Народный дом

18-09-2023

Введенский народный дом, Москва, 1903—1904 (не сохранился)

Народный дом — общедоступное негосударственное просветительское учреждение клубного типа. В России, создавались начиная с конца 1880-x гг, особенно широко — после революции 1905 года. Финансировались местными промышленниками, частными благотворителями, муниципальными управами, обществами трезвости, а также по линии государства финансировались дома трезвости.

Содержание

История

Существует мнение, что непосредственными предшественниками народных домов в России были народные дома Англии. В 1887 году в Англии возник новый тип народных домов — многофункциональных учреждений, предоставлявших вечернее образование для взрослых и внешкольное — для детей. Но впервые Народные дома появились в России, а не в Англии — первый народный дом возник в 1882 году в Томске. В Петербурге первый народный дом открылся в 1883 году.

Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все формы образовательной и досуговой деятельности. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи, где сосредотачивались различного типа наглядные пособия, используемые при чтении лекций в процессе систематических занятий, передвижные и постоянно действующие выставки.

Проектированием народных домов занимались Ф. О. Шехтель, И. А. Иванов-Шиц, П. П. Рудавский и др. видные архитекторы. В 19101914 А. У. Зеленко и И. П. Кондаков совместно выполнили серию проектов типовых народных домов (не реализованы). Крупнейшим народным домом вне Петербурга был Аксаковский народный дом в Уфе, начатый постройкой в 1909, с залом на 600 мест, впоследствии расширенным.

В 19051917 строительство народных домов получило официальную поддержку как минимум муниципальных, городских властей — в надежде связать революционную активность населения, занять делом рабочую молодёжь и противодействовать массовому пьянству (соучредителями народных домов часто выступают общества трезвости). В январе 1915 Московская городская дума постановила открыть к 1 сентября 1915 двенадцать народных домов и открывать ежегодно по три новых (до 1919 включительно). Однако до октября 1917 были открыты только два учреждения. В Москве народные дома так и не стали крупными просветительскими центрами, не смогли привлечь большое число посетителей, несмотря на низкие расценки и бесплатные программы.

Эти учреждения, организуя культурный досуг наследия, ставили перед собой задачу развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу.

Советский период

После революции 1917 народные дома сохранили свои функции под контролем новой власти — став рабочими клубами. Скромные размеры старых народных домов не отвечали потребностям индустриализованных городов; так, в послевоенные годы б. Введенский народный дом в Москве был перестроен до неузнаваемости в стиле позднего сталинского ампира (сейчас в здании — Дворец культуры Московского электролампового завода).

В советское время название Народный дом в официальной речи использовалось редко. В 1937 арх. А. О. Таманян проектирует Ереванский Народный Дом. Проект был удостоен гран-при на парижской выставке 1937 года и реализован как Театр оперы и балета Армянской ССР.

Известные народные дома в России

Украина

  • [3]

Народные дома в Скандинавии

Народный дом в Стокгольме.

Широкое распространение получили народные дома (швед. Folkets hus) в Скандинавсих странах: Швеции, Дании и Норвегии, где народные дома есть во многих городах.

Народные дома в Италии

Название «Народный дом» (итал. Casa del Popolo) появилось также в Италии в сентябре 1893 года во время второго конгресса социалистов в городе Реджо-Эмилия, в связи с учреждением нового общественного здания для кооператива в Массенцатико (городке неподалёку от Реджо). На становление этого понятия в Италии оказал влияние и соответствующий опыт соседних стран (см. ниже).
Итальянские Каза дель Пополо того времени отвечали потребностям развития народных кооперативов для совместной работы и потребления, как и всему комплексу задач, служащему культурным, благотворительным, и досугово-развлекательным нуждам вкупе с механизмами взаимопомощи.

Новое дыхание и звучание это движение получило во второй половине XX века, попав под протекторат Итальянской Коммунистической партии (и отчасти других левых сил). С этого времени итальянские "Каза дель Пополо" воспринимаются как коммунистическая разновидность многостороннего общеевропейского явления, за которым закрепилось название «Общественный центр». Для коммунистического и социалистического движения Италии, — Народный дом символизирует координационный центр одновременно как для политического сплочения, так и создания модели будущего общества, низовой ячейки-ядра для социализма, которые могли бы шаг за шагом расширяться и нарастать вплоть до включения в себя местного управления, экономической жизни и гражданского общества целиком.
В этом смысле, "Каза дель Пополо" (в современной «левой» трактовке) олицетворяет надежду не только на построение «нового общества», но и формирование нового «социалистического» человека.

Народные дома в других странах Европы

В Болгарии самые распространённые подобные, но с национальной спецификой общественные клубные учреждения — Читалиште, известны с 1856 года.

Схожие — и в то же время национально-своеобразные разновидности народных домов известны также в опыте множества других европейских стран, как, например, Maison du peuple во Франции, Бельгии и Швейцарии (первый швейцарский народный дом итальянского типа также основан в 1899 году в городе St. Gallen), или Volkhaus в Германии, Volkshuis в Голландии и т. п.

Самые известные примеры: Maison du Peuple в Брюсселе (называемый также по-фламандски — Volkshuis Brussel), Maison du Peuple в Нанси, Maison du Peuple в Клиши.

См. также


Литература

  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — С. 367—368. — 701 с. — (Строители России, ХХ век). — ISBN 5-9207-0001-7
  • Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVII — начало XX): уч.пособие / В. м. Рябков. — Чел.акад.культуры и искусств. -Челябинск, 2006. — 706 с.
  • Виноградов А. П. История культурно-просветительской работы в СССР −1970. — 246 с.

Народный дом.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47