Николай Ставрогин

11-07-2023

Перейти к: навигация, поиск

Николай Всеволодович Ставрогин — центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Это так же одна из ключевых фигур для всего творчества Достоевского.[1][2]

Фамилия «Ставрогин» происходит от греческого слова σταυρός — крест[3][4].

Краткая биография персонажа

До начала действия романа

Текст романа «Бесы» позволяет восстановить предысторию персонажа. Николай Ставрогин родился в 1840 году. Воспитывался без отца, Всеволод Николаевич Ставрогин покинул семью, когда сын был ещё маленьким. С 8 лет с ним занимается Степан Трофимович Верховенский. С осени 1855 по декабрь 1860 учился в Петербургском лицее. С 1861 — служил в гвардии, за участие в двух дуэлях, где «убил одного из своих противников наповал, а другого искалечил» в 1862 был отдан под суд и разжалован в солдаты. В 1863 участвовал в подавлении польского восстания, за что был произведен в офицеры, затем подал в отставку. В 1864 сблизился с Петром Верховенским, Лебядкиным и Кирилловым; в июне этого года 1864 соблазняет соседскую девочку Матрёшу, которая вскоре вешается.[5][6]

О последнем факте Ставрогин рассказывает в неопубликованной главе романа «У Тихона», которая должна была стать девятой, заключительной главой второй части романа, а в более поздней редакции — первой главой третьей части[7][8]. Впрочем факт не включения этой главы в окончательную редакцию (помимо чисто цензурных соображений), возможно, является показателем осознанным переосмыслением образа Ставрогина писателем. А. Л. Бем в своей работе «Эволюция образа Ставрогина» писал, что Достоевский не желает допустить Ставрогина до крайней черты нравственного падения. Так в одном из черновых вариантов главы «У Тихона» на следующий день после своей исповеди Ставрогин посылает записку со словами: «все это я вам солгал… я немного был не в своем уме…». Там же описано, что вскоре после этого он тайно женится на хромоножке Марье Лебядкиной[9].[5][6]

В июне 1865 он приезжает к матери. Тогда он вызвал всеобщее возмущение тем, что оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену… Этот эпизод объяснили белой горячкой, вслед за этим Ставрогин уезжает за границу, в Европу, что стало началом его четырёхлетних путешествий[5][6].

В 1867 он начал проводить эксперименты по влиянию на Шатова и Кириллова (которые можно охарактеризовать как духовное растление), участвует в реорганизации тайного общества, пишет устав для него, а в конце следующего, 1868 года отказывается от российского подданства. К этому же времени относятся романы Ставрогина с Марией[10] и Дарьей Шатовой[11] (женой и сестрой Ивана Шатова). Тогда же начинаются и его странные, трагичные отношения с Лизой Тушиной[12][5][6].

Основное действие романа

Внешняя характеристика

Фёдор Михайлович Достоевский описывает Николая Ставрогина как демонического красавца[5]. Подробный портрет героя даётся во второй главе романа «Принц Гарри. Сватовство». Рассказчик описывает прибывшего в 1865 году в родной город Ставрогина как очень красивого молодого (примерно 25 лет) человека, вопреки своей репутации — хорошо одетого, изящного и благовоспитанного. «Он был не очень разговорчив, изящен без изысканности, удивительно скромен и в то же время смел и самоуверен как у нас никто.» Описывая черты его лица: чёрные волосы, светлые ясные и спокойные глаза, нежный цвет лица, яркий румянец, белые зубы и «коралловые» губы, рассказчик характеризует их как «чрезмерные», отмечая некоторую искусственность его красоты, схожесть лица с маскою. Также Николая Ставрогина отличала физическая сила и рост выше среднего. Его появление оказало сильное влияние на женскую часть общества: «Все наши дамы были без ума от нового гостя. Они резко разделились на две стороны, — в одной обожали его, а в другой ненавидели до кровомщения; но без ума были и те и другие». Второе описание приходится уже на 1869 год, где тот же рассказчик, не заметив особых внешних изменений, отмечает изменения внутренние: «прежде хоть и считали его красавцем, но лицо его действительно „походило на маску“, как выражались некоторые из злоязычных дам нашего общества. Теперь же, — теперь же, не знаю почему, он с первого же взгляда показался мне решительным, неоспоримым красавцем, так что уже никак нельзя было сказать, что лицо его походит на маску. Не оттого ли, что он стал чуть-чуть бледнее чем прежде и, кажется, несколько похудел? Или может быть какая-нибудь новая мысль светилась теперь в его взгляде?..».[6]

Прототипы

Роман Бесы после написания считался изображением нечаевщины (он и в самом деле был откликом на злободневное тогда дело Нечаева[13]). В 1920-е годы вопрос о прототипах главного героя романа был поставлен Л. П. Гроссманом, который посчитал его «первой монографией о Бакунине». Однако В. П. Полонский оценил эту версию как неубедительную и доказал, что она не является верной[14]. Он предположил что прототипом «аристократа, пошедшего в демократию» Ставрогина был петрашевец Н. А. Спешнев. Достоевский в молодости был лично знаком с этим атеистом, социалистом и коммунистом, который оказал сильнейшее влияние на будущего писателя. Фёдор Михайлович после называл Стешнева «мой Мефистофель». 8/20 октября 1870 Достоевский писал издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. По моему мнению, это и русское и типическое лицо… Я из сердца взял его».

