Мосты Преображенского

14-10-2023

47°49′13″ с. ш. 35°04′29″ в. д. / 47.820278° с. ш. 35.074722° в. д. (G) (O)

Преображенский мост через Новый Днепр
Преображенский мост через Старый Днепр

Мосты Преображенского — два моста над Днепром, соединяющие через остров Хортицу правый и левый берег города Запорожье. Построены в 1949—1952 гг. и названы в честь автора проекта — инженера-мостостроителя Бориса Николаевича Преображенского. Памятник культурного наследия Украины, памятник градостроения местного значения[1][2][3].

Мосты выработали свой ресурс и требуют немедленной реконструкции[4].

Содержание

Характеристика мостов

Преображенский мост через Новый Днепр

Четырёхарочный двухъярусный мост соединяет берега русла Новый Днепр. Длина — 560 метров, высота — 54 метра. Ширина проезжей части — 8 метров, грузоподъёмность — 80 тонн[5].

Преображенский мост через Старый Днепр

Одноарочный двухъярусный мост перекинут через русло Старый Днепр. Длина — 228 метров. Ширина проезжей части — 8 метров, грузоподъёмность — 100 тонн[5].

Нижний ярус мостов предназначен для пешеходов и автомобильного транспорта, а верхний — для двухпутейной железнодорожной магистрали.

История

Сооружение мостов началось весной 1949 г[6]. Автором проекта был известный инженер Борис Николаевич Преображенский, работавший в институте «Трансмостопроект» Министерства путей сообщения СССР. Работами по возведению моста через Новый Днепр руководил начальник мостоотряда № 6 полковник Николай Александрович Артеменко, а моста через Старый Днепр — начальник мостоотряда № 7 Башицкий[7].

Первоначально Б. Н. Преображенский в целях экономии хотел использовать опоры разрушенных во время войны мостов Стрелецкого. Но когда водолазы очистили дно от взорванных конструкций (около 12000 тонн), то выяснилось, что немцы подорвали опоры на семиметровой глубине. От опор мостов Стрелецкого остались только береговые башни с бойницами. Новые мосты, в отличие от довоенных, предполагалось строить из железобетона. Это объясняется отсутствием в послевоенной стране достаточного количества высокопрочных сталей, а также тем, что в условиях холодной войны, сталь невозможно было закупить за рубежом[7]. Делать мосты из монолитного железобетона сложнее, так как практически строится два моста — деревянный (изготовление опалубки) и бетонный[6]. Этим объясняется длительное время постройки мостов. При строительстве многое в практике мостостроения приходилось делать впервые, например, послойное бетонирование, блочное армирование бетона и блочные опалубки. Мировая практика в те годы ещё не имела опыта строительства железобетонных мостов с такими длинными пролётами[7].

Руководитель строительства моста через Новый Днепр Н. А. Артеменко был опытным военным строителем. В 1931 г. он участвовал в разборке Кичкасского моста, строил мосты Стрелецкого и послевоенные временные мосты через Днепр в Запорожье. Благодаря Н. А. Артеменко в Германии на фирме «Блейхерт» (нем. Adolf Bleichert & Co.) в счёт репарации были изготовлены два кабель-крана пролётом 800 м. Привезённые в Запорожье, они были здесь собраны и с успехом использовались на строительстве мостов, значительно облегчая и ускоряя строительные работы[7]. Восстановление моста через Днепр в Запорожье было выполнено в 1951 году с использованием фундаментов разрушенных опор. Русло реки было перекрыто тремя железобетонными двухъярусными совмещенными (под два железнодорожных пути и автодорогу) арочными строениями. Сооружение части свода с пролётом 140 м осуществлялось способом кольцевого бетонирования. В 1949 году, кроме инвентарных арочных кружал (ИАК), на строительстве использовались металлические балочные подмости-кружала с промежуточными опорами.

Мосты были сданы 31 декабря 1952 г. С пуском мостов в эксплуатацию отпала надобность во временном деревянном мосте через Хортицу, и его разобрали. По верхнему ярусу моста пошли железнодорожные составы из Донбасса на Криворожье. К проезжей части нижнего яруса подходила одна шоссейная дорога с двухсторонним движением, которая почти до 1970-х годов обеспечивала пропуск легкового и грузового автотранспорта. Эта дорога подходила к мосту с южной стороны железнодорожной насыпи. С началом застройки Хортицкого микрорайона и строительства второго машинного зала ДнепроГЭСа вся нагрузка по перевозке людей и грузов приходилась на мосты. В связи с этим с северной стороны железнодорожной насыпи проложили новое шоссе, сделав въезд и выезд с мостов раздельными. Одновременно с этим на северной оконечности острова Хортица было начато строительство нового одноарочного моста через Днепр[6].

После ввода мостов в эксплуатацию мостостроители были представлены к правительственными наградам. Однако среди представленных к наградам не оказалось автора проекта — инженера Б. Н. Преображенского. По воспоминаниям участника строительства полковника Артеменко, Преображенскому сообщили, что И. В. Сталин вычеркнул инженера из списка награждённых, что потрясло Преображенского и он скончался от инфаркта в январе 1953 г.[7] После смерти его имя присвоили мостам, о чём указывает мемориальная доска на одной из опор моста: «Мост построен по проекту Бориса Николаевича Преображенского»[6].

