспедиции и членов экипажа на теплоход «Павел Корчагин». Эта операция была завершена 17 апреля 1985 года.
Для спасения «Михаила Сомова» был направлен ледокол «Владивосток». 26 июля 1985 года ледокол околол «Михаила Сомова» и 11 августа оба судна вышли на чистую воду.
В дрейфе «Михаил Сомов» находился 133 дня.[1]
4 мая 1991 года «Михаил Сомов» (капитан Ф.А. Песьяков) был экстренно направлен в к станции Молодежная для эвакуации более 150 полярников. Сквозь тяжелые льды «Михаил Сомов» пробился в район станции Молодежная и 9 июля 1991 года была завершена эвакуация полярников на борт судна. Обратно «Михаил Сомов» выйти не смог и был зажат льдами. В течение 19 и 20 августа 1991 года, в условиях полярной ночи полярники и 15 членов экипажа вертолетами были вывезены обратно на станцию Молодежная.
22 августа 1991 года более 190 полярников были вывезены со станции самолетом Ил-76МД (командир Герой Советского Союза С.Г. Близнюк).
Ледовый дрейф судна продолжался до 28 декабря 1991 года.[2]
1 мая 2000 года НЭС «Михаил Сомов» передано Северному УГМС. После заводского ремонта в том же году судно выполнило два рейса в рамках проекта «Арктика-2000» и по доставке грузов на полярные станции, на погранзаставы, нефтяникам, военным организациям западного сектора Арктики.
В 2001—2002 годах судно выполнило семь рейсов с научно-исследовательскими целями и по завозу грузов в высокие широты. В 2003 году состоялись научный рейс в рамках программы «Печора-Штокман 2003» и два «снабженческих» похода в Арктику.
В 2004 году НЭС «Михаил Сомов» выполнило один научный рейс и три снабженческих рейса по завозке грузов на полярные станции, погранзаставы, радионавигационные станции и военные объекты арктического сектора России.
По состоянию на август 2009 года судно «Михаил Сомов» находится в эксплуатации у Северного межрегионального территориального управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Используется для снабжения российских научных экспедиций в Арктике, для доставки на научные станции, пограничные заставы и иные объекты персонала, оборудования и припасов, а также для проведения научных исследований арктических льдов.
В 1985 году «Михаил Сомов» награждён орденом Трудового Красного Знамени за героический дрейф во льдах Антарктиды и успешное освобождение из ледового плена.
Капитан судна Валентин Филиппович Родченко был удостоен звания Героя Советского Союза, многие члены экипажа награждены правительственными наградами.
Михаил Сомов (судно).