Психическое здоровье Ставрогина

Ряд психологов и психиатров рассматривали изображённую Достоевским личность Николая Ставрогина с профессиональной точки зрения. Часть из них считает, что его странные поступки являются следствием шизофрении[15].

Примечания

  1. Ставрогин // Русская мысль. — 1914. — Т. V. — С. 80-89.
  2. Художественное слово в современном мире. Сборник статей. — ТГТУ, 2001. — В. 3. — С. 6-8.
  3. Эринии Литтелла — судьи или судимые? // Иностранная литература. — 2008. — № 12.
  4. Сергей Есенин и Николай Ставрогин. О некотором сходстве в судьбах поэта и литературного героя // журнал «Литература». — ИД «Первое сентября», 2002. — № 19.
  5. ↑ Ставрогин // Энциклопедия литературных героев / Сергей Всеволодович Стахорский. — М.: Аграф, 1997. — С. 383-385. — 495 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7784-0013-6.
  6. ↑ Ставрогин Николай Всеволодович — статья из Достоевский. Энциклопедия / Николай Наседкин. — Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100-8.
  7. Ф. М. Достоевский. Бесы. Приложение. Ненапечатанная глава «У Тихона»
  8. Достоевский и «отношения между полами» Об одном факте, зафиксированном в «Летописи жизни и творчества Ф. М. Достоевского». — Об интересе Достоевского к феномену нимфофилии. — Об антропологии Достоевского. // Новый мир. — 1999. — № 5.
  9. Лебядкина Марья Тимофеевна — статья из Достоевский. Энциклопедия / Николай Наседкин. — Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100-8.
  10. Шатова Мария (Marie) — статья из Достоевский. Энциклопедия / Николай Наседкин. — Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100-8.
  11. Шатова Дарья Павловна — статья из Достоевский. Энциклопедия / Николай Наседкин. — Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100-8.
  12. Тушина Лизавета Николаевна (Лиза) — статья из Достоевский. Энциклопедия / Николай Наседкин. — Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100-8.
  13. Ефремов, 2008
  14. Полонский В.П. Николай Ставрогин и роман «Бесы» // Спор о Бакунине и Достоевском. Статьи Л.П. Гроссмана и Вяч. Полонского. Л., 1926
  15. Патография Николая Ставрогина // Независимый психиатрический журнал. — 2005. — № 1.

Литература

  • Ставрогин Николай Всеволодович — статья из Достоевский. Энциклопедия / Николай Наседкин. — Алгоритм, 2003. — 800 с. — (Русские писатели). — 5000 экз. — ISBN 5-9265-0100-8.
  • Николай Ставрогин — статья из Энциклопедия литературных героев / Сергей Всеволодович Стахорский. — М.: Аграф, 1997. — С. 383-385. — 495 с. — 7000 экз. — ISBN 5-7784-0013-6.Л. И. Сараскина
  • Ставрогин // Русская мысль. — 1914. — Т. V. — С. 80-89.
  • Людмила Ивановна Сараскина Федор Достоевский. Одоление демонов. — М.: Согласие, 1996. — 462 с. — ISBN 5-86884-048-8.
  • Владимир Сергеевич Ефремов. Великая сила, ушедшая в мерзость (Жизнь и смерть Николая Ставрогина) // Самоубийство в художественном мире Достоевского. — СПб.: Издательство «Диалект», 2008. — С. 445-517. — 584 с. — ISBN 978-5-98230-037-9.
  • Ковалева Светлана Викторовна Антихрист: Н. Ставрогин или П. Верховенский (по роману Ф. М. Достоевского «Бесы») // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2009. — В. 1.
  • Михаил Малышев; пер. О. С. Мастюгиной. Крайности нигилизма: образ Ставрогина в романе Достоевского «Бесы» // Alter Idem. — М., 2009. — В. 2: Феноменология реальности: конструктор и концепт. — С. 110-123.
  • Илья Овчинников. Достоевский и нигилизм // Вступление к части II. Русский журнал (28 Февраля 2001). Проверено 4 октября 2013.


Николай Ставрогин.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47