В 1974 г. после окончания строительства новых шоссейных дорог и металлического одноарочного моста через остров Хортица, был пущен троллейбусный маршрут № 2 проходящий через мост Преображенского[6].

Современное состояние мостов

Мосты Преображенского строились как автомобильная и железнодорожная переправа через Днепр, соединяющая Кривой Рог с Донбассом. В годы строительства автомобильный поток был малым, поэтому мосты были построены двухполосными. Однако за прошедшие пятьдесят лет на правом берегу Днепра вырос новый жилой Хортицкий район города, многие жители которого работают на левом берегу.

Из-за увеличения интенсивности движения ускорилось разрушение мостов Преображенского — нарушается гидроизоляция деформационных швов, мост покрывается трещинами, от опор отпадают куски бетона[8]. Одной из причин дорожных заторов являются въезды, построенные под углом к оси большого моста, что принуждает автомобилистов сбрасывать скорость.

Генеральным планом развития города от 1985 года предусматривалась реконструкция мостов, однако до сегодняшнего дня мосты ни разу капитально не ремонтировались[9][10].

В 2004 году отмечалось, что пропускная возможность мостов Преображенского полностью себя исчерпала — их загруженность транспортом превышала нормы в 2,4 раза. Поэтому при малейшей аварийной ситуации на мостах или плотине Днепрогэса создаются многочасовые заторы[11][12].

Уже с конца 1960-х годов стало ясно, что мосты Преображенского и плотина Днепрогэса не справлялись с городским транспортным потоком. Необходимо было начинать строить новые мосты[13]. В 2004 г. началось строительство новых многополосных автомобильных вантовых мостов шириной 39 м, идущих параллельно мостам Преображенского[14]. Проект новой магистрали разработан АОЗТ «Киевсоюздорпроект». Протяженность автомобильной ветки составит в 9,1 км, из которых 660 м — вантовый мост через Новый Днепр и 340 м — мост через Старый Днепр. Мостовой пилон поднимется на высоту 165 м. Общая стоимость грандиозного проекта — почти 2 млрд гривен[15].

Интересные факты

  • Мост Преображенского через Старый Днепр был самым длинным одноарочным мостом Украины до постройки в 1974 года ещё одного арочного моста через Днепр в Запорожье[6].
  • Мост Преображенского (вместе с каменными бабами) изображён на монете «Национальный заповедник „Хортица“» из серии «12 чудес Украины», которая отчеканена на Островах Кука[16].
  • Планируется, что одна из веток будущего лёгкого метро будет проходить по мосту Преображенского и свяжет Хортицкий район с заводской промышленной площадкой[17].
  • Мост Преображенского присутствует в локации «Затон» компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти»[18].
  • Через большой мост Преображенского проходит водовод[19].
  • Мосты Преображенского популярны среди самоубийц[20].

Литература

  • Адельберг Л. И. Мосты инженера Преображенского // Мосты Запорожья. — Запорожье: Тандем-У, 2005. — 56 с.
  • Мосты инженера Бориса Преображенского: [г. Запорожье] // Выбор. — 2006. — № 32. — 10 августа. — С.5.
  • Мостам Преображенского — 55 лет // Миг. — 2007. — № 52. — 27 декабря. — С.51.
  • Мостам Преображенского — 55 лет ! : (г. Запорожье) // Днепровский металлург. — 2008. — № 1. — 11 января. — С.4.

Примечания

  1. Про Перелік пам’яток культурної спадщини, що не підлягають приватизації
  2. Зведений перелік раніше затверджених пам’яток містобудування та архітектури і щойно виявлених об’єктів культурної спадщини містобудування та архітектури м. Запоріжжя  (укр.) (doc). Запорізька міська рада (31 января 2007). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  3. Рішення виконкому Запорізької обласної Ради народних депутатів від 14.04.1987 № 138
  4. Запоріжцям потрібні мости // Урядовий кур'єр. — 2009. — № 143. — 8 серпня. — с.9
  5. ↑ Генеральный штаб. Запорожье, 12-36-0II. L-36-II. Состояние местности на 1990 г., Издание 1992 года
  6. ↑ Мосты Запорожья. — Запорожье: Тандем-У, 2005. — 56 с.
  7. ↑ Мосты Преображенского
  8. В каком состоянии мосты Запорожья ? Досье (20-4-2000)
  9. Наша боль — мосты // Индустриальное Запорожье — 2009. — 27 марта.
  10. Постанова вiд 30.05.1985 № 224
  11. «Запорізька Січ», 21.10.2004 г.
  12. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 203. — 216 с. — 3000 экз. — ISBN 966-348-059-9
  13. Жаров В. Запорізькі мости: від царя до президента // Просто. — 2007. — № 4
  14. Запорожье наводит мосты. Архивировано из первоисточника 22 июля 2012.
  15. Адельберг Л.И., 2005
  16. Острова Кука отчеканили Хортицу на монете // Индустриальное Запорожье — 2010. — 1 июня.
  17. Запорожская подземка в легкой перспективе. Суббота плюс (28.01.2011). Архивировано из первоисточника 2 марта 2012.
  18. Скриншоты Зов Припяти, мост «Им. Преображенского», локация «Затон»
  19. Миг, № 51 (6787), 23 декабря 2010 г., с. 10
  20. Большие трагедии маленьких людей // Остров свободы, № 39, 27 июля 2006

Мосты Преображенского.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47