Номоканон год, номоканон святого иоанна постника

04-02-2024

Номокано́н (греч. Νομοκανών — закон-правило) — византийские сборники церковных правил и императорских указов, касающихся церкви, составленные в VIVII веках и впоследствии дополненные. Древнейший из номоканонов приписывают Иоанну III Схоластику, константинопольскому патриарху VI в. Известен также сербский номоканон Святого Саввы т.н. серб. Законоправило. Одна из редакций «Номоканона» была положена в основу древнерусской «Кормчей книги» (XIII в.) — основного источника церковного права в средневековой Руси.

Содержание

Византийский номоканоны

Сборник Иоанна Схоластика

Иоанн Схоластик, первоначально адвокат, впоследствии Константинопольский патриарх, составил в период между 540 и 557 годами сборник церковных правил (др.-греч. Σύνταγμα κανώνων) в систематическом, а не хронологическом порядке, сведя все постановления, относящиеся к одному предмету в один подраздел, титул. В начале титула, которых всего было 50, помещалось его заглавие. Данный сборник был составлен на основе утраченного сборника из 60 титулов.

В состав сборника вошли следующие правила:

Сборник Иоанна Схоластика пользовался большим автритетом и не был вытеснен даже более поздними номоканонами, и был, возможно, переведён на славянский язык Святым Мефодием[1].

Номоканон из 50 титулов

Номоканон из 50 титулов, ранее также приписывавшийся Иоанну Схоластику имеет то же количество рубрик того же названия, однако был составлен позже и включал, в дополнение к содержимому номоканона Иоанна Схоластика соответствующие по содержанию места из свода Юстиниана. Этот сборник дошёл до нашего времени в большом количестве сильно различающихся рукописей, исследования которых (например, Иосифа Ассемани) не позволили создать их классификацию.

Оригинального содержания в данном номоканоне не много. Полностью заимствовано содержание и структура номоканона Иоанна Схоластика, из лат. Collectio LXXXVII capitulorum взято предисловие и значительная часть содержания. Новым стало только добавление из Кодекса и Пандект. Вероятно, сборник был составлен в правление одного из ближайших преемников Юстиниана, Юстина II или Тиберия II. По крайней мере, он был составлен до Трулльского собора (692 год), внёсшего изменения в апостольские правила и правила Отцов Церкви. Поскольку в него не были включены важные церковные новеллы Ираклия, то можно ещё более сдвинуть в прошлое дату составления этого сборника[2].

Номоканон из 14 титулов и номоканон Фотия

Составленный в IX веке патриархом Фотием номоканон из 14 пунктов был основан на аналогичном по структуре сборнике, который до нашего времени не дошёл. Об этом можно судить по отчётливо выделяемым двум авторам предисловия, одно из которых, более старое, позволяет датировать исходную версию сборника примерно VII веком. Добавления Фотия включали включение последних вселенских соборов и актуализацию правил апостолов и Отцов Церкви. По сравнению с номоканоном из 50 титулов расширено использование извлечений из законодательства Юстиниана, в том числе и из новелл[3].

Номоканон Святого Саввы

Святой Савва в 1219 году составил номоканон под названием Законоправило. Это был первый сербский устав. Законоправило регулировало весьма большую область общественных отношений, как церковных так и гражданских. Часть Законоправилa, oтносящийся к церковному праву был составлен из: Синопсиса Стефана Эфесского, Номоканонa Иоанна Схоластика, Номоканона в 14 заглавий, Правил святых апостолов, Правил святых отцов, Решения Вселенских и Поместних соборов и законодательства Мойсея (3 и 5 книга Моисея). Часть, относящуюся к Гражданскому праву составляли: Выводы из Новелл Юстиниана (около 550 г.), юридический сборник, составленный Иоанном Схолсатиком, Collectio tripartita, собрание законов законодательства Юстиниана и Прохирон (Закон городскoй) из 879 г, сборник византийского гражданского, уголовного и процессуального права. Заимствуя римско-византийскогo право, Сeрбия стала составной частью европейской и христианской цивилизации. Законоправило содержало 70 глав: 6 вводных, 44 церковного права и 20 гражданского права. Законоправило – это не только простой перевод византийских гражданских и церковных юридических актов, оно содержит и толкования, написанныe Святым Саввой. Из-за этого Законоправило имеет подлинность и ценность. Савва в свое Законоправило внес многочисленные законы о защите бедных, беззащитных, находящихся под угрозой, слоев общества. Савва в Законоправиле подчеркнул согласие духовной и мирской (гражданской) власти.

Литература

  • Азаревич Д. И. часть 1 // История византийского права. — Ярославль: Тип. Г. В. Фалька, 1876. — 118 с.

Внешние ссылки

  • Кормчая книга на церковно-славянском языке (в формате DjVu, файлы zip)

Примечания

Номоканон год, номоканон святого иоанна постника.

Шкаруба, Константин Фёдорович, Лазы универсальные, Файл:Valeriya Novodvorskaya voice.oga.

© 2011–2023 stamp-i-k.ru, Россия, Барнаул, ул. Анатолия 32, +7 (3852) 15-49-47