02-05-2023
Борис Нарциссов | |
Дата рождения: | |
---|---|
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: |
поэт |
Бори́с Анато́льевич Нарци́ссов (14 (27) февраля 1906, с. Наскафтым Кузнецкого уезда Саратовской губернии, ныне Шемышейский район Пензенской области — 27 ноября 1982, Вашингтон) — русский поэт и переводчик.
Вырос в Ямбурге в семье врача. Молодость провёл в Эстонии, где окончил гимназию (1924) и химическое отделение Тартуского университета (1931); по специальности химик.
Участвовал в литературной жизни Эстонии, входил в Юрьевский цех поэтов. Как он сам писал впоследствии (в стих. «Двойники»):
- <...> Конец двадцатых. Сонный Дерпт,
- Академический эстонский Тарту.
- А там поэты: Цех Поэтов,
- И все в очках, и все — Борисы.
- Один — весьма потом известный Вильде
- (Расстрелян немцами в Париже);
- И неизвестный Тагго-Новосадов
- (Замучен после в ГПУ);
- И ваш покорный — чудом уцелевший.
- И ментор старший наш:
- Борис Васильич Правдин,
- Доцент, поэт, эстет и шахматист.
- Писал стихи:
- Мой пояс стоит два таланта серебра.
- Я дочь верховного иерофанта Аммона-Ра…
- Был в дружбе с Северянином, и Ларионов
- Проездом у него гостил <...>
С 1941 в Тюбингене, после окончания войны попал в лагерь для перемещённых лиц под Мюнхен, в 1951—1953 в Австралии, позднее — в США, где впервые начинает активно печататься. Работал по специальности, занимался исследовательской работой сначала в Колумбусе (до 1959), затем в Вашингтоне. С 1971 на пенсии.
Поэтические сборники «Стихи» (1958), «Голоса» (1961), «Память» (1965), «Подъём» (1969), «Шахматы» (1974), «Звёздная птица» (1978). Посмертно опубликована книга «Письмо самому себе» (Нью-Йорк, 1983). Переводил Эдгара По, игравшего большую роль в его творчестве, и др. поэтов. Для оригинальной поэзии характерны ностальгические и мистические мотивы (визионерство, двойничество, экзотика и т. п.), своеобразная ирония, словесные эксперименты.
Полярность двух основных занятий Нарциссова — естествоиспытатель и поэт — придаёт некую непреходящую напряжённость всему его творчеству: автор понимает опасность рационального познания мира. Суть в том, что подлинным источником его стихов стала его уверенность в существовании потусторонних сил: нередко он изображает демонический мир в гротескном сочетании с миром реальности. В стихах Нарциссова мотивы двойника, зеркала, духов, сновидений существуют наравне с картинами городов, пейзажей и предметов, виденных им. В своих описательных стихах Нарциссов старается охватить весь мир — от Крайнего Севера до Австралии, от Средиземноморья до далёких уголков Америки; исторические стихи посвящены прошлому Эстонии. Нарциссову «удаётся соединить современную научно-техническую мифологию с классической, а порой и Библейский апокалипсис с его ядерным эквивалентом» (Terras, HRL). Нарциссов, веривший в переселение душ, редко находил в своих стихах путь в более светлые миры, он «писал по-босховски сильно и ярко, зримо и осязаемо» (Б. Филиппов). Лексический запас Нарциссова очень богат — от церковно-славянского языка и диалектизмов вплоть до математической терминологии.[1]
Занимался литературной критикой, переводами с эстонского языка.
Содержание |
О нём:
Нарциссов, Борис Анатольевич.