Музыкальная акустика

04-09-2023

Музыкальная акустика — раздел акустики, изучающий физические свойства музыкальных звуков. Как и общая акустика, музыкальная акустика — междисциплинарная наука. В своих исследованиях она привлекает данные и (частично) понятийный аппарат других наук, главным образом, математики, теории музыки и психологии.

Главный предмет музыкальной акустики — высота, динамика, тембр музыкальных (т. е. применяемых в музыке, эммелических) звуков, главным образом с точки зрения их восприятия слухом и воспроизведения (интонирования) музыкантами-исполнителями. Особая (пограничная с математикой) область музыкально-акустических исследований — теория музыкальных строёв и темпераций.

Музыкальные теоретики (Г. Риман, П. Хиндемит) использовали данные музыкальной акустики для построения «естественно-научных» концепций музыки, а физики и психологи (Г. Гельмгольц, К. Штумпф, В. Кёлер) — для создания «физиологических» концепций музыкального восприятия. В России вклад в музыкальную акустику внесли Н. А. Гарбузов (разработавший так называемую зонную теорию музыкального слуха), Л. С. Термен, А. А. Володин, Е. А. Мурзин (создатели электромузыкальных инструментов), Е. В. Назайкинский.

Данные музыкально-акустических исследований широко применяются на практике, особенно в воспитании слуха и образовании музыкантов-исполнителей, в конструировании и настройке музыкальных инструментов (в т. ч. реконструкции старинных инструментов, применяемых в аутентичном исполнительстве), в организации современной звукозаписи (в т. ч. оснащение аудиостудии), в технике композиции электронной музыки, в строительстве театров, концертных залов и других помещений, предполагающих естественное и приятное распространение звука, и т. д.

См. также

Литература

  • Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage für Theorie der Musik. Braunschweig, 1863; рус. перевод под назв. «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки». СПб., 1875.
  • Stumpf C. Tonpsychologie. 2 Bände. Leipzig, 1883 (Bd.1); Leipzig, 1890 (Bd.2).
  • Riemann H. Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft). Leipzig, 1891; начиная со 2-го издания (1914) под назв. «Handbuch der Akustik»; рус. перевод Н. Д. Кашкина под назв. «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (М., 1898).
  • Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Teil 1. Mainz, 1937.
  • Музыкальная акустика, под ред. Н.А. Гарбузова. М., 1954.
  • Применение акустических методов исследования в музыкознании. Сб. статей. М., 1964.
  • Володин А.А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука. М., 1970.
  • Кузнецов Л. А. Акустика музыкальных инструментов. М., 1989.
  • Назайкинский Е.В. ТВМ // Музыка и информатика. М., 1999.
  • Старчеус М. С. Слух музыканта. М.: Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003.
  • Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник для вузов. СПб.: Композитор, 2006.

Музыкальная акустика.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47