14-09-2023
М-55 "Геофизика" | |
---|---|
М-55 на авиасалоне МАКС-2011 | |
Тип | высотный разведчик |
Разработчик | ОКБ Мясищева |
Производитель | ОАО «Смоленский авиационный завод» |
Главный конструктор | В. К. Новиков |
Первый полёт | 16 августа 1988 (М-55) |
Статус | на вооружении |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
Базовая модель | М-17 |
Изображения на Викискладе |
М-55 «Геофизика» (по кодификации НАТО: Mystic-B) — советский (впоследствии российский) высотный дозвуковой разведчик. Построен по схеме цельнометаллического полумонококового высокоплана со свободнонесущим крылом нормальной аэродинамической схемы.
Содержание |
Разработка высотного самолёта-перехватчика была начата в ОКБ В. М. Мясищева в конце 60-х годов. Целью создания такого самолёта был перехват высотных разведывательных аэростатов, регулярно запускавшимися американскими спецслужбами и залетавшими иногда на значительные расстояния вглубь территории СССР. Но по разным причинам постройка первого самолёта затянулась до 80-х годов, и первая опытная машина М-17 «Стратосфера» с регистрационным номером «СССР-17103» поднялась в воздух 26 мая 1982 года.
Но к этому времени проблема разведывательных аэростатов уже потеряла свою актуальность и было принято решение на базе М-17 создавать высотный разведывательно-ударный комплекс, состоящий из собственно самолёта-разведчика и наземного пункта наведения и управления, обеспечивающего целеуказание ракетам «земля-земля» и ударным самолётам. Модифицированный самолёт М-17РМ выполнил первый полёт 16 августа 1988 года. В ОКБ самолёт получил обозначение М-55 «Геофизика». Разработана двухместная учебно-тренировочная модификация самолёта М-55У. Ведутся работы по созданию двухместного самолета высотного воздушного наблюдения «Геофизика-2», имеющего усовершенствованную аэродинамику и удлиненный фюзеляж.
По заказу иностранных частных компаний предполагается создание версии самолёта для запусков воздушным стартом суборбитального космоплана для космического туризма.
Самолёт строится серийно на Смоленском авиазаводе.
Самолёт имеет двухбалочную конструкцию с высокорасположенным крылом большого удлинения, набранным из сверхкритических высоконесущих профилей. В передней части фюзеляжа расположена кабина пилота и отсек с разведывательной аппаратурой, массой около 1,5 тонн. Вся задняя часть фюзеляжа представляет собой моторный отсек, где располагаются два двухконтурных высокоэкономичных двигателя Д-30В12 (на М-17 стоял один двигатель РД-36-51В). Емкость топливной системы составляет 8300 л.
Источник данных: Удалов, 1993 год.
Технические характеристики
Лётные характеристики
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
М-55 (самолёт).